МЕХАНИЗМЫ РАБОТЫ САТИРЫ В СОВРЕМЕННОЙ «ВЗРОСЛОЙ» АНИМАЦИИ
|
Введение 5
1. Концептуальное определение «взрослой» анимации как феномена
современной кинематографической культуры 13
1.1. Исторический и теоретический анализ сатиры. Основные функции
сатиры 13
1.2. Специфика появления и развития направления «взрослой»
анимации в мультипликационном кинематографе нач. XXI века 33
2. Прикладное исследование механизмов работы сатиры в
современной «взрослой» анимации 46
2.1. Методология исследования сатирических произведений 46
2.2. Анализ произведений многосерийной «взрослой» анимации на материале сериала «Южный парк» (с 1997) Мэтта Стоуна и Трея
Паркера 58
Заключение 78
Список использованных источников 80
1. Концептуальное определение «взрослой» анимации как феномена
современной кинематографической культуры 13
1.1. Исторический и теоретический анализ сатиры. Основные функции
сатиры 13
1.2. Специфика появления и развития направления «взрослой»
анимации в мультипликационном кинематографе нач. XXI века 33
2. Прикладное исследование механизмов работы сатиры в
современной «взрослой» анимации 46
2.1. Методология исследования сатирических произведений 46
2.2. Анализ произведений многосерийной «взрослой» анимации на материале сериала «Южный парк» (с 1997) Мэтта Стоуна и Трея
Паркера 58
Заключение 78
Список использованных источников 80
Актуальность темы исследования.
В современном мире количество информационного контента с каждым годом увеличивается. Не становится исключением и разнообразные произведения киноискусства и анимации. В течение ста с лишним лет, кино и анимация вобрали в себя огромное множество тем, сюжетов, методов и техник их воплощения. С каждым новым поколением контент становился разнообразнее, и, соответственно, делился по целевым группам. С появлением телевидения и стриминговых сервисов количество и вариативность подобных произведений стало удовлетворять любой спрос любой аудитории. И наиболее разнообразными и оригинальными стали произведения анимации.
Со временем, в современном обществе возникло устойчивое мнение, что произведения анимации создаются исключительно для детской аудитории, а зрители, потребляющие такой контент, склонны к инфантилизму. Такая позиция в корне не верна, так как многие анимационные произведения не предназначены для просмотра лицам младше 16 лет, за счет поднимаемых сложных тем, насилия, сексуальности, нецензурных выражений и специфического юмора. Эти произведения предназначены аудитории с уже устоявшимися личностными, политическими и социальными взглядами, с определенными вкусами.
Большинство контента взрослой анимации несет в себе юмористический характер, передающийся через иронию и сатиру. За счет того, зритель уже обладает достаточными знаниями об окружающем его мире, включая политическую, социальную и культурную обстановки, конструируется юмористическая основа произведения. По большей части-это сатирические злободневные комментарии, построенные на абсурде, гротеске, пародии, аллегории и т.д. Они имеют множество форм и видов, которое подсознательно считываются зрителем, вызывая эмоциональную разрядку. Собственно, для выплеска эмоций и морального отдыха человека создаются подобные произведения. А так как в современном мире нередко случаются конфликты и потрясения (как в культурной, так и в социальной сфере), то растет количество произведений, удовлетворяющую потребность в эмоциональной разгрузке через сублимацию и рефлексию над событиями через сатирическую анимацию.
Таким образом, изучение механизмов сатиры во взрослой современной анимации поможет выявить способы рефлексии, сублимации, и прихода личности к катарсису через просмотр анимационного контента, предназначенного для взрослой аудитории.
Объектом исследования являются современные анимационные произведения для взрослой аудитории.
Предметом исследования выступает сатирическая составляющая современной анимации для взрослой аудитории (на материале сериала «Южный парк» Трея Паркера и Мэтта Стоуна).
Степень изученности
К исследованию сатиры прямо и косвенно обращались множество авторов. В масштабном издании «Словарь членов Общества любителей Российской словесности», в статье авторства В. Чешихина-Ветринского , сатира определяется как литературное произведение, несущее в себе «осуждение и осмеяние» к некоторым явлениям жизни. В этой же статье разбирается этимология слова «сатира», даются характерные особенности этого жанра и отличие его от других видов литературы, таких как памфлет или пасквиль.
