Только Word
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Анализ состояния проблемы в теории……..…………………………………6
1.1. Характеристика психофизиологических особенностей школьников 6 классов …......................................................................................................6
1.2. Основные средства и методы развития скоростно-силовых способностей ……………………………………………………………..13
1.3. Развитие скоростно-силовых способностей школьников 6 классов средствами тхэквондо. ……...………………………………..................37
1.4. Внеурочная деятельность по физической культуре в общеобразовательной школе……………………………………………48
2. Методы и организация и исследования……..………………………………52
2.1 Методы исследования……………………………………………………52
2.2 Организация исследования……………………………………………....53
3. Разработка и обоснование экспериментальной программы скоростно-силовой подготовки и проверка её эффективности в педагогическом эксперименте………………………………………………….57
3.1 Разработка экспериментальной программы скоростно-силовой подготовки с использованием элементов тхэквондо……….………….57
3.2 Проверка скоростно-силовых показателей у школьников 6 классов за период эксперимента. Анализ результатов …………………………....59
Заключение……………………………………………………………………….72
Список использованных источников.…………………………………………..74
Всестороннее развитие детей, их высокий культурный и моральный уровень, гармоничное развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), хорошая работоспособность сердечнососудистой системы, дыхательной и других систем организма, здоровье – главная задача образования и физической культуры в частности.
В основе всесторонней подготовки лежит взаимосвязь всех качеств человека: развитие одного из них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание одного или нескольких качеств в развитии задерживает развитие остальных.
По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания в школе подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых способностей детей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов.
Вместе с тем, практика физического воспитания школьников свидетельствует о том, что общая динамика двигательной и особенно скоростно-силовой подготовленности детей и подростков за последние годы не только не улучшается, но и имеет тенденцию к снижению. Это вызывает необходимость поиска новых форм, средств и методов физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, приведении их в соответствие с требованиями современной жизни.
Необходимость поиска новых путей организации занятий по физической культуре со школьниками диктуется еще и лимитом учебного времени детей и подростков, их перегруженностью умственной деятельностью на других предметах школьного учебного плана и как следствие этого - низкая общая двигательная активность учащихся особенно при выполнении высокоинтенсивных двигательных действий, что необходимо при реализации скоростно-силовой подготовки. В этом плане весьма актуален поиск новых методических подходов в совершенствовании скоростно-силовых способностей у школьников во внеурочное время.
Объект исследования: процесс развития скоростно-силовых способностей у обучающихся.
Предмет исследования: специальные упражнения как средства развития скоростно-силовых способностей у обучающихся во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально доказать эффективность использования комплекса упражнений по развитию скоростно-силовых способностей у обучающихся во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что введение специальных упражнений на занятиях по тхэквондо, построенных с учетом характера упражнений, их чередования, амплитуды и дозированного воздействия, окажет положительное воздействие на развитие скоростно-силовых способностей у учащихся 6 класса.
Практическая значимость: заключается в том, что представленные материалы диагностики и упражнения по развитию скоростно-силовых способностей обучающихся могут быть использованы в практической деятельности учителя физической культуры и педагогов дополнительного образования.
Задачи исследования:
- изучить теоретико-методические основы развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 6 классов и особенности их анатомо-физиологического и психического развития;
- раскрыть средства и методы развития скоростно-силовых способностей;
- теоретически разработать и экспериментально доказать эффективность использования комплекса специальных упражнений по развитию скоростно-силовых способностей у обучающихся во внеурочной деятельности.
Методы исследования, используемые в дипломной работе:
• изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;
• тестирование уровня развития скоростно-силовых физических способностей;
• педагогический эксперимент;
• метод математической статистики.
Тема исследования является актуальной, так как подростковый возраст оптимален для развития скоростно-силовых качеств и, соответственно, общего развития определенных спортивных достижений. Однако главный вопрос - как, с помощью каких упражнений повысить скоростно-силовые качества современных подростков изучен недостаточно.
