Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представление студентов СФУ о бедности

Работа №152256

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы101
Год сдачи2020
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Бедность как феномен 6
1.1 Бедность. Понятие, структура, функции 6
1.2 Представление как категория социологического анализа 13
2 Социологическое исследование «Представление студентов СФУ
о бедности» 18
2.1 Программа исследования 18
2.2 Ход исследования. Полученные результаты, их интерпретация.. 28
Заключение 80
Список использованных источников 82
Приложение А 86
Приложение Б 98

Актуальность темы бакалаврской работы.
Бедность являлась и является одной из главных проблем человечества. Она, как элемент неравенства, нередко становится темой политических и социальных дискуссий. Множество социологов, экономистов и философов не раз касались вопроса бедности в своих трудах.
Актуальность данной проблемы обусловлена наличием исследований бедности и отсутствием крупных социологических исследований о представлении, связанном с бедностью.
Бедность способна стать причинной социальной напряжённости, увеличения роста криминальной деятельности, распространения заболеваний, нехватки рабочей силы. Всё это может стать причиной снижения экономического роста страны, ухудшения уровня жизни граждан [6].
Особенно острым вопрос о бедности становится в настоящее время, в связи с не лучшим экономическим положением населения Российской Федерации [11].
Так же в исследовании "Бедность и неравенства в современной России: 10 лет спустя" (ИС РАН) 2013 г. говорится, что за 10 лет, прошедших с предыдущего их исследования, отношение к бедности изменилось - оно стало более негативное, люди стали обращать больше внимания на причину, а не на сам факт бедности [14].
Исследование необходимо проводить среди студентов, так как они являются одним из самых подвижных и развивающихся слоёв населения. Они сами подвержены экономической нестабильности. Многие из них оторваны от дома, и вынуждены иметь съёмное жильё. Также они занимаются подработкой, не имея возможности заниматься полноценной работой, поскольку основное их занятие - обучение в вузе.
Изучение особенностей их взглядов поможет понять основной вектор отношения общества к бедности, имеющееся представление в данном обществе.
Объектом исследования являются студенты СФУ.
Предметом исследования является представление студентов СФУ о бедности.
Цель и задачи исследования бакалаврской работы.
Цель исследования состоит в изучении представления студентов СФУ о бедности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть бедность как феномен (виды бедности, функции, структуру;
2) Рассмотреть представление как категорию социологического анализа, процесс формирования, особенности, структуру;
3) Разработать инструментарий проводимого исследования;
4) Провести исследование и анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования: студенты СФУ имеют устойчивое представление о бедности, выраженное в том, что бедным человеком является пенсионер с доходом не более 15 тысяч рублей. Этот человек имеет среднее образование. Работает на заводе. Употребляет алкоголь. Имеет проблемы со здоровьем и законом. Проводит досуг с подобными себе людьми.
Методологическая база исследования: теоретической основой бакалаврской работы является анализ различных аспектов проблемы бедности, как в России, так и во всём мире; а также исследования представления, как феномена.
Методы исследования: были использованы общенаучные методы, такие как анализ и синтез. Также использовался метод опроса в форме анкетирования.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, которые включают четыре параграфа, заключение, библиографического списка. А также двух приложений: приложение А - анкета для опроса в форме анкетирования; приложение Б - гайд для опроса в форме глубинного интервью.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, были выявлено и проанализировано представление студентов СФУ о бедности.
Обращаясь к результатам исследования можно сделать выводы, что у студентов СФУ имеется представление о бедности, по большей части соответствующее гипотезе данного исследования.
Согласно результатам исследования бедность - это отсутствие возможности накапливать деньги. Заработная плата бедного человека не превышает 15 тысяч рублей в месяц. Основной источник дохода бедного человека - работа, на втором месте - пособия, чаще всего в связи с отсутствием работы. Дохода бедным людям хватает на покупку еды, развлечения, оплату жилья и покупку одежды. Не берут займы.
Бедные покупают пищу в магазинах с низкими ценами и на рынках, питаются в специальных столовых и воруют пищу.
Одежду покупают на рынке, в магазинах, не принадлежащих сети, в сэкондхэндах. Они могут носить одежду дорогих брендов, купив её или украв.
Живут в городе. У них есть частный дом или доля в квартире. Данная жилплощадь досталась им в наследство или они купили её.
Свободное время проводят за общением с другими людьми, поиском дополнительного заработка, употреблением алкоголя.
У бедных людей есть бытовая техника, большая часть из которой - старые вещи.
Бедными стали из-за наркомании, не способности адаптироваться после тюрьмы или заболевания, осложняющего жизнь. Остаются в бедности, поскольку были так воспитаны, их устраивает бедность.
К основной массе бедных людей относятся БОМЖи, алкоголики, наркоманы, пенсионеры. Бедным людям от 18 до 31 года.
Бедные люди имеют среднее образование, владеют профессией, основанной на физическом труде.
У бедных людей здоровье в плохом состоянии, из -за несчастного случая или это врождённое. Бедные люди не отслеживают своё состояние здоровья.
Бедные люди в нейтральных отношениях с родственниками, в хороших с друзьями, в нейтральных с другими людьми. У бедных друзья такие по социальному статусу. Бедные люди грубы. Бедные люди имеют проблемы с законом и судимость. Употребляют алкоголь. Имеют стереотипы о бедности.
Также были выявлены представления, на основе которых можно предположить, что студенты считают, что получение какой-либо профессии не является фактором, позволяющим избежать бедности. Студенты считают, что есть бедные люди, которые занимаются физическим трудом, оказанием услуг, умственным трудом. Наиболее интересно представление об умственном труде, поскольку студенты обучаются профессиям в вузе. Данное представление может стать гипотезой для дальнейшего исследования данной темы.