Сатира по своей сути неотделима от юмора. По сути, юмор - это «способность интеллекта подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны» . Популярность сатиры во все времена обуславливается склонностью многих людей к юмору. Эта склонность объясняется в труде Зигмунда Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» . Согласно Фрейду, шутка (и ее подвиды) возникает, когда сознание стремится выразить мысли и эмоции, запрещаемые или подавляемые обществом. Сам вид юмора определяется конфликтами между «эго», «суперэго» и «оно». Кроме того, юмор считается одним из способов сублимации психического напряжения, для того, чтобы избежать психологического взрыва.
На этой точке зрения построено исследование профессора Сэма Шустера о связи юмора и агрессии . Он провел исследование среди представителей мужского и женского пола, на основе отношения респондентов к необычному хобби ученого: езде на одноколесном велосипеде. По результатам исследования было выяснено, что женщины в целом относились к этому хобби положительно и одобрительно. Мужчины, в свою очередь, больше высмеивали и издевались, переводя увлечение в шутку. Шустер связывает это различие с уровнем тестостерона, который вызывает агрессию, прикрытую комическими замечаниями. Чем старше были респонденты мужского пола, тем интеллектуальнее были их комментарии. У молодых людей реакция была гораздо агрессивнее. Учитывая хвалебную реакцию женщин, профессор сделал вывод что агрессия, прикрытая юмором, служит одним из способов установки доминирования в мужском обществе. Ее так же можно назвать «пассивной агрессией».
Соответственно, сатира, как часть юмора несет в себе функцию эмоциональной разрядки и рефлексии над окружающей человека действительностью, а так же как инструмент выплеска агрессии. В болгарском сборнике статей «Юмор и сатира в координатах XXI века» в обширной статье М.В. Братолюбовой и Т.С. Пимоновой «Европейский союз в зеркале политической карикатуры» карикатура предстает одним из средств сатиры, представляющая отклик на происходящее в мире. В статье произведен анализ того, как сатира, через карикатуру, менялась в различные исторические периоды. В статье Калашник М.В. «Соотношение юмора, сатиры и комического» , автор разграничивает юмор, сатиру и комичное, обозначая сатиру как нечто обличительное, непримиримое. Юмор же в этом плане более позитивен, добродушен. Сатира - выражение конфронтации к предмету своего обращения, развенчания его недостатков.
Сатира по-разному проявляется в культуре. Она может быть, как у Джорджа Оруэлла , изобличать несправедливые устои мира, или высмеивание отдельных личностей, как эпиграммы А.С. Пушкина. Чаще всего она направлена на политику, культуру, социальные группы и явления, на публичных, неоднозначных личностей. С появлением кинематографа, диапазон распространения художественных идей вырос, получил новые воплощения. Сатира приобретает значение оружия для политической и социальной борьбы. В своей статье «Гитлера необходимо высмеять» историк и культуролог Е.В. Волков на примере фильма Чарли Чаплина «Великий диктатор» (1940) рассматривает механизм политической сатиры как средство выражения политических взглядов режиссера и символом борьбы с фашизмом. В данной статье рассматриваются ирония, пародия и гротеск как средства передачи сатирического образа главного героя - Хинкеля (пародии на Адольфа Гитлера). В статье Н.Ф. Хилько «Духовно-нравственные аспекты зрительской культуры в пространстве детского кино советского периода (проблемно-тематический анализ)», автор приводит в пример юмористическое шоу «Ералаш», как высмеивание недостатков различных типов советского воспитания, отражения феномена детства в целом, через курьезные ситуации. В статье же В.В. Заводчикова «Вклад Куйбышевской студии кинохроники в кинолетопись народного патриотизма в начале Великой Отечественной войны (1941 г.)» объясняется, как действует сатира в условиях военного времени и как влияет на социальную пропаганду.
Что касается анимации, то история ее возникновения и развития описана в книге автора Л. Молтина «О мышах и магии. История американского рисованного фильма» . Об основных терминах и техниках, относящихся к искусству анимации, можно прочитать в книге «Словарь-справочник современных анимационных терминов» (2015, под ред. Б.А. Машковцева). Про различные национальные школы анимации рассказывает книга Кривуля Н. «Аниматология. Эволюция мировых аниматографий». В этом же произведении автор разбирает различные жанры анимации, и влияние на них социальных, политических и экономических изменений, в том числе и сатирический жанр, и разграничивает анимацию на «взрослую» и «детскую».
