Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №152283

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты использования дидактической игры как средства
формирования умения планирования у младших школьников на уроках математики 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 9
1.2 Формирование умения планирования у младших школьников на
уроках математики 19
1.3 Особенности использования дидактической игры как средства
формирования умения планирования на уроках математики в начальной школе 28
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию умения
планирования у младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры (на примере УМК «Школа России», 2-ой класс) 38
2.1 Изучение уровня сформированное™ умения планирования у
младших школьников 38
2.2 Программа формирования умения планирования у младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры.... 49
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию умения планирования у младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры 58
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложение А

Актуальность исследования. Происходящие на современном этапе развития общества социально-экономические реформы диктуют необходимость совершенствования системы школьного образования. Отдельного внимания в реформировании образовательной системы заслуживает начальная школа, поскольку, по мнению Л.В. Зайкова, Д.Б. Эльконина, именно в период начального звена происходит закладка интеллектуального потенциала учеников, развитие сферы познания и учебной активности [11; 45].
Младший школьный возраст обладает колоссальными потенциальными возможностями для личностного и интеллектуального развития ребенка. Однако для того, чтобы сделать ребенка субъектом собственного образования, научить его самостоятельно учиться и исследовать явления, необходимо с самого начала школьного обучения формировать и развивать у него способности самостоятельного теоретического познания.
Введение государственных образовательных стандартов в систему образования предусмотрено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [41]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НОО) [40] ставит перед школой задачу формирования у обучающихся не только предметных знаний, умений и навыков (ЗУН), но и формирование универсальных учебных действий (УУД), которые представляют собой совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса, планирование собственной учебной деятельности.
В УУД выделяют личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные. Основным умением для реализации любой практической деятельности является регулятивные УУД планирования.
Одну из ключевых ролей в формировании навыка планирования обучения у учащихся младших классов выполняют занятия математикой.
Дидактические игры представляют собой совместную управляемую деятельность ученика и педагога, в которых возможно формирование симуляций различных ролей для ученика. В дидактической игре ученик может принять три модели поведения: обучающийся, учитель и организатор обучения
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать использование дидактических игр на уроках математики при формировании умения планирования у младших школьников.
Предполагается, что цель исследования может быть достигнута решением следующих задач:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
2. Выделить теоретические и методические аспекты формирования умения планирования у младших школьников на уроках математики;
3. Определить особенности использования дидактической игры как средства формирования умения планирования на уроках математики в начальной школе;
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию умения планирования у младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры (на примере УМК «Школа России», 2 класс);
5. Разработать методическую программу организации дидактических игр, направленных на формирование навыка планирования у младших школьников на уроках и проанализировать полученные результаты по итогам контрольного этапа исследования.
На разных этапах исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, анализ основных понятий, обобщение;
эмпирические - анкетирование, наблюдения, письменный и устный опрос, тестирование с целью определения уровня сформированное™ умения планирования (методика Л. И. Аршавиной «Найди фигуру», тест П.Я. Гальперина «Выкладывание узоров из кубиков»), педагогический эксперимент.
Объект исследования: формирование умения планирования у младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования умения планирования у младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования: в работе высказано предположение, что формирование умения планирования у младших школьников будет более эффективно осуществляться при использовании на уроках математики дидактических игр, содержащих в себе две задачи: дидактическую и игровую.
Степень разработанности темы: проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников рассматриваются в работах многих известных ученых. Основой концепции развития универсального учебного действия может рассматриваться системно- деятельностный подход в психологии и педагогике, разработанный в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В нем раскрываются закономерности формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития.
Кроме того, подходы формирования УУД рассматривались такими учеными как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменский, И.А. Володарский, O.A. Карабанов и др.
Вопросами теории и практики образовательных возможностей дидактических игр занимались известные ученые и педагоги: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, О.А. Федосеева, Н.Д. Соколова, Л.Б. Баряева, Е.А. Стребелева, А.П. Зарин и другие.
