ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО ОМБУДСМЕНАВ РОССИИ 11
1.1 Понятие и функции страхования как объекта финансовоправового регулирования 11
1.2 История возникновения института финансового омбудсмена в
России 19
1.3 Основные положения о финансовом уполномоченном 23
1.4 Гарантии независимости и беспристрастности деятельности
финансового уполномоченного 31
1.5 Порядок обращения к финансовому уполномоченному 36
2 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И
САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ 43
2.1 Цели и принципы регулирования на страховом рынке 43
2.2 Финансово-правовое регулирование российского страхового
рынка 53
3 ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ - ВЛАДЕЛЬЦЕВ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 56
3.1 Страховой надзор: понятие, правовое регулирование 56
3.2 Меры принуждения, применяемые Банком России к субъектам
страхового рынка 64
3.3 Защита прав потребителей страховых услуг 72
3.4 Споры, связанные с взысканием страхового возмещения 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
Рыночная экономика ставит задачу поддержки функционирования институтов гражданского права, способных регулировать отношения между субъектами хозяйствования и физическими лицами на всех уровнях. Переход к этому направлению развития ознаменовал собой вступление во взаимодействия, основанные на иных принципах, свойственных для нового типа управления. Жизнь граждан и экономика подвергаются новым воздействиям с целью регулирования.
Проблема возмещения убытков является одним из ключевых вопросов, находящихся под управлением норм гражданского права. Демократическое общество и государство, построенные на правовых и социальных принципах, стремятся реализовать свободы личности. Абсолютизация реализации прав человека установлена в международных актах, например, во Всеобщей декларации прав человека. В Международном пакте о гражданских и политических правах указан перечень прав человека и установлено стремление к их соблюдению.
В Конституции РФ указано, что государство функционирует на принципах, реализация которых подчеркивает стремление к обеспечению правовых и социальных гарантий. В связи с этим вся деятельность подчинена воплощению идее правового и социального демократического государства.
В ст. 2 и ч. 1 ст. 45 Конституции указано, что государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина путем осуществления мероприятий, направленных на регулирование отношений с тем, чтобы они осуществлялись без нарушений.
Цель страхования состоит в охране имущественного интереса всех субъектов, важного для функционирования рыночной экономики. Механизм страхования способствует защите физических и юридических лиц от наступления опасных ситуаций с тем, чтобы они имели возможность нормально функционировать, поддерживая свою жизнедеятельность. Механизм страхования характеризуется спецификой, проявляющейся, прежде всего, в том, что он способствует созданию благоприятных условий для защиты имущественных прав всех участников общественной и экономической системы. Его уникальность также состоит в том, что он стимулирует реализацию задач, касающихся развития экономики. Практическую реализацию механизма страхования осуществляют страховщики, действующие в интересах граждан и государства.
Задача страховщиков состоит в распоряжении средствами фондов обязательного социального страхования вкладов. Иными словами, они регулируют деятельность субъектов в финансовой системе страны. Система страхового сообщества имеет структуру, определенную наличием в ней субъектов, выполняющих различные функции. В этой системе действуют брокеры, агенты, страховые компании, организации, страхователи, стремящиеся защищать свой имущественный интерес.
Отношения, складывающиеся между действующими субъектами страхового рынка, не всегда дают результат, оправдывая стремления каждого из них. Нередко возникают противоречия однотипного характера. Страховой надзор выполняет функции контроля за исполнением интереса субъектов, действующих в этой сфере. Устойчивость финансовой системы зависит от соблюдения законности поступков, совершаемых сторонами, пользующимися средствами, содержащимися в страховых фондах.
Следует отметить, что страховой надзор действует в публичном пространстве. Субъектом, реализующим полномочия страхового надзора, является Банк России. Действия регулятора направлены на создание благоприятных условий, в которых будут функционировать субъекты, обеспечивающие устойчивость финансовой системы. Страховой надзор способствует охране прав участников рынка, решающих задачи распределения средств из специальных фондов...
