Рациональная организация физического воспитания и использование инновационных средств, в целях укрепления физического здоровья и физических кондиций учащихся является актуальной задачей, как для теории, так и для практики в сфере физического воспитания. Необходимость дальнейшего развития и совершенствования системы физического воспитания требует поиска инновационных форм работы с учащимися средней ступени школы, рационального внедрения эффективных технологий восточных боевых единоборств, в теорию и практику физического воспитания детей и подростков.
В 2005-2007 гг. такие ученые в области физического воспитания как: А. В. Шаханова, Л.П. Матвеев, Г.С. Туманин, В.П. Лукьяненко, Л.К. Сидоров, А.Н. Савчук стали более тщательно исследовать проблему низкого уровня физкультурной образованности населения нашей страны. Поиск путей совершенствования системы физического воспитания привёл к тому, что сегодня возникает необходимость реформирования уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях. [А.Н.Савчук, Н.В. Муханова].
Большая возможность для изменения этой ситуации заложена в совершенствовании физического и духовного развития подростков на занятиях восточное боевое единоборства дисциплина сётокан [Алхасов Д.С. 2010, Биджиев С.В. 1994, Головин А.А., Савчук А.Н. 2011, Вещиков Ф.А. 2011, Волков В.Г., Шепелев М.В. 2010.]
Посредством восточное боевое единоборства дисциплины сётокан человеческое существо получает средство, с помощью которого его умственные и физические способности могут быть расширены и улучшены [Х. Нишияма ITKF методическое пособие 1994]
Как вид физической культуры восточное боевое единоборство почти не знает себе равных. Его техника предусматривает работу большого количества мышц, что создаёт прекрасные условия для общей тренировки, развивает координацию и ловкость, позволяет поддерживать хорошую спортивную форму. Освоение техники сётокан, основанной на умелой координации работы мышц, даёт хорошую физическую, психологическую и моральную подготовку. [Зубенко В.И. 2005, Браун Р., Нишияма Х. 1994, Накаяма М. 1999, Каштанов Н. 2007, Прохоруков О.Ю. 2008, Волков В.Г., Шепелев М.В. 2010].
Объектом нашего исследования - является процесс физического воспитания учащихся школы среднего звена.
Предмет исследования – программное, методическое обеспечение повышения физических качеств школьников возрастной группы 14-15 лет, включающего комплекс физических упражнений с элементами восточного боевого единоборства.
Целью исследования - является повышение основных физических качеств (быстроты, общей выносливости, силы) учащихся средних классов на основе программно – методического материала, включающей комплекс физических упражнений с элементами восточного боевого единоборства дисциплина сётокан.
Задачи исследования
1. На основе литературных источников изучить современные проблемы развития физических качеств у школьников 14 – 15 лет.
2. Разработать программно – методический материал повышения физических качеств, школьников 14-15 лет, на основе упражнений восточных единоборств, (на примере восточного боевого единоборства дисциплина сётокан).
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного программно – методического материала.
Гипотеза – предполагается, что с использованием разработанного нами программно – методического материала, на основе комплекса упражнений восточного боевого единоборства, в системе физического воспитания школьников средней школы, повысится мотивация к занятиям физической культурой, что позволит развить физические качества более эффективно по сравнению с традиционными методиками....
Таким образом, в настоящей работе на основе проведенного анализа учебно-методической литературы, математико-статистической обработки результатов контрольных нормативов, мониторинга заболеваемости и изменений социальных показателей была определена оптимальная методика повышения физических качеств школьников средствами восточных единоборств (на примере восточное боевое единоборство дисциплина сётокан).
1. Анализ научно-методической литературы позволил установить, что на сегодняшний день физическая подготовленность подростков 14-15 лет находится на недостаточном уровне. Рациональное применение средств восточных единоборств и системы тренировки в физическом воспитании школьников 14-15 лет даёт возможность:
-целенаправленно решать вопросы управления учебно-тренировочным процессом учащихся и более эффективно проводить обучение технике спортивных упражнений;
• расширить круг средств и методов, применяемых в физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической подготовке
учащихся.