Использование игры в процессе детского образования имеет давнюю историю, игровой метод обучения описан в многочисленных трудах как теоретиков, так и практиков образования. Итальянский педагог Мария Монтессори применяла обучающие игры, формирующие навык самостоятельности в процессе обучения. Основоположником российской научной педагогики в России, Константином Дмитриевичем Ушинским, игра рассматривалась как свободная деятельность и часть комплексного подхода к развитию познавательных навыков ребёнком. Ушинский отмечал, что помимо развлечения игра может являться дополнительным способом познания и развития интереса к учебе.
Практическая значимость работы: заключается в разработке комплекса дидактических игр и технологической карты урока, направленных на формирование регулятивного УУД - планирования, которые могут использовать в своей практической деятельности учителя начальных классов.
По материалам выпускной квалификационной работы на сайте infourok.ruопубликована методическая разработка «Изучение уровня сформированное™ умения планирования у младших школьников», которая успешно прошла проверку и получила высокую оценку от эксперта.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по теме работы свидетельствует, что младший школьный возраст - это период значительных позитивных изменений в жизни ребенка.
Младшим школьникам (от 6-7 до 10 лет) свойственны повышенная эмоциональность, любознательность, подражательность, направленность на познание окружающего мира, чувствительность к воздействию со стороны взрослого и сверстников. Основой учебной деятельности младших школьников является целая система мотивов, находящихся в определенном соотношении друг с другом.
В младшем школьном возрасте умение планирования - это механизм осознания действий, который заключается в предварительном построении модели будущих действий и ориентации на идеальную модель в процессе её реализации. На основании вышеизложенного, мы считаем, что именно в период младшего школьного возраста учителю важно работать над формированием у детей данного умения.
Регулятивные УУД содержат совокупность таких действий обучающихся как: планирование, целеполагание, контроль, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция. Согласно ФГОС НОО от современного ученика требуется развитие умения планирования, поскольку оно способствует упорядочиванию и систематизации детьми учебных действий, своевременному прогнозированию возможных трудностей и путей их преодоления.
Особенности формирования умения планирования у младших школьников, определяются возрастными психофизическими новообразованиями, присущими младшему школьному возрасту, сменой ведущего вида деятельности игровой на учебную.
Дидактическая игра, как следует из ее названия, содержит в себе две задачи: дидактическую и игровую. Такая игра является ценным ресурсом развития умственного и психического развития, она может быть использована с совмещением познавательной и рекреативной целей, тем самым значительно повышая эффективность обучения.
Обобщив результаты современных исследований, мы предположили, что применение дидактических игр на уроках математики будет способствовать повышению уровня сформированное™ учебного действия планирования у младших школьников.
Для достижения цели исследования, которая заключалась в изучении возможности использования дидактических игр на уроках математики при формировании умения планирования у младших школьников, была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 8-9 лет (11 мальчиков и 9 девочек). Для диагностики уровня сформированное™ умения планирования у младших школьников были отобраны следующие методики: методика Л.И. Аршавиной «Найди фигуру», тест П.Я. Гальперина «Выкладывание узоров из кубиков».
Анализ первичной диагностики был направленный на изучение сформированное™ умения планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей и умения планировать действия при выполнении упражнения (ориентировка, степень произвольности, уровень произвольности контроля, наличие средств контроля, характер контроля).
Обобщая результаты исследования по двум методикам, мы пришли к выводу, что большинство младших школьников имеют средний уровень сформированное™ умения планирования (52 %), а также имеются дети с низким уровнем (29 %).
Результаты проведенного теста П.Я. Гальперина «Выкладывание узоров из кубиков» также показали, что большинство младших школьников имеют средний уровень сформированное™ умения планирования: по ориентировке у детей средний уровень (63 %); по характеру ориентировки у детей средний уровень (53 %); по характеру сотрудничества у детей средний уровень (48 %); средний уровень произвольности (43 %); по уровню произвольного контроля у младших школьников средний уровень (63 %). Дети использовали неэффективные средства контроля - средний уровень (53 %).