К данному жанру можно причислить такие анимационные произведения, как «Дарю тебе звезду» (1974, СССР), «Дикая планета» (1974, Франция), «Магазинчик самоубийств» (2012, Канада), «Трио из Бельвиля» (2006, Польша, Франция), «Бесподобный мистер Фокс» (2009, США) и другие.В последнее 20 лет наиболее продвинулись в плане взрослой сатирической анимации США. Они выпускают ее в формате разнообразных сериалов, например «Симпсоны» (с 1989), «Футурама» (1999-2013), «Южный парк» (с 1997г.), «Конь БоДжек» (2014-2020 гг.) «Рик и Морти» (с 2013) и многие другие. Они имеют огромную популярность за счет необычной, фантастической подачи и злободневных тем. К примеру, в США среди молодежи существует устойчивое мнение, что такие сериалы, как «Симпсоны» и «Южный парк» предсказывают будущее, настолько реальная мировая ситуация напоминает сюжеты этих произведений. «Южному парку» было посвящено несколько книг. Первая - Брайана Андерсона «SouthParkConservatives: TheRevoltAgainstLiberalMediaBias» , которая на основе сериала исследовала политическую заинтересованность СМИ и освещению в масс-медиа консервативных политических взглядов. Другой книгой стал труд Роберта Арпа «SouthParkandPhilosophy: YouKnow, ILearnedSomethingToday», где на примере данного сериала рассматривалось влияние на поп-культуру «взрослых» сатирических сериалов в контексте философии, и как политическая и социальная обстановка влияют на художественные решения сериала.
Прочую информацию о примерах «взрослой» сатирической анимации можно найти на ресурсах «Мир фантастики» - электронном и печатном издании о различных современных произведениях, а также на «Фантасты.Ки», где размещаются критические статьи на данные произведения.
Данные источники дают достаточно полное описание исследуемой проблемы, которое является не только информативным, но и вспомогательным этапом при формировании следующего практического этапа исследования.
Целью исследования становится выявление механизма работы сатиры в современной «взрослой» анимации.
Цели исследования соответствуют следующие задачи:
- Дать концептуальное определение «взрослой анимации» как феномена современной кинематографической культуры;
- Провести исторический и теоретический анализ сатиры;
- Выявить основные функции сатиры;
- Исследовать специфику появления и развития направления «взрослая анимация» в мультипликационном кинематографе нач. XXI века;
- Провести прикладное исследование механизмов работы сатиры в современной «взрослой» анимации;
- Выявить методологию исследования сатирических произведений;
- Проанализировать произведения многосерийной «взрослой» анимации на материале сериала «Южный парк» (с 1997г.) Мэтта Стоуна и Трея Паркера.
Методология исследования
В данном исследовании применен ряд методов, которые позволят провести исследование механизмы работы сатиры во «взрослой» современной анимации. Так, использован культурно-исторический метод, который позволяет выстроить развитие «взрослой» анимации, а также выявить ее характеристику. Применены семиотический и сравнительный методы: семиотический позволит проанализировать произведения анимации как знаковые системы, например, рассмотреть персонажей произведения как носителей определенной знаковой системы. Тогда как сравнительный метод позволит сопоставить изменения специфических черт «взрослой» анимации. Более того, применен комплекс научных методов, таких, как анализ, синтез и интерпретация. Метод анализа позволяет рассмотреть социальные и культурные процессы во «взрослой» сатирической анимации и выявить ее свойства и признаки. Метод синтеза позволяет собрать отдельные части в единое целое и выявить общую особенность. Метод интерпретации позволяет раскрыть закономерность работы сатиры во «взрослой» современной анимации.
Предполагаемый результат
Результат исследования предполагает определение механизмов работы сатиры во «взрослой» современной анимации, анализ фильмов позволит сопоставить «взрослую» сатирическую анимацию разных периодов, выявить взаимосвязи и принципы влияния сатиры в анимации на зрителя в современном мире.
Апробация
Данное исследование может быть применено в образовательной сфере, а именно использоваться, как теоретический материал на курсах по истории кинематографа и анимации. Более того, данная работа может служить фундаментом для дальнейшего исследования «взрослой» анимации.
Структура работы
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.