1. Абсолютная бедность и относительная бедность [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://lektsii.com/2-20796.html.
2. Агарков, Р. В. Бедность: Феномен, методы исследования и стратегия преодоления: дне. канд. социол. наук / Р. В. Агарков. - Тюмень : 2001. - 171 с.
3. Антипкина, Е. С. Вопросы бедности в России / Е. С. Антипкина, Ю. С. Земель // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2017. - . - № 3. - С. 433-435
4. Баева, Е.С. Бедность как объект социологического изучения: дне. канд. социол. наук: / Е.С. Баева. - Самара : 2000. - 173 с.
5. Барлова, Ю. Е. Бедность, нищенство и социальное призрение в общественно-политической мысли России XVIII-XIX вв / Ю. Е. Барлова // Наука и школа. - 2010. - № 2. - С. 118-122
6. Беглова, Е. И. Бедность как социально-экономическое явление: автореф. дне. д-р. экон наук / Е. И. Беглова. - СПб. : 2014. - 44 с.
7. Беглова, Е. И. Социокультурные особенности феномена бедности в России / Е. И. Беглова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 9. - С. 1-4
8. Бедность как социальное явление. Методические указания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/1274/1/umk_2001_023.pdf.
9. Бедность как социальный феномен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: й11р://гезйа1.ги/бедность-как-социальный-феномен.
10. Блинова, А. О. Нравственные проблемы бедности в России. Экономический ракурс / А. О. Блинова // Мир новой экономики. - 2014. - № 1. - С. 35-41
11. Блиничкина, Н. Ю. Бедность как глобальный феномен: проблема и последствия / Н. Ю. Блиничкина, 3. К. Ходжаев // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук.. - 2012. - № 4. - С. 67-77
12. Бовина, И. Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие / И. Б. Бовина // Социологический журнал. - 2010. - № 3. - С. 5-20.
13. Бурлакова, Е. В. Бедность в современной России: Социологический анализ: дис. канд. социол. наук / Е. В. Бурлакова. - Саратов : 1999. - 154 с.
14. Горшкова, М. К. Бедность и неравенства в современной России: 10 лет спустя / М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой // Альтернативы. - 2013. - № 4. - С. 108-115
15. Граница бедности и «нормального» уровня жизни в восприятии россиян. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.levada.ru/2019/09/30/granitsa-bednosti-i-normalnogo-urovnya-zhizni- v-vospriyatii-rossiyan/
16. Донцов, А. И. Концепция социальных представлений в современной французской социологии. / А. И. Донцов, Т. П. Емельянова. - Москва : МГУ, 1987. - 127 с.
17. Ефимова, Е. А. Проблема бедности в России: причины и поиски решений / Е. А. Ефимова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2013. - № 5. - С. 144-146
18. Жуковская, И. Ф. Понятие «бедность»: теоретический и практический аспекты / И. Ф. Жуковская // Экономика образования. - 2009. - № 1. - С. 89-92
19. Захаров, М. Ю. Социология. Общий курс / М. Ю. Захаров, М. В. Ионцева, Н. В. Багдасарова. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 391 с.
20. Измерение бедности. Абсолютная и относительная бедность. Нищета.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5591415Zp age:33/.
21. Информация о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и по договорам об образовании за счёт средств физических и (или) юридических лиц. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.sfu- kras.ru/sveden/education/number-of-students.
