Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЧАСТО БОЛЕЮЩЕГО РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №152260

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сопровождение как психолого-педагогическая проблема 7
1.1 Сущность индивидуального психолого-педагогического сопровождения 7
1.2 Психологические особенности часто болеющего ребенка 14
Выводы по Главе 1 21
Глава 2. Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения 23
2.1 Диагностическое изучение психического развития часто болеющих детей и отношения родителей 23
2.2 Разработка и реализация программы по индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению 34
Выводы по Главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Психологическое заключение 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Характеристика мероприятий индивидуального психолого-педагогического сопровождения часто болеющего ребенка 62


Соматическое здоровье является важным фактором, влияющим на развитие личности ребенка. В современной медицинской и психолого-педагогической науке и практике выделяется такая категория детей, как «часто болеющие дети».
Часто болеющие дети – одна из наиболее актуальных и пока не решенных проблем современной педиатрии, переросшая в социально-значимую проблему, ухудшает психологический статус ребенка, снижает общее состояние здоровья детей и пр. В исследованиях [5] отмечается, что понятие «часто болеющие дети» используется, как правило, в отношении дошкольников (т.е. это возрастной феномен): к 8-9 годам численность таких детей резко сокращается (болезни переходят в хронические заболевания).
Актуальность темы исследования связана с высоким уровнем заболеваемости детей в нашей стране, который обусловлен ухудшением экологической обстановки, снижением уровня здоровья родителей, снижением уровня жизни детей и пр. Часто болеющие дети нуждаются в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении, направленном на коррекцию тех психологических нарушений, которые явились следствием нарушенного здоровья ребенка.
Нами отмечено такое противоречие: с одной стороны, часто болеющие дети нуждаются в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении, с другой стороны, на сегодняшний день отсутствует общепринятая теория психолого-педагогического сопровождения ребенка в практической деятельности, и как следствие этого – методического и дидактического обеспечения этого процесса недостаточно, педагогические технологии в ДОУ ориентированы на коллективное воспитание, без учета их индивидуальных особенностей и пр.
Проблема психолого-педагогического сопровождения исследовалась в трудах Л.В. Байбородовой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, Е.И. Казаковой, Р.В. Овчаровой, М.М. Семаго, Л.М. Шипицыной и пр. Категория «часто болеющие дети» исследовалась Е.Ю. Дубовик, Ж.Г. Дусказиевой, М.Н. Кожевниковой, А.А. Курбановой, А.А. Михеевой, М.Г. Романцовым, Н.В. Рублевой и др. Данные труды составляют теоретико-методологическую основу нашего исследования.
Цель исследования: исследовать особенности развития часто болеющих детей и организовать индивидуальное сопровождение часто болеющих детей в ДОУ.
Объект исследования: психолого-педагогическая деятельность воспитателя в ДОУ.
Предмет исследования: организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения часто болеющего ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Дать теоретический анализ проблеме индивидуального психолого-педагогического сопровождения часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста;
2. Определить особенности эмоционального развития и отношения родителей у часто болеющих детей;
3. Разработать и реализовать программу индивидуального психолого-педагогического сопровождения часто болеющего ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения, оценивать эффективность проведенной работы.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что успешности психолого-педагогического сопровождения часто болеющих детей будет способствовать:
• диагностическое изучение особенностей эмоционального развития часто болеющих детей и отношения к ним родителей;
• разработка и реализация программы для родителей и часто болеющих детей по преодолению психологических проблем.
Опытно-экспериментальной базой для исследования послужило Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 273». В диагностическом обследовании приняло участие 5 часто болеющих воспитанников подготовительной группы и 5 их родителей. Программа индивидуального сопровождения разработана и реализована в отношении одной семьи часто болеющего старшего дошкольника.
Основной метод исследования в выпускной квалификационной работе – это теоретический анализ литературы (учебных пособий, монографий, научных публикаций и пр.), а также интернет-ресурсов по проблематике индивидуального сопровождения часто болеющего ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. В экспериментальной части дипломного исследования использованы такие диагностические методики:
1. Диагностика эмоционального развития часто болеющих старших дошкольников через изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции по методике Л.П. Стрелковой;
2. Методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса;
3. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»;
4. Методика «Паровозик»;
5. Методика «Незаконченные предложения».
Теоретическая новизна проведенного исследования заключается в систематизации научных знаний по проблеме индивидуального сопровождения часто болеющего ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Психолого-педагогическое сопровождение в научной литературе определяется как непосредственная деятельность специалистов, как технология работы, как комплекс воздействий, как взаимодействие, как система. Психолого-педагогическое сопровождение может:
• быть ориентировано на максимальное раскрытие возможностей ребенка, развитие его личности при опоре на ее возможности,
• определяться оценкой границ перехода состояния ребенка в дезадаптивное и поддержанием необходимого объема информации в оптимальных границах, не допуская перехода состояния ребенка в дезадаптивное (т.е. рассматриваться через категорию «адаптация»).
При любом методологическом подходе особое значение имеет применение индивидуального подхода к ребенку, понимаемого как принцип сопровождения, согласно которому в процессе психолого-педагогического сопровождения учитываются индивидуальные особенности ребенка, - т.е. исследуемое понятие трансформируется в «индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение».
В такого рода сопровождении нуждаются многие категории детей, в т.ч. и часто болеющие дети. Анализ литературы по данной теме позволяет сделать выводы о наличии специфических психологических особенностей данной категории детей: это дети тревожные, неуверенные в себе, беспокойные, инфантильные, со слабо реализованными видами детской деятельности, с особой социальной ситуацией развития: ограничения движений (общее недомогание, постельный режим) и ограничения познавательной деятельности (фрустрация познавательной потребности). Познавательная деятельность часто болеющих старших дошкольников характеризуется истощаемостью психической деятельности, которая проявляется в значительном снижении показателей умственной работоспособности; трудностями переключения внимания и пр. Анализ социальной ситуации развития часто болеющих детей показал частое нарушение родительского отношения к ребенку: часто оно бывает симбиотическим, авторитарным и пр., что во многом оказывает влияние на психическое развитие данной категории детей.
На первом этапе экспериментального исследования нами была проведена психологическая диагностика эмоционального состояния часто болеющих детей старшего дошкольного возраста и особенностей родительского отношения его родителя.
Диагностическое обследование показало, с одной стороны, проблему низкого уровня эмоционального развития часто болеющих старших дошкольников (практически все часто болеющие старшие дошкольники испытывают трудности использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции), с другой стороны, наличие нарушений в семейном воспитании таких детей (у 60 % часто болеющих старших дошкольников выявлено нарушение семейного воспитания: одни родители чрезмерно заботятся о своем ребенке, опекают его, потворствуют ему, обходятся без необходимых наказаний, а другие – не уделяют должного внимания воспитанию и развитию ребенка.
На втором этапе исследования из группы детей нами был выбран один ребенок для организации его индивидуального психолого-педагогического сопровождения, проведено более подробное психодиагностического обследование, которое позволило сделать выводы о том, что у ребенка достаточно низкий уровень эмоционального развития (он испытывает трудности использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции). Он тревожен, замкнут. У него наблюдается повышенная тревожность, страхи касаются в основном коммуникативного процесса (так, он боится «говорить перед всеми»). Защиту от страхов ребенок ищет в матери; отношения с отцом отстраненные, неясные (требуют дополнительной диагностики). Ребенок отстранен от детского коллектива: держится обособленно от группы сверстников, не проявляет активности, инициативности в играх – имеет трудности коммуникативного характера, чувствует себя отвергнутым. Мать излишне балует ребенка, объясняя это его физическим состоянием, исполняет все желания, направляет все свои силы, время, внимание на воспитание сына.


