Теоретико-методологические подходы к развитию электронного обучения в системе непрерывного профессионального образования
|
Только Word
Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы электронного обучения в системе непрерывного профессионального образования 10
1.1. Теоретические подходы к электронному обучению в системе непрерывного профессионального образования 10
1.2. Методологические подходы к электронному обучению в системе непрерывного профессионального образования 37
1.3. Отечественный и зарубежный опыт развития электронного обучения в системе непрерывного профессионального образования 48
Выводы по первой главе 73
Глава 2. Состояние и проблемы развития электронного обучения в КГПУ им. В.П. Астафьева по направлению подготовки 43.03.01 Сервис 75
2.1. Состояние развития электронного обучения в КГПУ им. В.П. Астафьева по направлению подготовки 43.03.01 Сервис 75
2.2. Проблемы развития электронного обучения и пути их решения в КГПУ им. В.П. Астафьева по направлению подготовки 43.03.01 Сервис 80
2.3. Методические рекомендации по организации и развитию электронного обучения в КГПУ им. В.П. Астафьева 93
Выводы по второй главе 96
Заключение 98
Список литературы 101
Приложения 114
Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы электронного обучения в системе непрерывного профессионального образования 10
1.1. Теоретические подходы к электронному обучению в системе непрерывного профессионального образования 10
1.2. Методологические подходы к электронному обучению в системе непрерывного профессионального образования 37
1.3. Отечественный и зарубежный опыт развития электронного обучения в системе непрерывного профессионального образования 48
Выводы по первой главе 73
Глава 2. Состояние и проблемы развития электронного обучения в КГПУ им. В.П. Астафьева по направлению подготовки 43.03.01 Сервис 75
2.1. Состояние развития электронного обучения в КГПУ им. В.П. Астафьева по направлению подготовки 43.03.01 Сервис 75
2.2. Проблемы развития электронного обучения и пути их решения в КГПУ им. В.П. Астафьева по направлению подготовки 43.03.01 Сервис 80
2.3. Методические рекомендации по организации и развитию электронного обучения в КГПУ им. В.П. Астафьева 93
Выводы по второй главе 96
Заключение 98
Список литературы 101
Приложения 114
Актуальность проблемы связана с тем, что развитие образовательных услуг создает необходимость их совершенствования, использования современных технологий управления, повышения качества и конкурентоспособности образования, удовлетворения потребности индивидуума. Система образования в современном мире претерпела значительные изменения благодаря информационно-коммуникационным технологиям, которые оказывают огромное влияние на мировую экономику, корпоративный менеджмент и тенденции глобализации, имея огромный потенциал для преобразования обучающей среды.
Высококвалифицированный специалист находится в центре современного инновационного общества. Для преодоления актуальных проблем подготовки кадров особую важность и социальную ценность приобретает реализации принципа единства образования, науки, творческой и практической деятельности.
При взаимодействии работодателей и образовательных организаций, о стороны последних к выпускникам вузов предъявляются следующие требования: участие в развитии общества; способность и желание учиться в течение жизни; ответственность за принятие и осуществление решений; владение новыми технологиями для выполнения профессиональных функций; восприятие разнообразия культур и национальных традиций; готовность к инновациям и развитию своей карьеры.
«Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» указывает на необходимость поощрения развития креативности и приобщения к творчеству в любой сфере деятельности, для чего необходимо обеспечить качественное повышение эффективности использования в образовательном процессе современных информационных технологий и стимулировать пользователей эффективно использовать все виды информации, включая электронные информационные ресурсы [33].
По данным сайта Министерства образования РФ объем рынка российского образования в 2016 году составил 1,8 трлн рублей. Внедрение онлайн-технологий в образование находится на уровне 1,1% (20,7 млрд руб.) и за ближайшие пять лет обещает вырасти до 2,6% или 53,3 млрд. руб. Согласно проведенным исследованиям, наиболее «денежными» сегментами онлайн-рынка сегодня являются дополнительное профессиональное (7 млрд рублей в 2016 г.) и высшее образование (6,8 млрд рублей в 2016 г.). С 2014 года совокупные инвестиции в российские образовательные проекты составили по меньшей мере $36,8 млн [28].
Растущее внимание ко всем аспектам сервиса в нашей стране связано с тем, что объёмы и качество большинства сервисных услуг не удовлетворяют потребителей. Росту услуг способствуют многие причины: расширение международной торговли: рост дохода на душу населения; численность занятых в экономике; рост услуг, способствующих производству; демографические перемены и др. Перспективы роста услуг будут расти, и они ещё не определены. Спрос на дополнительное профессиональное образование, в том числе в сфере услуг, наблюдается во всех развитых странах. Это связано с потребностью рынка труда в связи с динамическим ростом использования информационных технологий, которые требуют, соответственно, увеличения квалифицированных кадров.
Однако, в существующей системе профессиональной подготовки наблюдается ряд противоречий между:
- практикой введения новых информационно-коммуникационных технологий и недостаточной разработанностью теоретических основ электронного обучения;...
Высококвалифицированный специалист находится в центре современного инновационного общества. Для преодоления актуальных проблем подготовки кадров особую важность и социальную ценность приобретает реализации принципа единства образования, науки, творческой и практической деятельности.
