Представление студентов СФУ о бедности
|
Введение 3
1 Бедность как феномен 6
1.1 Бедность. Понятие, структура, функции 6
1.2 Представление как категория социологического анализа 13
2 Социологическое исследование «Представление студентов СФУ
о бедности» 18
2.1 Программа исследования 18
2.2 Ход исследования. Полученные результаты, их интерпретация.. 28
Заключение 80
Список использованных источников 82
Приложение А 86
Приложение Б 98
1 Бедность как феномен 6
1.1 Бедность. Понятие, структура, функции 6
1.2 Представление как категория социологического анализа 13
2 Социологическое исследование «Представление студентов СФУ
о бедности» 18
2.1 Программа исследования 18
2.2 Ход исследования. Полученные результаты, их интерпретация.. 28
Заключение 80
Список использованных источников 82
Приложение А 86
Приложение Б 98
Актуальность темы бакалаврской работы.
Бедность являлась и является одной из главных проблем человечества. Она, как элемент неравенства, нередко становится темой политических и социальных дискуссий. Множество социологов, экономистов и философов не раз касались вопроса бедности в своих трудах.
Актуальность данной проблемы обусловлена наличием исследований бедности и отсутствием крупных социологических исследований о представлении, связанном с бедностью.
Бедность способна стать причинной социальной напряжённости, увеличения роста криминальной деятельности, распространения заболеваний, нехватки рабочей силы. Всё это может стать причиной снижения экономического роста страны, ухудшения уровня жизни граждан [6].
Особенно острым вопрос о бедности становится в настоящее время, в связи с не лучшим экономическим положением населения Российской Федерации [11].
Так же в исследовании "Бедность и неравенства в современной России: 10 лет спустя" (ИС РАН) 2013 г. говорится, что за 10 лет, прошедших с предыдущего их исследования, отношение к бедности изменилось - оно стало более негативное, люди стали обращать больше внимания на причину, а не на сам факт бедности [14].
Исследование необходимо проводить среди студентов, так как они являются одним из самых подвижных и развивающихся слоёв населения. Они сами подвержены экономической нестабильности. Многие из них оторваны от дома, и вынуждены иметь съёмное жильё. Также они занимаются подработкой, не имея возможности заниматься полноценной работой, поскольку основное их занятие - обучение в вузе.
Изучение особенностей их взглядов поможет понять основной вектор отношения общества к бедности, имеющееся представление в данном обществе.
Объектом исследования являются студенты СФУ.
Предметом исследования является представление студентов СФУ о бедности.
Цель и задачи исследования бакалаврской работы.
Цель исследования состоит в изучении представления студентов СФУ о бедности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть бедность как феномен (виды бедности, функции, структуру;
2) Рассмотреть представление как категорию социологического анализа, процесс формирования, особенности, структуру;
3) Разработать инструментарий проводимого исследования;
4) Провести исследование и анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования: студенты СФУ имеют устойчивое представление о бедности, выраженное в том, что бедным человеком является пенсионер с доходом не более 15 тысяч рублей. Этот человек имеет среднее образование. Работает на заводе. Употребляет алкоголь. Имеет проблемы со здоровьем и законом. Проводит досуг с подобными себе людьми.
Методологическая база исследования: теоретической основой бакалаврской работы является анализ различных аспектов проблемы бедности, как в России, так и во всём мире; а также исследования представления, как феномена.
Методы исследования: были использованы общенаучные методы, такие как анализ и синтез. Также использовался метод опроса в форме анкетирования.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, которые включают четыре параграфа, заключение, библиографического списка. А также двух приложений: приложение А - анкета для опроса в форме анкетирования; приложение Б - гайд для опроса в форме глубинного интервью.
Бедность являлась и является одной из главных проблем человечества. Она, как элемент неравенства, нередко становится темой политических и социальных дискуссий. Множество социологов, экономистов и философов не раз касались вопроса бедности в своих трудах.
Актуальность данной проблемы обусловлена наличием исследований бедности и отсутствием крупных социологических исследований о представлении, связанном с бедностью.
Бедность способна стать причинной социальной напряжённости, увеличения роста криминальной деятельности, распространения заболеваний, нехватки рабочей силы. Всё это может стать причиной снижения экономического роста страны, ухудшения уровня жизни граждан [6].
Особенно острым вопрос о бедности становится в настоящее время, в связи с не лучшим экономическим положением населения Российской Федерации [11].
Так же в исследовании "Бедность и неравенства в современной России: 10 лет спустя" (ИС РАН) 2013 г. говорится, что за 10 лет, прошедших с предыдущего их исследования, отношение к бедности изменилось - оно стало более негативное, люди стали обращать больше внимания на причину, а не на сам факт бедности [14].
Исследование необходимо проводить среди студентов, так как они являются одним из самых подвижных и развивающихся слоёв населения. Они сами подвержены экономической нестабильности. Многие из них оторваны от дома, и вынуждены иметь съёмное жильё. Также они занимаются подработкой, не имея возможности заниматься полноценной работой, поскольку основное их занятие - обучение в вузе.
Изучение особенностей их взглядов поможет понять основной вектор отношения общества к бедности, имеющееся представление в данном обществе.
Объектом исследования являются студенты СФУ.
Предметом исследования является представление студентов СФУ о бедности.
Цель и задачи исследования бакалаврской работы.
Цель исследования состоит в изучении представления студентов СФУ о бедности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть бедность как феномен (виды бедности, функции, структуру;
2) Рассмотреть представление как категорию социологического анализа, процесс формирования, особенности, структуру;
3) Разработать инструментарий проводимого исследования;
4) Провести исследование и анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования: студенты СФУ имеют устойчивое представление о бедности, выраженное в том, что бедным человеком является пенсионер с доходом не более 15 тысяч рублей. Этот человек имеет среднее образование. Работает на заводе. Употребляет алкоголь. Имеет проблемы со здоровьем и законом. Проводит досуг с подобными себе людьми.