2. В восточное боевое единоборство дисциплина сётокан, существуют обоснования движений с позиции биомеханики, отличающиеся по своей структуре от движений других видов спорта и способствующих комплексному воздействию на опорно-двигательный аппарат и весь организм занимающихся, что позволяет:
- изобретательно и целенаправленно развивать основные или специфические группы мышц, определяющие успех в данном виде спорта, где необходимо проявление максимальных усилий;
• применять упражнения локального и регионального характера, способствующие укреплению относительно слабых, звеньев мышечной
системы подростков среднего школьного возраста;
• многократно повторять сложно-координационные упражнения в заданном режиме;
• восстанавливать в мышечной памяти основные фазы и детали двигательных действий;
- чётко дозировать нагрузку.
3. В результате проведённого эксперимента учащиеся, занимающиеся восточное боевое единоборство дисциплина сётокан, показывают более высокие показатели развития быстроты, общей выносливости, силы и силовой выносливости мышц торса, брюшного пресса. Кроме того, повышение общего уровня здоровья положительно влияет на снижение заболеваемости и количество уроков, пропущенных по болезни.
4. Изменение социальных показателей участников эксперимента:
- участники экспериментальной группы значительно увеличили круг общения за счет новых знакомств со спортсменами федерации восточное боевое единоборство дисциплина сётокан, подростками, отдыхавшими в оздоровительных лагерях, где проводились сборы.
- повысилась самооценка подростков, что проявилось при участии в творческих конкурсах, борьбе за призовые места во всех программах проводимых федерацией восточного боевого единоборства.
5. Внесение элементов восточное боевое единоборство дисциплина сётокан в систему физического воспитания как дополнительных упражнений к основным средствам подготовки, даёт возможность более полно раскрыть физические способности школьников, а также повысить интерес на уроках физической культуры.
1. Володина В.С., Савчук А.Н. Теория и методика физического воспитания школьников: учебное пособие/ Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2014. -432 с.
2. Головин А.А., Савчук А.Н. Формирование физической культуры личности школьников восточными единоборствами (на примере кёкусинкай каратэ)/Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2011. №39(256).С. 127 – 132.
3. Савчук А.Н., Муханова Н.В. Современные подходы к организации уроков физической культуры. /Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2011. № 20.С. 6 – 7.
4. Муханова Н.В., Савчук А.Н. Повышение двигательной активности школьников через мотивированную потребность в занятиях физической культурой.//Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 5. С. 171 -174.
5. Колпакова Т.В., Кужугет А.А. Математическая статистика для студентов ИФКСиЗ им. И.С. Ярыгина: учебное пособие/ Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2014. -68 с.
6. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: Киев. Утверждено Министерством образования и науки Украины в качестве учебника для студентов высших учебных заведений физического воспитания и спорта. 2003. – 422с.
7. Алхасов Д.С. Классификация и объём технических элементов восточных единоборств/Д.С. Алхасов/ХХ международная научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». – Коломна: МГОСГИ, 2010. – С. 269-272
8. Крысин М.В. Планирование спортивной тренировки в каратэ: монография/М.В.Крысин, Д.С. Алхасов, Б.М. Седов, В.И. Коваль. – М. Компания Спутник+, 2008. – 172с.
9. Прокудин К.Б. Технология построения тренировочного процесса юных каратистов на этапе предварительной подготовки: дис…канд. пед. наук/ К.Б. Прокудин. – Коломна, 2000. – 186с.
10. Скотников В.Ф. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства и училищ олимпийского резерва/В.В. Скотников, В.И. Смирнов, Я.Э. Якубенко. – М.: Советский спорт, 2005. – 106с.
11. Иванов-Катанский С.А. Базовая техника каратэ /С.А. Иванов- Катанский. – М.: ГРАНД – ФАИР. 2001. – 544с.
12. Вещиков Ф.А. Организация многолетней подготовки спортсменов в ашихара – каратэ. /Теория и практика физической культуры. 2011. №3.С. 18 – 20.
13. Бауэр В.Г. Социальное значение физкультуры и спорта в современных условиях развития России//В.Г. Бауэр// Теория и практика физ. культуры. – 2001. -№1. – С.2.
14. Будагъяянц Г.Н. Этапы обучения технике рукопашного боя: Учебно-методическое пособие /Г.Н. Будагъянц, С.В. Попов, Н.Б. Анисов, В.В. Серебряк; МВД Украины, Луганск. гос.ун-т. внутр. дел им. Э.А. Дидаренко. – Луганск: РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидаренко, 2008. – 64 с.
15. Астаьев В.С., Борисов В.В. Формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в структуре физической культуры личности./Теория и практика физической культуры. 2008. № 8.С. 11 -15.....39