При взаимодействии работодателей и образовательных организаций, о стороны последних к выпускникам вузов предъявляются следующие требования: участие в развитии общества; способность и желание учиться в течение жизни; ответственность за принятие и осуществление решений; владение новыми технологиями для выполнения профессиональных функций; восприятие разнообразия культур и национальных традиций; готовность к инновациям и развитию своей карьеры.
«Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» указывает на необходимость поощрения развития креативности и приобщения к творчеству в любой сфере деятельности, для чего необходимо обеспечить качественное повышение эффективности использования в образовательном процессе современных информационных технологий и стимулировать пользователей эффективно использовать все виды информации, включая электронные информационные ресурсы [33].
По данным сайта Министерства образования РФ объем рынка российского образования в 2016 году составил 1,8 трлн рублей. Внедрение онлайн-технологий в образование находится на уровне 1,1% (20,7 млрд руб.) и за ближайшие пять лет обещает вырасти до 2,6% или 53,3 млрд. руб. Согласно проведенным исследованиям, наиболее «денежными» сегментами онлайн-рынка сегодня являются дополнительное профессиональное (7 млрд рублей в 2016 г.) и высшее образование (6,8 млрд рублей в 2016 г.). С 2014 года совокупные инвестиции в российские образовательные проекты составили по меньшей мере $36,8 млн [28].
Растущее внимание ко всем аспектам сервиса в нашей стране связано с тем, что объёмы и качество большинства сервисных услуг не удовлетворяют потребителей. Росту услуг способствуют многие причины: расширение международной торговли: рост дохода на душу населения; численность занятых в экономике; рост услуг, способствующих производству; демографические перемены и др. Перспективы роста услуг будут расти, и они ещё не определены. Спрос на дополнительное профессиональное образование, в том числе в сфере услуг, наблюдается во всех развитых странах. Это связано с потребностью рынка труда в связи с динамическим ростом использования информационных технологий, которые требуют, соответственно, увеличения квалифицированных кадров.
Однако, в существующей системе профессиональной подготовки наблюдается ряд противоречий между:
- практикой введения новых информационно-коммуникационных технологий и недостаточной разработанностью теоретических основ электронного обучения;...
Развитие информационных технологий способствует постоянному изменению содержания обучения и вызывает потребность электронном обучении как динамичной системе, позволяющей изменять содержание и технологии обучения в любое время. Эти технологии оказывают огромное влияние на мировую экономику, корпоративный менеджмент и тенденции глобализации, имея огромный потенциал для преобразования обучающей среды.
При тщательном анализе теоретических основ электронного обучения (бихевиористской, когнитивистской, конструктивистской теорий обучения, системы управления знаниями) обнаруживается много совпадений в идеях и принципах. Дизайн электронных учебных материалов может включать в себя принципы из всех трех теорий. Стратегии бихевиористов могут быть использованы для обучения фактам; когнитивные стратегии – процессам и принципам, а конструктивистские стратегии могут быть использованы для обучения мышлению на более высоком уровне и деятельностно-ориентированному обучению. Для всех этих процессов требуется активный обучающийся, который эффективно выбирает и обрабатывает новую информацию для достижения результата обучения.
Введение ЭО в образовательную практику учебных заведений требует системного подхода, который включает в себя создание и развитие технологических, организационно-методических условий для внедрения ЭО, кадровое обеспечение процесса разработки, внедрения и сопровождения автоматизированных систем управления учебным процессом, научно-методическую работу по новым образовательным технологиям и внедрению их в учебный процесс и др.
Компетентностный подход реализуется с помощью электронного обучения благодаря средствам для контроля и измерения уровня знаний и умений обучающихся. В процессе формирующего оценивания для регулирования процесса обучения в рамках компетентностного подхода важное место занимает электронное портфолио.
Система образования является открытой, поэтому ее функционирование можно рассматривать с точки зрения синергетической парадигмы. Формирование способности к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности, способности к саморазвитию становится возможным благодаря ЭО. Для обучающегося самоорганизация означает, прежде всего, самоорганизацию процесса обучения, которая является основой построения индивидуальной образовательной траектории.
Возможности ЭО для непрерывного профессионального образования огромны. Распространение и доступ технологий ЭО – это не столько вопрос непрерывного образования, сколько контекст фактического (индивидуального и коллективного) использования технологий для преобразования социальных практик и коллективных социальных действий в гражданском обществе. Успех ЭО в значительной степени зависит как от способности удовлетворить образовательные потребности, так и от способности разработчиков электронных курсов максимизировать потенциал сети.
В ходе анализа состояния электронного обучения в КГПУ им. В.П. Астафьева был выявлен ряд проблем, а именно отсутствие положения об электронном обучении среди приоритетных направлений развития университета, отсутствие единой Интернет-площадки для электронных образовательных ресурсов, а также недостаточность необходимых электронных образовательных ресурсов, которые могут быть использованы при реализации основных образовательных программ, в том числе программы бакалавриата по направлению 43.03.01 Сервис в КГПУ им. В.П. Астафьева.