22. Карнаухова, Е.А. Социальные представления: понятия, функции и структура / Е.А. Карнаухова // Вестник науки и образования. - 2018. - № 17. - С. 78
23. Кильдюшева, О. А. Особенности феномена бедности на современном этапе развития российского общества / О. А. Кильдюшева // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 2. - С. 13-15
24. Коокуева, В. В. Актуальные проблемы бедности граждан в России / В. В. Коокуева, Б. Ю. Эрдниева // Молодой ученый. - 2013.- № 11. - С. 359-361.
25. Народное единство: мечта или реальность? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9978.
26. Песков, В. П. Представление как продукт и как процесс социального познания / В. П. Песков // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 3. - С. 120-125
27. Почебут, Л. Г. Социальная психология / Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис. - СПб. : Питер, 2016. - 1090 с.
28. Протасова, Е. Л. Проблемы бедности в современной России и возможные пути ее решения / Е. Л. Протасова // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 4. - С. 74-78
29. Осипов, Г. В. Рабочая книга социолога / Г. В. Осипов. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2009. - 480 с.
30. Раунд, Д. Конструирование феномена бедности в постсоветской России / Д. Раунд // Журнал исследований социальной политики. - 2006. - № 3. - С. 319-348
31. Рыбаков, Р. П. Бедность как социальный феномен: социально-философский аспект: автореф. дне. канд. филос. наук / Р. П. Рыбаков. - Москва : 2009. - 24 с.
32. Рыкун, А. Ю. Опыт исследования бедности в Томской области и перспективы локального изучения бедности / А. Ю. Рыкун, К. М. Южанинов, О.О. Мельникова // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология.. - 2009. - № 1. - С. 10-42
33. Сычева, В.С. Бедность и ее измерение / В.С. Сычева // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - 2002. - № 14. - С. 176-188
34. Тихонова, Н. Е. Феномен бедности в современной России / Н. Е. Тихонова // Социологические исследования. - 2014. - № 1. - С. 7-19
35. Губина, В. Д. Философия. Учебник. / В. Д. Губина, Т. Ю.
Сидориной, В. П. Филатова. - Москва : Русское слово, 1996. - 432 с.
36. Эфендиева, А. Г. Общая социология. / А. Г. Эфендиева. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 653 с.
37. Clemence, A. Representations of the Social: Bridging Theoretical Traditions / A. Clemence, K. Deaux, G. Philogene // Oxford: Blackwell Publishers. - 2001. - № 5. - C. 84-85
38. Moscovici, S. Social representations: Explorations in social psychology / S. Moscovici. - Cambridge : Polity Press, 2000. - 298 c.
39. Moscovici, S. The Phenomenon of Social Representations / S. Moscovici // Social representations: Explorations in social psychology. - 2000. - № 1. - C. 3-68
40. Moscovici, S. Why a theory of social representations? / S. Moscovici // Social Representations Theory and Social Constructionism. - 1997. - № 5. - C. 8-35
41. Parales-Quenza, C. J. On the structural approach to social representations / C. J. Parales-Quenza // Theory and Psychology. - 2005. - № 1. - C. 77-101


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