Только Word
Введение……………………………………………………………………………3
1. Анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме……………………………………………………………………………5
1.1. Особенности методики воспитания гибкости в младшем возрасте…..…...5
1.2. Методика, направленного развития и совершенствования гибкости….....9
1.3. Особенности развития гибкости в младшем школьном возрасте…….…17
2. Методы и организация исследования……………………..............................21
2.1 Задачи исследования………………………………………………………....21
2.2. Методы исследования………………………………………………………21
2.2.1. Анализ научной и методической литературы…………………………..21
2.2.2. Педагогическое тестирование……………………………………………22
2.2.3. Медико-биологический эксперимент……………………………………22
2.2.3. Педагогический эксперимент…………………………………………….23
2.2.4.Методы математико-статистической обработки данных…………….....24
2.3. Организация исследования…………………………………………………25
3. Результаты исследования…………………………………………..…………27
3.1. Методика воспитания гибкости на уроках гимнастики у учащихся начальной школы……………………………………….………….………….....35
3.2. Результаты исследования и их обсуждение …………….….……………..35
Выводы……………………………………………………..…….…………….....44
Список использованных источников…………….…………….……………….47
Физическое развитие подрастающего поколения представляет собой важную характеристику целостного организма, его состояния и готовности к различным видам жизнедеятельности. В теории и методике физического воспитания физическое развитие характеризуется тремя группами показателей: морфологическими, функциональными и уровнем развития физических качеств. Определяющее значение для решения базовых задач физического воспитания имеет обеспечение оптимального уровня развития физических качеств, присущие человеку, тех врожденных морфофункциональных свойств, благодаря которым возможна целесообразная двигательная деятельность.
К основным физическим качествам относят: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость, их проявление зависит от особенностей и возможностей функциональных систем организацию (Глазырина Л.Д., 2003).
Задачи оптимизации индивидуального физического развития решаются на протяжении многолетнего процесса физического воспитания, конкурентное их содержание отлично в разные периоды возрастного развития, так как наиболее значительные поступательные изменения форм и функциональных возможностей организма происходит в силу естественных закономерностей возрастного развития (Менхин Ю.В., 1989; Бутин И.М., 2003).
Особо важными особенностями возрастного развития детей младшего школьного возраста является:
- относительно равномерное развитие опорно-двигательного аппарата;
- большая подвижность суставов;
- высокая эластичность связочного аппарата;
- наличие большого количества хрящевой ткани в скелете;
- эластичность мышц впоследствии значительного содержания белковых неорганических солей и воды;
-достаточная естественная гибкость позвоночного столба;
- незавершенный процесс окостенения (Журавин М.Л., 2001).
Младший школьный возраст – благоприятный период для развития практически всех суставах. Если этого не происходит, то время для формирования физической и функциональной основы будущего физического потенциала можно считать упущенным.
Актуальность выбранной темы обусловлена:
- сенситивным периодом развития гибкости в младшем школьном возрасте, наличие тех возрастных особенностей, которые благоприятствуют воспитанию и совершенствованию данного физического качества;
- большими педагогическими возможностями гимнастических упражнений, которые широко представлены в учебной программе по физическому воспитанию для начальной школы.
Объект исследования: процесс обучающихся развития гибкости у обучающихся начальной школы.
Предмет исследования: развитие гибкости на уроках физической культуры у обучающихся начальной школы.
Цель исследования: теоретическое обоснование и внедрение разработанных комплексов упражнений на уроках гимнастики с элементами акробатики обучающихся начальной школы.
Гипотеза исследования: Направленное исследование комплекса средств и методов воспитания гибкости на уроках гимнастики, в соответствии с особенностями возрастного развития, способствует значительному повышению уровня развития данного качества в возрасте 7-11 лет.
Практическая значимость. Результаты работы были положены в основу организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре, разработанных на основе комплексной программы (2004) для учащихся начальной школы общеобразовательной школы.
По результатам работы предлагается методика, направленная на повышение уровня развития гибкости на уроках гимнастики....
1. Анализ уровня научно-методических источников выявил, что необходимым является развитие гибкости у детей младшего школьного возраста вследствие имеющихся благоприятных возрастных особенностей.
2. Разработана методика воспитания гибкости на уроках гимнастики у учащихся начальной школы.
3. В результате проведения педагогического эксперимента определена эффективность применяемой методики и ее влияние на уровень развития гибкости учащихся 1-х классов.
а) результат в тесте наклон вперед из положения сед на полу у девочек контрольной группы в конце эксперимента составил 2,4±0,05 см., в экспериментальной - 4,1±0,02 см., различия достоверны (p<0,05). В тесте «Мост» результат в контрольной группе составил 10,2±0,03 см., в экспериментальной - 8,1±0,02 см., различия достоверны (p<0,05). Результат в тесте отведение рук назад лежа на животе в контрольной группе составил 5,7±0,02 см., в экспериментальной группе - 7,2±0,02 см., различия достоверны, (p<0,05). В тесте махи ногой результат в контрольной группе составил 87,5±3,7 градусов, в экспериментальной - 98,6±2,1 градусов, различия достоверны (p<0,05).
б) у мальчиков в конце эксперимента нами обнаружены достоверные различия между контрольной и экспериментальными группами только в показателях подвижности позвоночного столба «мост» и «отведение рук назад лежа на животе», что, по нашему мнению объясняется меньшей подвижностью суставов у мальчиков, чем у девочек. Результат в контрольной группе составил 25,2±0,1 см, в экспериментальной группе - 20,9±0,2 см, различия достоверны (p<0,05). Результат в тесте отведение рук назад лежа на животе составил в контрольной группе 6,1±0,1 см., в экспериментальной - 8,9±0,02 см, различия достоверны (p<0,05).