Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности эмоциональной сферы дошкольников с речевыми нарушениями

Работа №152221

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы дошкольников с речевыми нарушениями 7
1.1. Проблема речевых нарушений в психолого-педагогических
исследованиях 7
1.2. Развитие эмоциональной сферы дошкольника в норме 15
1.3. Особенности эмоционального развития детей дошкольного
возраста с нарушениями речи 23
1.4. Методы диагностики эмоциональной сферы дошкольников 25
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы
дошкольников с речевыми нарушениями 32
2.1. Организация и содержание исследования 32
2.2. Результаты констатирующего исследования особенностей
эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 39
2.3. Сравнение результатов изучения особенностей эмоциональной сферы дошкольников с речевыми нарушениями и с нормой речевого
развития 48
2.4. Рекомендации по коррекции эмоциональной сферы дошкольников
с речевыми нарушениями 52
Выводы 59
Заключение 61
Список используемых источников 63
Приложения 69


В настоящее время одной из актуальных проблем педагогической практики является создание условий для эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
В контексте современных представлений о цели дошкольного образования как формировании компетентностей ребенка, актуальным и подготавливающим детей к предстоящей учебной деятельности является развитие познавательных процессов, в частности, формирование связной речи дошкольников.
Речь играет важнейшую роль в развитии мышления, эмоциональноволевой сферы и деятельности ребенка в целом, выступая как высший регулятор его поведения. Проблема нарушений речи у детей дошкольного возраста отражена в работах Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Н. Ушаковой, Т.Б. Филичевой и др. Авторы отмечают, что нарушение речевого развития негативно сказывается на эмоциональной сфере ребенка и процессе его социализации. В результате исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе сформулировано теоретическое обоснование общего недоразвития речи (ОНР), обозначены причины возникновения и клинические типы ОНР, сформулированы направления коррекционнопедагогической работы (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и др.).
Исследованием эмоциональной сферы детей дошкольного возраста занимались многие педагоги и психологи (Л.И. Божович, А.Д. Кошелева, Л.Ф. Обухова, Г.А. Урунтаева и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для познания мира. Выявлению причин возникновения эмоциональных нарушений посвящены работы В.П. Балашовой, Т.А. Данилиной, А.И. Захарова, Е.И. Изотовой и И.И. Мамайчук, которые указывают на интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания, что в свою очередь, влияет на эмоциональные проявления дошкольников.
Необходимость предупреждения специфических нарушений овладения школьными навыками детьми с речевыми нарушениями, недостаточная теоретическая разработанность вопросов создания условий для эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, позволяют заявить об актуальности данной темы.
Также актуальность исследования обусловлена тем, что речевые нарушения существенно сказываются на всех сторонах жизнедеятельности ребенка. Сложность общего недоразвития речи заключается в том, что оно приводит к нарушению эмоциональной сферы ребенка: дети начинают стесняться своей речи, замыкаются, отстраняются от общения со сверстниками, им свойственна повышенная тревожность и неуверенность в себе. Дошкольники с речевыми недостатками фиксированы на своём дефекте, придавая большое значение эмоциональному отношению к нему.
Цель исследования - изучение особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В контексте современных представлений о цели дошкольного образования как формировании компетентностей ребенка, актуальным и подготавливающим детей к предстоящей учебной деятельности является развитие познавательных процессов, в частности, формирование связной речи дошкольников. Речь играет важнейшую роль в развитии мышления, эмоционально-волевой сферы и деятельности ребенка в целом, выступая как высший регулятор его поведения.
Целью нашей работы являлось изучение особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В теоретической части исследования были рассмотрены такие аспекты, как проблема речевых нарушений в психолого-педагогических исследованиях, развитие эмоциональной сферы дошкольника в норме, особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи, методы диагностики эмоциональной сферы дошкольников.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является одной из актуальных проблем современной практики дошкольного образования, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье детей данной категории.
Важно отметить, что комплекс педагогических условий по оптимизации эмоционального развития детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, должен определяться с учетом направления реорганизации содержания современного образования, особенностей развития детей, возможностей системного и личностно-деятельностного подхода.
Проведенное нами эмпирическое исследование подтвердило актуальность рассматриваемой проблемы. Было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями имеют некоторые деформации в развитии эмоциональной сферы. Особенности эмоциональной сферы ребенка являются результатом того, что речевая неполноценность отстраняет дошкольника от детского коллектива, этот факт с возрастом действует все более травмирующе на его психику и характеризуется несформированностью форм коммуникации, незаинтересованностью в контакте, неумением ориентироваться в ситуации общения, негативизмом. Поэтому нужно обратить особое внимание на переживания, которые испытывает ребенок, имеющий речевой дефект.
Полученные в нашем эмпирическом исследовании диагностические данные свидетельствуют о различиях в состоянии эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями речи и их сверстников без речевых нарушений. У первых чаще диагностируются: повышенный уровень тревожности, пониженный фон настроения, замкнутость, неуверенность в себе, беспокойство; у них существуют сложности в настроении и самочувствии. Этим детям чаще свойственна неуверенность в общении, они скрытны, осторожны, больше погружены в себя.
Нарушения эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями речи являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Данный фактор негативно сказывается на эффективности обучения детей и адаптации их в социуме. Поэтому именно в дошкольном детстве важно научить управлять ребенка своими эмоциями, корректно воспринимать эмоциональное состояние другого.
Полученные результаты могут быть использованы в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста по оптимизации эмоционального развития детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, а также в процессе психологического консультирования родителей по вопросам эмоционально-личностного развития ребенка с нарушениями речи.



1. Бабаева Т.И. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде // Материалы международного семинара. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - С. 21-24.
2. Балашова В.П. Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Молодой ученый. - 2016. - № 2. - С. 767-770.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2014. - 400 с.
4. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2008. - 632 с.
5. Брей Н.Г. Причины появления детской тревожности [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1 september.ru/articles/418511/
6. Вахрушева Н.А. Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений [Электронный ресурс]. - URL: http: //nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/
7. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Речь, 2005.
- 240 с.
8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Гуманитарный ИЦ «ВЛАДОС», 2013. - 272 с.
9. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под науч. ред. И.Ю. Левченко.
- М.: Национальный книжный центр, 2014. - 96 с.
10. Волохина Е.А., Юкина И.В. Дидактика. - Ростов-н/Д: Феникс, 2014. - 288 с.
11. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 - 7 лет: Методическое пособие. - М., ТЦ Сфера, 2013. - 144 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2015. - 508 с.
13. Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 10-17.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: ТЦ «Сфера», 2012. - 470 с.
15. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду: Методическое пособие. - М., 2013. - 120 с...65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