Только Word
Введение……………………………………………………………………… …3
Глава 1. Литературный обзор
1.1. Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего
школьного возраста……………………………………………………………...7
1.2.Развитие движений у детей 10-11 лет…….……………………….………10
1.3. Понятия ловкости, ее виды..………………………………………………11
1.4. Координация физиологических функций как основа управления движениями……………………………………………………………………..13
1.5. Средства и методы развития координационных способностей ………...20
1.6. Тесты, используемые для определения уровня развития координационных способностей………………………………………………28
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования………………………………………..…………….30
2.2 Организация исследования……………………………….…………….....34
2.3Содержание методики развития ловкости и оценка ее эффективности……………………………………….…………………………35
Выводы…………………………………………………………………………..41
Практические рекомендации……………………………………………….......43
Список используемой литературы……………………………………………..44
Приложения ..………………………………………………………………..48-63
Актуальность темы заключается в том, занимаясь с детьми преподаватели, учителя озабочены как правило, развитием у своих подопечных основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости. Для этого существует много отработанных методик, педагогических находок, известны сотни упражнений. Широко используется и тестирование, чтобы определить результаты занятий. Но есть качества, которые важны для человека не меньше чем сила и выносливость. Это сложный комплекс способностей, называемый ловкостью, чаще используются понятие «координационные способности» (вестибулярная устойчивость, быстрота перестраивания и согласованность разных действий, воспроизведение временных и пространственных параметров и т.п.) Ловкие люди — обладатели большого двигательного опыта, легко осваивающие новые сложные по координации упражнения. Ловкость — очень полезное качество для будущей профессиональной и военно-прикладной деятельности.
Основной и ведущей формой физического воспитания в школе был и остается урок физической культуры, поэтому и решать эту задачу необходимо на уроке.
Анализируя опыт учителей наиболее выраженное снижение интереса к занятиям физическими упражнениями проявляется у девочек 10-11 лет.
В то же время установлено, что морфофункциональные и психологические особенности девочек 10-11 летнего возраста создают предпосылки к занятиям на развитие ловкости и координации движений.
Координационные способности имеют важное значение в обогащении двигательного опыта учащихся. Чем большим объемом двигательных навыков владеет учащийся, тем выше уровень его ловкости, тем быстрее он
сможет овладеть новыми движениями. Показателями ловкости является координационная сложность движений, точность и время их выполнения, которые главным образом связаны с ориентировкой в пространстве и тонкой моторикой.
Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть нечто иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, то есть превращение их в управляемые системы» (28).
Ю.Ф. Курамшин указывает, что «…координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции».
Целенаправленному развитию координационных способностей должно уделяться значительное внимание в процессе физического воспитания школьников. Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от проявления свойств нервной системы, и особенно сенсорных систем человека (28).
Физическое воспитание детей не должно сводиться к мускульной деятельности, как это традиционно культивировалось в практике общеобразовательных школ. (22)
Важнейшей задачей физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность "умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью".
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение
разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи....
На основании анализа материала, полученного в эксперименте можно сделать следующие выводы:
1. В ходе изучения литературы посвященной теме нашего исследования, мы отобрали на наш взгляд наиболее эффективные средства и разработали методику развития ловкости у девочек 10-11 лет на уроке физической культуры.
2. Уровень развития координационных способностей у девочек, занимающихся в экспериментальной группе по разработанной нами методике средствами аэробики на уроке физической культуры, выше, чем у девочек контрольной группы.
3. Динамика улучшения показателей координационных способностей в экспериментальной группе выражена в более высоких результатах:
• Показатели развития способности к комплексной реакции у девочек экспериментальной группы стали значительно выше к концу эксперимента – 19,6%, чем в контрольной группе на 8,8%.
• Показатели развития динамического равновесия у девочек экспериментальной группы были выше к концу эксперимента на 18,4%, чем в контрольной группе на 10,9%.
• Показатели развития статического равновесия у девочек экспериментальной группы к концу эксперимента стали выше на 11,9%, чем в контрольной группе на 5,9;%.
• По показателям развития способности к согласованию движений дети экспериментальной группы к концу
• эксперимента на 9,4% превосходили учащихся контрольной группы 1,5%.
Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной нами методики развития координационных способностей девочек 10-11 лет.
Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физи-ческом воспитании.– М.: Физкультура и спорт, 1978. – 22 с.
2. Бернштейн Н.А. Вопросы координации движений и моторного поля // Г.П. Копради, А.Д. Слоним, В.С. Фарфель. Физиология труда. – М., 1935. – С. 449-450.
3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288.
4. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. – С. 559.
5. Бражнин И. Рассказы о ловкости // Костер. Ежемесячный журнал пио-неров и школьников ЦК ВЛКСМ, 1941. – №4. – С. 44-48.
6. Волков Н.И., Зациорский В.М. Некоторые вопросы теории тренировоч-ных нагрузок// Теория и практика физической культуры.– 1969.–№6.– с. 20-24.
7. Демени Г. Научные основы физического воспитания: Пер с франц. – М.: Детское чтение, 1905. – 299 с.
8. Демчишин А.А., Мухин В.Н., Мозола Р.С. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. – Киев: Здоровья, 1989. – 168 с.
9. Дубогай А.Д. Управлять здоровьем смолоду. – К.: Молодь, 1985. – 110 с.
10. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
12. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-IV клас-сов общеобразовательной школы. М., 1992.
13. Лагранж Ф. Гигиена физических упражнений детей и молодых людей. – СПб, 1894. – 230 с.
14. Лях В.И. Координационные способности школьников. – Мн.: Полымя, 1989. – 159 с.
15. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников.– М., 1998....39