В связи с этим был разработан электронный учебный курс Hospitality and Customer Service на английском языке, который был апробирован в ходе реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению 43.03.01 Сервис в КГПУ им. В.П. Астафьева; курс нацелен на формирование профессионально значимых качеств личности через способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на английском языке.
Проведенный эксперимент показал, что разработанный курс позволяет повысить качество и эффективность образовательного процесса, развивает продуктивную мыслительную деятельность студентов; повышает их мотивацию к обучению, обеспечивает готовность к использованию электронных технологий в учебной и профессиональной деятельности. Это позволяет использовать электронный курс для дальнейшего профессионального образования.
Возможности электронного обучения помогают высшим учебным заведениям переходить к непрерывному, открытому образованию личности, при котором меняется подход к обучению. Основной образовательной целью является создание условий для самоопределения и реализации студента вместо акцента на знаниевый подход. Электронное обучение меняет процесс взаимодействия между преподавателем и обучающимся, когда последний становится субъектом образовательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия, а педагог превращается в инструктора.
При тщательном анализе теоретических основ электронного обучения (бихевиористской, когнитивистской, конструктивистской теорий обучения, системы управления знаниями) обнаруживается много совпадений в идеях и принципах. Дизайн электронных учебных материалов может включать в себя принципы из всех трех теорий. Стратегии бихевиористов могут быть использованы для обучения фактам; когнитивные стратегии – процессам и принципам, а конструктивистские стратегии могут быть использованы для обучения мышлению на более высоком уровне и деятельностно-ориентированному обучению. Для всех этих процессов требуется активный обучающийся, который эффективно выбирает и обрабатывает новую информацию для достижения результата обучения.
Введение ЭО в образовательную практику учебных заведений требует системного подхода, который включает в себя создание и развитие технологических, организационно-методических условий для внедрения ЭО, кадровое обеспечение процесса разработки, внедрения и сопровождения автоматизированных систем управления учебным процессом, научно-методическую работу по новым образовательным технологиям и внедрению их в учебный процесс и др.
Компетентностный подход реализуется с помощью электронного обучения благодаря средствам для контроля и измерения уровня знаний и умений обучающихся. В процессе формирующего оценивания для регулирования процесса обучения в рамках компетентностного подхода важное место занимает электронное портфолио.
Система образования является открытой, поэтому ее функционирование можно рассматривать с точки зрения синергетической парадигмы. Формирование способности к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности, способности к саморазвитию становится возможным благодаря ЭО. Для обучающегося самоорганизация означает, прежде всего, самоорганизацию процесса обучения, которая является основой построения индивидуальной образовательной траектории.
Возможности ЭО для непрерывного профессионального образования огромны. Распространение и доступ технологий ЭО – это не столько вопрос непрерывного образования, сколько контекст фактического (индивидуального и коллективного) использования технологий для преобразования социальных практик и коллективных социальных действий в гражданском обществе. Успех ЭО в значительной степени зависит как от способности удовлетворить образовательные потребности, так и от способности разработчиков электронных курсов максимизировать потенциал сети.
В ходе анализа состояния электронного обучения в КГПУ им. В.П. Астафьева был выявлен ряд проблем, а именно отсутствие положения об электронном обучении среди приоритетных направлений развития университета, отсутствие единой Интернет-площадки для электронных образовательных ресурсов, а также недостаточность необходимых электронных образовательных ресурсов, которые могут быть использованы при реализации основных образовательных программ, в том числе программы бакалавриата по направлению 43.03.01 Сервис в КГПУ им. В.П. Астафьева.
В связи с этим был разработан электронный учебный курс Hospitality and Customer Service на английском языке, который был апробирован в ходе реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению 43.03.01 Сервис в КГПУ им. В.П. Астафьева; курс нацелен на формирование профессионально значимых качеств личности через способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на английском языке.
Проведенный эксперимент показал, что разработанный курс позволяет повысить качество и эффективность образовательного процесса, развивает продуктивную мыслительную деятельность студентов; повышает их мотивацию к обучению, обеспечивает готовность к использованию электронных технологий в учебной и профессиональной деятельности. Это позволяет использовать электронный курс для дальнейшего профессионального образования.
Возможности электронного обучения помогают высшим учебным заведениям переходить к непрерывному, открытому образованию личности, при котором меняется подход к обучению. Основной образовательной целью является создание условий для самоопределения и реализации студента вместо акцента на знаниевый подход. Электронное обучение меняет процесс взаимодействия между преподавателем и обучающимся, когда последний становится субъектом образовательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия, а педагог превращается в инструктора.
Подобные работы
- Особенности и перспективы дистанционного обучения в системе высшего образования
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование системы непрерывного образования в сфере торгового предпринимательства
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Управление системой обучения персонала в организации
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Повышение эффективности деятельности организации на рынке услуг дополнительного профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - Управление системой обучения персонала в организации
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Становление исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2015 - Развитие позитивной мотивации к обучению учащихся начального профессионального образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Комплексная оценка качества профессиональной подготовки будущих специалистов образовательных учреждений среднего профессионального образования (на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019