1. Арон, И.С. Факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуации развития: дисс. … канд. психол. наук / И.С. Арон. –Казань, 2000.
2. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1997. – 298 с.
3. Булатова, И.В. Индивидуальный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста / И.В. Булатова // Ямальский вестник. – 2015. – № 3 (4). – С. 45-50.
4. Булыгина, Т.Б. Психологические условия оптимизации детско-родительских отношений / Т.Б. Булыгина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 31. – С. 18-23.
5. Волкова, О.Н. Особенности развития личности часто болеющего ребенка / О.Н. Волкова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. –2010. – № 2.
6. Вылегжанина, Г.Г. Основные подходы к анализу мотивации часто болеющего ребенка дошкольного возраста / Г.Г. Вылегжанина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2006. – № 1. – С. 154-159.
7. Гневэк, О.В. О содержательном наполнении понятия «психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка» / О.В. Гневэк // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». – 2016. – № 49. – С. 50-54.
8. Дубовик, Е.Ю. Особенности проявления тревожности в детско-родительских отношениях часто болеющим ребенком дошкольного возраста / Е.Ю. Дубовик // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2006. – № 1. – С. 134-140.
9. Дусказиева, Ж.Г. Влияние родительского отношения на тендерные особенности проявления тревожности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста / Ж.Г. Дусказиева // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 13. – С. 324-334.
10. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Ковальчук. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 2005. – 112 с.
11. Кожевникова, М.Н. Если ребенок часто болеет : психологическая помощь родителям / М.Н. Кожевникова. – СПб. : «Литера», 2013. – 48 с.
12. Коноплева, Н.Ю. Возможности использования активных форм взаимодействия в процессе оптимизации детско-родительских отношений / Н.Ю. Коноплева, Е.Н. Кирьянова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». – 2013. – № 36. – С. 65-66.
13. Коррекция детско-родительских отношений : методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей. – Новокуйбышевск, 2009 . – 103 с.
14. Курбанова, А.А. Индивидуальные занятия «игровой деятельностью» с часто болеющими детьми дошкольного возраста / А.А. Курбанова // Педагогика и современность. – 2013. – № 3. – С. 67-69.
15. Лимонцева, Г.В. Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста / Г.В. Лимонцева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 47....27


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