На основе анализа специальной и методической литературы нами была представлена характеристика скоростно-силовых качеств человека, выявлены особенности развития скоростно-силовых качеств в младшем подростковом возрасте, представлены возможности развития данных качеств во внеурочной деятельности. Под скоростно-силовыми качествами мы понимаем «разновидность силовых качеств, они характеризуются способностью человека проявлять силу при различных скоростях выполнения движения». В структуру скоростно-силовых качеств включены следующие компоненты: абсолютная сила, стартовая сила, ускоряющая сила, абсолютная быстрота сокращения мышц.
Можно выделить следующие особенности развития скоростно-силовых качеств у учащихся 6 класса: интенсивное формирование скелета и мышечного аппарата, что приводит к увеличению скоростных характеристик; стабилизация результатов в показателях реакции и силовых показателей.
Результаты диагностического исследования четко показали необходимость специальной работы по развитию скоростно-силовых качеств учащихся, которая должна быть эффективна во внеурочной деятельности. Именно на этих занятиях подростки реализуют свои возможности, стремление к самоутверждению, самореализации и совершенствованию.
Тхэквондо(ВТФ) является видом спорта, в котором развитие скоростно-силовых качеств является необходимым показателем для достижения высоких результатов. Тхэквондо(ВТФ) - как вид двигательной активности чрезвычайно разнообразен. В этом отношении он очень ценен как средство совершенствования самых различных физических качеств человека: быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. При этом все физические нагрузки выполняются на фоне интенсивных эмоциональных реакций.
Апробировав комплекс упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, мы увидели возможность их применения в ходе тренировочного занятия, как на подготовительном этапе, так и в ходе самого тренировочного процесса. Одной из форм реализации данного вида работы может стать метод круговой тренировки.
После реализации формирующего эксперимента была проведена диагностика уровня скоростно-силовых качеств младших подростков, которая показала положительную динамику развития, тем самым доказав эффективность представленного комплекса упражнений.
Таким образом, можно сделать выводы, что выдвинутая гипотеза подтверждена.
1. Алхасов Д.С. Научно-методическое обоснование системы обучения технике восточных единоборств/ Д.С. Алхасов/ Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2011. -N1. -С. 47-52.
2. Бисеров ,В. В. Физическая культура: учебное пособие/ В. В.
Бисеров, И. В. Рукина, Т. Л. Мухтарова, М. С. Бородулина, Л. Л. Брёхова. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008.- 275 с.
3. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Советский спорт, 2013. - 216 с.
4. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. / Ю.В. Верхошанский. - М.: Издательство, "Советский Спорт",2013.-216c.
5. Гаськов, А.В. Теория и методика спортивной тренировки в единоборствах / А.В. Гаськов.- Улан-Удэ, 2007. - 210 с.
6. Дергунов, Н.И. Специальная подготовка и комплексный контроль в единоборствах (на примере бокса) / Н.И. Дергунов, О.В. Ендропов, А.А. Калайджян. - Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2001.- 250 с..
7. Еганов В.А., Галкин П.Ю.Факторы риска спортивного травматизма в ударных видах единоборств/В.А. Еганов.,П.Ю.Галкин//Успехи современного естествознания. -2010. -N 10. - С. 106-109.
8. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры. Курс лекций / И.В. Еркомайшвили, О.Л. Жукова. Екатеринбург: изд-во «Высшая школа», 2004.-192с.
9. Зимкин Н.В. Физиология человека. Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 496 с. И спорта: Учебно-методическое пособие. – М.изд-во. Советский спорт, 2004.- 112с.
10. Кокоулина О.П. Основы теории методики физической культуры
11. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. – М: Просвещение, 2016.- 128с.
12. Макаров В.А., Котко В. А., Устименко О.В. Щадящие режимы педагогического контроля технико-тактического мастерства в единоборствах на восходящем и нисходящем этапах спортивной деятельности/В.А. Макаров., В.А. Котко., О.В. Устименко//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2007. -N 5.- С. 45-47.
13. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 319 с.
14. Мельников В. С. Физическая культура: Учебное пособие. - Оренбург: ОГУ, 2002. - 114 с.
15. Мироненко Е.Н., Трещева О.Л., Штучная Е.Б., Муллер А.И. Физическая культура. ИНТУИТ,2012 -197с....31