Таким образом, результатом проведенного исследования стало выявление особенностей финансово-правового регулирования деятельности субъектов российского страхового рынка.
Уровень развития российского страхового рынка - один из ключевых факторов, определяющих уровни инвестиционной активности и экономической деятельности в целом. Низкая капитализация российского страхового рынка в значительной мере предопределена институциональной средой страхования, где отсутствуют достаточные для интенсивного развития стимулы большинства видов страхования, а также сохраняется низкий уровень доверия населения к страховым и финансовым институтам, особенно в части долгосрочных вложений.
Страховой рынок — это особая социально-экономическая среда, сфера страховых экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее. С другой стороны, это также параллельная и особая институциональная среда со своим специфическим как гражданско-правовым, так и финансовоправовым регулированием, и международными и национальными институтами.
Страховой рынок представляет собой исторически сложившуюся и наиболее эффективную форму организации отношений в сфере формирования и распределения страхового фонда, гарантирующего страховую защиту субъектов экономики и общества. В институциональном плане - это совокупность действующих страховых организаций (страховщиков).
К непременным условиям развития страхового рынка следует отнести наличие у субъектов экономики и граждан спроса на страховые услуги, который мог бы быть удовлетворен страховщиками. Складывающиеся между ними отношения подлежат и обеспечиваются финансово-правовым
регулированием.
Как и всякое государственное регулирование, оно имеет свои общие и специальные цели. К первым в диссертации отнесены обеспечение устойчивости и стабильности развития как собственно страхового рынка, так и соответствующего нормативно-правового регулирования, устранения пробелов, противоречий, законодательной инфляции и т.п.
Действующее в России финансово-правовое регулирование деятельности субъектов страхового рынка базируется на соблюдении совокупности общих и специальных международно-признанных принципов. К первым (группа I) относятся общепризнанные принципы законности, признание и уважения прав и свобод; недискриминация; свободы экономического, финансового и информационного пространства. Ко вторым (группа II): эффективность регулирования, т.е. достижение результата (стабильного устойчивого развития конкурентного страхового рынка) с минимумом расходов бюджета; системность в осуществлении кросс- секторального надзора, сближение регулирования секторов страхового рынка, изучения и адаптации полезных практик; взаимосвязь консолидированного и кросс-секторального надзора. Для принципа пропорциональности важны особенности каждого сегмента страхового рынка, включая интересы его субъектов. При этом надзор всегда сохраняет независимость и самостоятельность. Надзор может быть только профессиональным и компетентным и опираться на международно-правовые стандарты («Основные принципы страхования, стандарты, руководства и методология оценок» (IAIS) и др.) как акты «мягкого права»...
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.). — Москва : Права человека, 1996. — 16 с.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.
3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 14 марта 2020 г. № 1 -ФКЗ) // Российская газета. - 2020. - 4 июля. - № 144.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 08.12.1994 № 238-239 (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп. от 27 декабря 2018 г. № 546-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. - № 31, ст. 3824; 2018. № 53, ч. 1, ст. 8472.
6. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27.11.1992 N 4015-1 // Российская газета. - 1993. - № 6.
7. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей" // Российская газета. - 1994. - № 12.
8. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ // Российская газета. - 1996. - № 8.
9. Федеральный закон от 28.03.2017 N 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"// «Российская газета», 2017 г., № 68.
10. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 05.04.2021 N 86-ФЗ // «Российская газета», 2021 г., № 76.
11. Федеральный закон "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" от 01.05.2022 N 123-ФЗ ФЗ // «Российская газета», 2022 г., № 98.
12. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 14.07.2022 N 273-ФЗ // «Российская газета», 2022 г., № 156.
13. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств// «Российская газета», 2022 г., № 164.
14. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 04.08.2023 N 452-ФЗ // «Российская газета», 2023 г., № 175.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ о 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2012. № 9...88