В современном мире количество информационного контента с каждым годом увеличивается. Не становится исключением и разнообразные произведения киноискусства и анимации. В течение ста с лишним лет, кино и анимация вобрали в себя огромное множество тем, сюжетов, методов и техник их воплощения. С каждым новым поколением контент становился разнообразнее, и, соответственно, делился по целевым группам. С появлением телевидения и стриминговых сервисов количество и вариативность подобных произведений стало удовлетворять любой спрос любой аудитории. И наиболее разнообразными и оригинальными стали произведения анимации.
Со временем, в современном обществе возникло устойчивое мнение, что произведения анимации создаются исключительно для детской аудитории, а зрители, потребляющие такой контент, склонны к инфантилизму. Такая позиция в корне не верна, так как многие анимационные произведения не предназначены для просмотра лицам младше 16 лет, за счет поднимаемых сложных тем, насилия, сексуальности, нецензурных выражений и специфического юмора. Эти произведения предназначены аудитории с уже устоявшимися личностными, политическими и социальными взглядами, с определенными вкусами.
Большинство контента взрослой анимации несет в себе юмористический характер, передающийся через иронию и сатиру. За счет того, зритель уже обладает достаточными знаниями об окружающем его мире, включая политическую, социальную и культурную обстановки, конструируется юмористическая основа произведения. По большей части-это сатирические злободневные комментарии, построенные на абсурде, гротеске, пародии, аллегории и т.д. Они имеют множество форм и видов, которое подсознательно считываются зрителем, вызывая эмоциональную разрядку. Собственно, для выплеска эмоций и морального отдыха человека создаются подобные произведения. А так как в современном мире нередко случаются конфликты и потрясения (как в культурной, так и в социальной сфере), то растет количество произведений, удовлетворяющую потребность в эмоциональной разгрузке через сублимацию и рефлексию над событиями через сатирическую анимацию.
Таким образом, изучение механизмов сатиры во взрослой современной анимации поможет выявить способы рефлексии, сублимации, и прихода личности к катарсису через просмотр анимационного контента, предназначенного для взрослой аудитории.
Объектом исследования являются современные анимационные произведения для взрослой аудитории.
Предметом исследования выступает сатирическая составляющая современной анимации для взрослой аудитории (на материале сериала «Южный парк» Трея Паркера и Мэтта Стоуна).
Степень изученности
К исследованию сатиры прямо и косвенно обращались множество авторов. В масштабном издании «Словарь членов Общества любителей Российской словесности», в статье авторства В. Чешихина-Ветринского , сатира определяется как литературное произведение, несущее в себе «осуждение и осмеяние» к некоторым явлениям жизни. В этой же статье разбирается этимология слова «сатира», даются характерные особенности этого жанра и отличие его от других видов литературы, таких как памфлет или пасквиль.
Сатира по своей сути неотделима от юмора. По сути, юмор - это «способность интеллекта подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны» . Популярность сатиры во все времена обуславливается склонностью многих людей к юмору. Эта склонность объясняется в труде Зигмунда Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» . Согласно Фрейду, шутка (и ее подвиды) возникает, когда сознание стремится выразить мысли и эмоции, запрещаемые или подавляемые обществом. Сам вид юмора определяется конфликтами между «эго», «суперэго» и «оно». Кроме того, юмор считается одним из способов сублимации психического напряжения, для того, чтобы избежать психологического взрыва.
На этой точке зрения построено исследование профессора Сэма Шустера о связи юмора и агрессии . Он провел исследование среди представителей мужского и женского пола, на основе отношения респондентов к необычному хобби ученого: езде на одноколесном велосипеде. По результатам исследования было выяснено, что женщины в целом относились к этому хобби положительно и одобрительно. Мужчины, в свою очередь, больше высмеивали и издевались, переводя увлечение в шутку. Шустер связывает это различие с уровнем тестостерона, который вызывает агрессию, прикрытую комическими замечаниями. Чем старше были респонденты мужского пола, тем интеллектуальнее были их комментарии. У молодых людей реакция была гораздо агрессивнее. Учитывая хвалебную реакцию женщин, профессор сделал вывод что агрессия, прикрытая юмором, служит одним из способов установки доминирования в мужском обществе. Ее так же можно назвать «пассивной агрессией».