На основании результатов первичной диагностики было определено дальнейшее направление и содержание работы. Исходя из того, что большинство младших школьников имеют средний уровень сформированное™ умения планирования, а также имеются дети с низким уровнем, дальнейшая работа была направлена на формирование умения планирования у младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры.
Для формирования умения планирования у младших школьников на уроках математики нами была разработана и реализована программа с использованием дидактических игр.
После проведения формирующей работы, мы провели контрольный этап исследования. Сравнительный количественный и качественный анализ результатов констатирующего (высокий уровень - 19 %, средний уровень - 52 % и низкий уровень - 29 %) и контрольного (высокий уровень - 30 %, средний уровень - 55 % и низкий уровень - 15 %) этапов экспериментальной работы показал положительную динамику в сформированное™ у младших школьников умения планирования.
Итак, мы считаем, что в процессе написания работы все задачи были решены, цель исследования - достигнута.



1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А. Г. Асмолов. - Москва : Просвещение, 2011. - 234 с.
2. Ахметдинова, Т. Р. Индивидуальное развитие первоклассника в процессе творческой деятельности на уроке / Т. Р. Ахметдинова // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 61-63.
3. Белошистая, А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет : Пособие для педагогов дошк. Учреждений : В 2 кн. Кн. 1 : Конспекты занятий. Методические рекомендации. Программа / А. В. Белошистая. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 120 с.
4. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста /3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - Москва : Просвещение, 1991. - 207 с.
5. Божович, Е. Д. Позиция субъекта учения: личностные и когнитивные факторы / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 19-30.
6. Брагина, Н. А. Дидактическая игра как средство развития умений оперировать с понятиями на уроках математики / Н. А. Брагина // Апробация. - 2015. - № 12 (39). - С. 102-104.
7. Верёвкина, Л. Е. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики с помощью игровых технологий / Л. Е. Верёвкина // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 16. - С. 59-63.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
9. Гавриленко, Н. У. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста в организации праздничной деятельности / Н. У. Гавриленко // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 3. - С. 23-26.
10. Гуцко, А. А. Формирование познавательных учебных действий младших школьников / А. А. Гуцко // Вестник науки. - 2020. - Т. 2. - № 2 (23). - С. 26-32.
11. Зак, А. 3. Развитие умственных способностей младших школьников / А. 3. Зак. - Москва : Просвещение», 2013. - 318 с.
12. Зак, А. 3. Формирование умения планировать у младших школьников / А. 3. Зак // Научный электронный журнал Меридиан. - 2020. - № 6 (40). - С. 159-161.
13. Захарова, Т. Г. Психологические особенности темперамента детей младшего школьного возраста / Т. Г. Захарова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2011, Т. 1. - № 1. - С. 106-110.
14. Землянская, Е. В. Учебное сотрудничество младших школьников на уроке / Е. В. Землянская // Начальная школа. - 2008. - № 1. - С. 16-22.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов / И. А. Зимняя. - Москва : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 447 с.
16. Зиновьева, В. Н. Приемы формирования регулятивного универсального учебного действия планирования у учащихся начальных классов на уроках математики / В. Н. Зиновьева, Н. А. Константинова // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского: материалы докладов психолого-педагогических секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Психолого-педагогические науки». - 2017. - С. 37-43.
17. Исакова, Н. Л. Развитие познавательных процессов у младших школьников через экспериментальную деятельность / Н. Л. Исакова. - Москва : Детство-Пресс, 2013. - 75 с.
18. Каширских, С. Б. Характеристика и специфика познавательных способностей детей младшего школьного возраста / С. Б. Каширских // Проблемы и тенденции научных исследований в системе образования: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 40-43.
19. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. - Москва : Высшая школа, 2002. - 400 с.