Методологическая база исследования: теоретической основой бакалаврской работы является анализ различных аспектов проблемы бедности, как в России, так и во всём мире; а также исследования представления, как феномена.
Методы исследования: были использованы общенаучные методы, такие как анализ и синтез. Также использовался метод опроса в форме анкетирования.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, которые включают четыре параграфа, заключение, библиографического списка. А также двух приложений: приложение А - анкета для опроса в форме анкетирования; приложение Б - гайд для опроса в форме глубинного интервью.
Таким образом, были выявлено и проанализировано представление студентов СФУ о бедности.
Обращаясь к результатам исследования можно сделать выводы, что у студентов СФУ имеется представление о бедности, по большей части соответствующее гипотезе данного исследования.
Согласно результатам исследования бедность - это отсутствие возможности накапливать деньги. Заработная плата бедного человека не превышает 15 тысяч рублей в месяц. Основной источник дохода бедного человека - работа, на втором месте - пособия, чаще всего в связи с отсутствием работы. Дохода бедным людям хватает на покупку еды, развлечения, оплату жилья и покупку одежды. Не берут займы.
Бедные покупают пищу в магазинах с низкими ценами и на рынках, питаются в специальных столовых и воруют пищу.
Одежду покупают на рынке, в магазинах, не принадлежащих сети, в сэкондхэндах. Они могут носить одежду дорогих брендов, купив её или украв.
Живут в городе. У них есть частный дом или доля в квартире. Данная жилплощадь досталась им в наследство или они купили её.
Свободное время проводят за общением с другими людьми, поиском дополнительного заработка, употреблением алкоголя.
У бедных людей есть бытовая техника, большая часть из которой - старые вещи.
Бедными стали из-за наркомании, не способности адаптироваться после тюрьмы или заболевания, осложняющего жизнь. Остаются в бедности, поскольку были так воспитаны, их устраивает бедность.
К основной массе бедных людей относятся БОМЖи, алкоголики, наркоманы, пенсионеры. Бедным людям от 18 до 31 года.
Бедные люди имеют среднее образование, владеют профессией, основанной на физическом труде.
У бедных людей здоровье в плохом состоянии, из -за несчастного случая или это врождённое. Бедные люди не отслеживают своё состояние здоровья.
Бедные люди в нейтральных отношениях с родственниками, в хороших с друзьями, в нейтральных с другими людьми. У бедных друзья такие по социальному статусу. Бедные люди грубы. Бедные люди имеют проблемы с законом и судимость. Употребляют алкоголь. Имеют стереотипы о бедности.
Также были выявлены представления, на основе которых можно предположить, что студенты считают, что получение какой-либо профессии не является фактором, позволяющим избежать бедности. Студенты считают, что есть бедные люди, которые занимаются физическим трудом, оказанием услуг, умственным трудом. Наиболее интересно представление об умственном труде, поскольку студенты обучаются профессиям в вузе. Данное представление может стать гипотезой для дальнейшего исследования данной темы.
Обращаясь к результатам исследования можно сделать выводы, что у студентов СФУ имеется представление о бедности, по большей части соответствующее гипотезе данного исследования.
Согласно результатам исследования бедность - это отсутствие возможности накапливать деньги. Заработная плата бедного человека не превышает 15 тысяч рублей в месяц. Основной источник дохода бедного человека - работа, на втором месте - пособия, чаще всего в связи с отсутствием работы. Дохода бедным людям хватает на покупку еды, развлечения, оплату жилья и покупку одежды. Не берут займы.
Бедные покупают пищу в магазинах с низкими ценами и на рынках, питаются в специальных столовых и воруют пищу.
Одежду покупают на рынке, в магазинах, не принадлежащих сети, в сэкондхэндах. Они могут носить одежду дорогих брендов, купив её или украв.
Живут в городе. У них есть частный дом или доля в квартире. Данная жилплощадь досталась им в наследство или они купили её.
Свободное время проводят за общением с другими людьми, поиском дополнительного заработка, употреблением алкоголя.
У бедных людей есть бытовая техника, большая часть из которой - старые вещи.
Бедными стали из-за наркомании, не способности адаптироваться после тюрьмы или заболевания, осложняющего жизнь. Остаются в бедности, поскольку были так воспитаны, их устраивает бедность.
К основной массе бедных людей относятся БОМЖи, алкоголики, наркоманы, пенсионеры. Бедным людям от 18 до 31 года.
Бедные люди имеют среднее образование, владеют профессией, основанной на физическом труде.
У бедных людей здоровье в плохом состоянии, из -за несчастного случая или это врождённое. Бедные люди не отслеживают своё состояние здоровья.
Бедные люди в нейтральных отношениях с родственниками, в хороших с друзьями, в нейтральных с другими людьми. У бедных друзья такие по социальному статусу. Бедные люди грубы. Бедные люди имеют проблемы с законом и судимость. Употребляют алкоголь. Имеют стереотипы о бедности.
Также были выявлены представления, на основе которых можно предположить, что студенты считают, что получение какой-либо профессии не является фактором, позволяющим избежать бедности. Студенты считают, что есть бедные люди, которые занимаются физическим трудом, оказанием услуг, умственным трудом. Наиболее интересно представление об умственном труде, поскольку студенты обучаются профессиям в вузе. Данное представление может стать гипотезой для дальнейшего исследования данной темы.