Соответственно, сатира, как часть юмора несет в себе функцию эмоциональной разрядки и рефлексии над окружающей человека действительностью, а так же как инструмент выплеска агрессии. В болгарском сборнике статей «Юмор и сатира в координатах XXI века» в обширной статье М.В. Братолюбовой и Т.С. Пимоновой «Европейский союз в зеркале политической карикатуры» карикатура предстает одним из средств сатиры, представляющая отклик на происходящее в мире. В статье произведен анализ того, как сатира, через карикатуру, менялась в различные исторические периоды. В статье Калашник М.В. «Соотношение юмора, сатиры и комического» , автор разграничивает юмор, сатиру и комичное, обозначая сатиру как нечто обличительное, непримиримое. Юмор же в этом плане более позитивен, добродушен. Сатира - выражение конфронтации к предмету своего обращения, развенчания его недостатков.
Сатира по-разному проявляется в культуре. Она может быть, как у Джорджа Оруэлла , изобличать несправедливые устои мира, или высмеивание отдельных личностей, как эпиграммы А.С. Пушкина. Чаще всего она направлена на политику, культуру, социальные группы и явления, на публичных, неоднозначных личностей. С появлением кинематографа, диапазон распространения художественных идей вырос, получил новые воплощения. Сатира приобретает значение оружия для политической и социальной борьбы. В своей статье «Гитлера необходимо высмеять» историк и культуролог Е.В. Волков на примере фильма Чарли Чаплина «Великий диктатор» (1940) рассматривает механизм политической сатиры как средство выражения политических взглядов режиссера и символом борьбы с фашизмом. В данной статье рассматриваются ирония, пародия и гротеск как средства передачи сатирического образа главного героя - Хинкеля (пародии на Адольфа Гитлера). В статье Н.Ф. Хилько «Духовно-нравственные аспекты зрительской культуры в пространстве детского кино советского периода (проблемно-тематический анализ)», автор приводит в пример юмористическое шоу «Ералаш», как высмеивание недостатков различных типов советского воспитания, отражения феномена детства в целом, через курьезные ситуации. В статье же В.В. Заводчикова «Вклад Куйбышевской студии кинохроники в кинолетопись народного патриотизма в начале Великой Отечественной войны (1941 г.)» объясняется, как действует сатира в условиях военного времени и как влияет на социальную пропаганду.
Что касается анимации, то история ее возникновения и развития описана в книге автора Л. Молтина «О мышах и магии. История американского рисованного фильма» . Об основных терминах и техниках, относящихся к искусству анимации, можно прочитать в книге «Словарь-справочник современных анимационных терминов» (2015, под ред. Б.А. Машковцева). Про различные национальные школы анимации рассказывает книга Кривуля Н. «Аниматология. Эволюция мировых аниматографий». В этом же произведении автор разбирает различные жанры анимации, и влияние на них социальных, политических и экономических изменений, в том числе и сатирический жанр, и разграничивает анимацию на «взрослую» и «детскую».
К данному жанру можно причислить такие анимационные произведения, как «Дарю тебе звезду» (1974, СССР), «Дикая планета» (1974, Франция), «Магазинчик самоубийств» (2012, Канада), «Трио из Бельвиля» (2006, Польша, Франция), «Бесподобный мистер Фокс» (2009, США) и другие.В последнее 20 лет наиболее продвинулись в плане взрослой сатирической анимации США. Они выпускают ее в формате разнообразных сериалов, например «Симпсоны» (с 1989), «Футурама» (1999-2013), «Южный парк» (с 1997г.), «Конь БоДжек» (2014-2020 гг.) «Рик и Морти» (с 2013) и многие другие. Они имеют огромную популярность за счет необычной, фантастической подачи и злободневных тем. К примеру, в США среди молодежи существует устойчивое мнение, что такие сериалы, как «Симпсоны» и «Южный парк» предсказывают будущее, настолько реальная мировая ситуация напоминает сюжеты этих произведений. «Южному парку» было посвящено несколько книг. Первая - Брайана Андерсона «SouthParkConservatives: TheRevoltAgainstLiberalMediaBias» , которая на основе сериала исследовала политическую заинтересованность СМИ и освещению в масс-медиа консервативных политических взглядов. Другой книгой стал труд Роберта Арпа «SouthParkandPhilosophy: YouKnow, ILearnedSomethingToday», где на примере данного сериала рассматривалось влияние на поп-культуру «взрослых» сатирических сериалов в контексте философии, и как политическая и социальная обстановка влияют на художественные решения сериала.