20. Майстренко, А. В. Роль учебной деятельности в формировании психологических характеристик младших школьников / А. В. Майстренко // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 8 (41). - С. 60-63.
21. Маннанова, Д. А. Математическая игра «Плюсики - минусики» / Д. А. Маннанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 17. - С. 1-5.
22. Математика: учебник 2 класс. В 2 частях / [М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.]. - Москва : Просвещение, 2015. - Ч. 1 - 96 с., Ч. 2 - 112 с.
23. Мендыгалиева, А. К. Использование методических приемов в процессе формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников / А. К. Мендыгалиева, Р. Ф. Швецова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-6. - С. 342-348.
24. Минаева, Е. В. Диагностика внутреннего плана действий у младших школьников на учебном содержании / Е. В. Минаева, О. Ю. Дедова, А. Г. Евстифеева // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 20. - С. 199-201.
25. Моцик, К. И. Дидактические игры на уроках математики в начальных классах / К. И. Моцик // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве: сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции, приуроченной к 195-летию со дня рождения К.Д. Ушинского и 155-летию выхода учебника «Родное слово». - 2019. - С. 165-169.
26. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 т. Введение в психологию: учебник / Р. С. Немов. - Москва : Юрайт, 2014. - Т 1. - 726 с.
Т1. Новые ФГОС : формирование умения планировать у учащихся средней школы [Электронный ресурс] / М. А. Кубышева, М. В. Рогатова // Центр СДП «Школа 2000...» АПК и НПРО. - Режим доступа : http://www.sch2000.ru/library/detail.php?ID=6499.
28. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов. 4-е изд. / Р. В. Овчарова. - Москва : Академия, 2008. - 448 с.
29. Парамзина, Е. И. Психолого-педагогические аспекты формирования готовности детей младшего школьного возраста к учебной деятельности / Е. И. Парамзина // Известия института педагогики и психологии образования. - 2019.
- № 1. - С. 65-69.
30. Психология детства / Под ред. А. А. Реана. - Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. - 177 с.
31. Психология младшего школьника / Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т., 2018 - 109 с.
32. Самыгин, С. И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С. И. Самыгин; под общей редакцией Л. И. Щербаковой. - Ростов на Дону : Феникс, 2013. - 220 с.
33. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. - Москва : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
34. Семенова, К. В. Теоретические основы формирования у младших школьников умения планировать учебную работу / К. В. Семенова // Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее: сборник материалов XI Региональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов. - 2015. - С. 282-286.
35. Соколова, Н. В. Учебная мотивация в младшем школьном возрасте / Н. В. Соколова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2019. - № 15 (33).
- С. 366-368.
36. Соловьенкова, Н. К. Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста / Н. К. Соловьенкова // Ростовский научный журнал. - 2019. - № 4. - С. 76-84.
37. Стрельцова, А. Д. Условия и особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста / А. Д. Стрельцова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXIX Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 65-69.
38. Строкина, Т. Д. Возможности уроков математики в формировании регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников / Т. Д. Строкина // Актуальные вопросы социальной педагогики и психологии: теория и практика: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 204-207.
39. Тивикова, С. К. Формирование у учащихся регулятивного действия планирования на уроках русского языка / С. К. Тивикова, О. В. Колесова, Н. Н. Деменева // Сибирский учитель. - 2019. - №1 (122). - С. 81-87.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. - Москва : Институт стратегических исследований в образовании РАО. - Режим доступа : http:// standart. edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
41. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
42. Хамидова, Р. X. Роль дидактической игры в учебном процессе / Р. X. Хамидова, Р. М. Эхаева // Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 189-193.
43. Чуева, Р. И. Игра на уроках математики в начальной школе как один из путей формирования УУД / Р. И. Чуева // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов X Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 124-126.
44. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 1989. - 560 с.
45. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие ребёнка от рождения до 7 лет / Д. Б. Эльконин. - Москва : Просвещение, 2016. - 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