Прочую информацию о примерах «взрослой» сатирической анимации можно найти на ресурсах «Мир фантастики» - электронном и печатном издании о различных современных произведениях, а также на «Фантасты.Ки», где размещаются критические статьи на данные произведения.
Данные источники дают достаточно полное описание исследуемой проблемы, которое является не только информативным, но и вспомогательным этапом при формировании следующего практического этапа исследования.
Целью исследования становится выявление механизма работы сатиры в современной «взрослой» анимации.
Цели исследования соответствуют следующие задачи:
- Дать концептуальное определение «взрослой анимации» как феномена современной кинематографической культуры;
- Провести исторический и теоретический анализ сатиры;
- Выявить основные функции сатиры;
- Исследовать специфику появления и развития направления «взрослая анимация» в мультипликационном кинематографе нач. XXI века;
- Провести прикладное исследование механизмов работы сатиры в современной «взрослой» анимации;
- Выявить методологию исследования сатирических произведений;
- Проанализировать произведения многосерийной «взрослой» анимации на материале сериала «Южный парк» (с 1997г.) Мэтта Стоуна и Трея Паркера.
Методология исследования
В данном исследовании применен ряд методов, которые позволят провести исследование механизмы работы сатиры во «взрослой» современной анимации. Так, использован культурно-исторический метод, который позволяет выстроить развитие «взрослой» анимации, а также выявить ее характеристику. Применены семиотический и сравнительный методы: семиотический позволит проанализировать произведения анимации как знаковые системы, например, рассмотреть персонажей произведения как носителей определенной знаковой системы. Тогда как сравнительный метод позволит сопоставить изменения специфических черт «взрослой» анимации. Более того, применен комплекс научных методов, таких, как анализ, синтез и интерпретация. Метод анализа позволяет рассмотреть социальные и культурные процессы во «взрослой» сатирической анимации и выявить ее свойства и признаки. Метод синтеза позволяет собрать отдельные части в единое целое и выявить общую особенность. Метод интерпретации позволяет раскрыть закономерность работы сатиры во «взрослой» современной анимации.
Предполагаемый результат
Результат исследования предполагает определение механизмов работы сатиры во «взрослой» современной анимации, анализ фильмов позволит сопоставить «взрослую» сатирическую анимацию разных периодов, выявить взаимосвязи и принципы влияния сатиры в анимации на зрителя в современном мире.
Апробация
Данное исследование может быть применено в образовательной сфере, а именно использоваться, как теоретический материал на курсах по истории кинематографа и анимации. Более того, данная работа может служить фундаментом для дальнейшего исследования «взрослой» анимации.
Структура работы
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.
Целью данной выпускной квалификационной работы стало исследование механизмов работы сатиры в современной «взрослой» анимации, в частности определению сущности сатиры, выявлений особенности развития «взрослой» анимации, и анализу известного и популярного произведения - «Южного парка» Мэтта Стоуна и Трея Паркера.
В первой главе решена проблема определения сущности и развития «взрослой» анимации, а также была рассмотрена тема сатиры. В первом параграфе, в историческом и теоретическом анализе сатиры были выявлены функции сатиры, ее определение и формы присутствия в мировой культуре. Во втором параграфе первой главы была выявлена специфика появления и развития направления «взрослой» анимации в мультипликационном кинематографе нач. XXI века. Были изучены технические и выразительные особенности анимации в целом. «Взрослая» анимация же, как жанр, появилась в конце 1960-х годов после отмены Кодекса Хейса, и сейчас является наиболее популярным жанром анимации.
Во второй главе проанализированы наиболее яркие произведения для жанра «взрослой» анимации, и установлено, что наиболее популярная форма анимации - это сатирический сериал. На материале прикладного анализа произведения «взрослой» сатирической многосерийной анимации «Южный парк» Трея Паркера и Мэтта Стоуна установлено, что механизмы работы сатиры во «взрослых» анимационных произведениях зависят от целевой аудитории(например, от «семейных» людей, студентов, от конкретного социального класса и так далее),тем, поднимаемых в ней(религии, социальных проблем, политики, культуры, межличностных отношений, экологии и так далее), наличия общественной и религиозной цензуры (в том числе и внутренней) и от событий, которые происходят в мире. Для того, чтобы сатира «работала», авторы взаимодействуют с тем, что окружает современного человека, и делают отсылки как к поп-культуре и ее представителям, так и к более серьезным произведениям и личностям. У каждого из авторов есть своя система ценностей, в соответствии с которой они решают, что и как высмеивать. В легкой манере они могут высмеять объект или предмет, который не приносит явного вреда обществу, но вызывает стресс или раздражает отдельных его представителей. В более жестокой манере высмеивается то, что прямо вредит здоровью общества, как физическому, так психологическому и моральному. Часто сатирические анимационные произведения прибегают к такому приему, как к пародии на известные произведения, или прибегают к гиперболизации всех действий в сюжете, из-за чего он приобретает свойство с эпическим произведением. И в каждом их подобных сюжетов действуют определенные персонажи, которые различаются от сериала к сериалу, чей характер позволит наиболее полно раскрыть проблему эпизода и выполнить свою сатирическую функцию высмеивания и критики в рамках этой проблемы.
Производство анимации предполагает нацеленность и на финансовую выгоду, и на привлечение внимания аудитории при помощи нестандартных и новых художественных стратегий. С развитием общества развивается и сама «взрослая» анимация, а с появлением новых методов, (например, стриминговых сервисов), ее распространения, растет количество ее потребления.
На протяжении всей истории «взрослой» анимации она прошла путь от маргинальной и цензурируемой культуры, до одной из главных составляющих популярной культуры в целом. Каждое из данных произведений привнесло что - то новое в сферу «взрослой» сатирической анимации, сделав ее самой популярной областью массовой культуры.
В первой главе решена проблема определения сущности и развития «взрослой» анимации, а также была рассмотрена тема сатиры. В первом параграфе, в историческом и теоретическом анализе сатиры были выявлены функции сатиры, ее определение и формы присутствия в мировой культуре. Во втором параграфе первой главы была выявлена специфика появления и развития направления «взрослой» анимации в мультипликационном кинематографе нач. XXI века. Были изучены технические и выразительные особенности анимации в целом. «Взрослая» анимация же, как жанр, появилась в конце 1960-х годов после отмены Кодекса Хейса, и сейчас является наиболее популярным жанром анимации.
Во второй главе проанализированы наиболее яркие произведения для жанра «взрослой» анимации, и установлено, что наиболее популярная форма анимации - это сатирический сериал. На материале прикладного анализа произведения «взрослой» сатирической многосерийной анимации «Южный парк» Трея Паркера и Мэтта Стоуна установлено, что механизмы работы сатиры во «взрослых» анимационных произведениях зависят от целевой аудитории(например, от «семейных» людей, студентов, от конкретного социального класса и так далее),тем, поднимаемых в ней(религии, социальных проблем, политики, культуры, межличностных отношений, экологии и так далее), наличия общественной и религиозной цензуры (в том числе и внутренней) и от событий, которые происходят в мире. Для того, чтобы сатира «работала», авторы взаимодействуют с тем, что окружает современного человека, и делают отсылки как к поп-культуре и ее представителям, так и к более серьезным произведениям и личностям. У каждого из авторов есть своя система ценностей, в соответствии с которой они решают, что и как высмеивать. В легкой манере они могут высмеять объект или предмет, который не приносит явного вреда обществу, но вызывает стресс или раздражает отдельных его представителей. В более жестокой манере высмеивается то, что прямо вредит здоровью общества, как физическому, так психологическому и моральному. Часто сатирические анимационные произведения прибегают к такому приему, как к пародии на известные произведения, или прибегают к гиперболизации всех действий в сюжете, из-за чего он приобретает свойство с эпическим произведением. И в каждом их подобных сюжетов действуют определенные персонажи, которые различаются от сериала к сериалу, чей характер позволит наиболее полно раскрыть проблему эпизода и выполнить свою сатирическую функцию высмеивания и критики в рамках этой проблемы.
Производство анимации предполагает нацеленность и на финансовую выгоду, и на привлечение внимания аудитории при помощи нестандартных и новых художественных стратегий. С развитием общества развивается и сама «взрослая» анимация, а с появлением новых методов, (например, стриминговых сервисов), ее распространения, растет количество ее потребления.
На протяжении всей истории «взрослой» анимации она прошла путь от маргинальной и цензурируемой культуры, до одной из главных составляющих популярной культуры в целом. Каждое из данных произведений привнесло что - то новое в сферу «взрослой» сатирической анимации, сделав ее самой популярной областью массовой культуры.



