Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования функциональной математической грамотности 6
1.1 Понятие функциональной грамотности 6
1.2 Функциональная грамотность в международных исследованиях PISA 9
1.3 Обзор учебников 7-9 классов на наличие заданий, формирующих
функциональную грамотность 15
Глава 2. Методические аспекты формирования функциональной математической грамотности на уроках математики в 7-9 классах 24
2.1 Анализ заданий ОГЭ в контексте возможности формирования
функциональной математической грамотности 24
2.2 Разработка системы заданий на формирование функциональной
математической грамотности на уроках математики в 7-9 классах 28
2.3 Методические основы формирования функциональной математической
грамотности 54
Заключение 61
Список используемых источников 63
В условиях непрерывно развивающегося общества человеку необходимо следовать современным тенденциям, быть развитым во всех сферах деятельности и готовым к новым непредвиденным обстоятельствам. В связи с этим необходимо, чтобы у человека была сформирована общая функциональная грамотность, которая необходима для благополучной жизни в обществе. Иначе говоря, функциональная грамотность обусловлена требованиями самой жизни.
На сегодняшний день проблема формирования функциональной грамотности на уроках является актуальной. Об этом свидетельствуют данные исследований, указ президента «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года», государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», федеральный государственный образовательный стандарт и другие.
По данным международных исследования Programm of International Student Assessment (PISA), которые проводились ранее, Россия занимает не лидирующие позиции по математической грамотности. В связи с этим государство старается вывести образование страны на лучший уровень, например, в государственной программе «Развитие образования» одной из целей является значительное повышение позиции российских школьников по математической грамотности.
Знания, накапливаемые человеком во время обучения, необходимо постоянно подкреплять практическими заданиями. Без практической деятельности знания человека будут неактуальны. Следовательно, человек должен уметь применять свои знания в повседневной жизни и в любой непредвиденной ситуации.
Проблема формирования функциональной математической грамотности находится в современной школе на этапе изучения нового материала. Именно в ней первым делом должны закладываться основы функциональной грамотности школьников.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрено понятие функциональной математической грамотности и основы её формирования, а также проанализированы российские школьные учебники по алгебре за 7-9 класс автора Макарычев Ю.Н. и учебник по геометрии автора Атанасян Л.С. на наличие заданий, способствующих формированию функциональной математической грамотности. Во второй главе рассмотрены задания из основного государственного экзамена по математике, проверяющие сформированность у обучающихся компонентов функциональной грамотности, составлена система заданий на формирование функциональной математической грамотности на уроках математики в 7-9 классах, а также разработаны фрагменты уроков.
Цель: разработать систему заданий на формирование функциональной математической грамотности и предложить методику их использования на уроках математики в 7-9 классах...
Исходя из целей и задач Российской Федерации до 2024 года, можно сказать, что формирование функциональной математической грамотности на сегодняшний момент является актуальной проблемой.
В начале выпускной квалификационной работы была поставлена цель: разработать систему заданий на формирование функциональной математической грамотности и предложить методику их использования на уроках математики в 7-9 классах.
Для этого была изучена педагогическая и методическая литература, благодаря которой было выявлено, что математическая грамотность заключается в «способности индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира» [4].
Изучив международные исследования PISA и проанализировав данные исследований, было выявлено, что Россия занимает среднее место по математической грамотности среди всех участников исследований. Следовательно, необходимо улучшать учебный процесс и больше использовать заданий на формирование функциональной математической грамотности.
Во время анализа российских школьных учебников на наличие заданий, формирующих математическую грамотность, было выявлено, что очень мало предусмотрено задач, направленных на формирование функциональной математической грамотности: по алгебре 19%, по геометрии 4%. Задачи, представленные в учебниках, в основном однообразны и примерно одного и того же уровня сложности.
Также были рассмотрены и проанализированы задания из ОГЭ №1-5 на проверку сформированности функциональной грамотности у обучающихся 9-х классов. В связи с тем, что задания такого вида в экзамене появились недавно, и в школьном курсе, как заметно из анализа российских учебников, подобных заданий недостаточно, для экзаменуемых они представляют некоторую сложность. Соответственно, в школьную программу необходимо больше включать задания практико-ориентированной направленности и конкретно задания из основного государственного экзамена.
В результате всех пройденных ранее этапов работы была разработана система задач, способствующих формированию функциональной математической грамотности на уроках математики в 7-9 классах. Задания системы были придуманы мной самостоятельно, а также взяты из открытого банка задач ФИПИ и сайта «Решу ОГЭ».
Также были разработаны конспекты уроков, с использованием задач из разработанной системы. Апробация разработанных конспектов и системы заданий была проведена учителем математики МБОУ СОШ№1 р.п. Чаадаевка. В результате, система заданий приносит ожидаемые результаты.
Таким образом, все задачи данной работы выполнены в полном объеме, цель достигнута.
1. Алгебра. 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений
/ Ю. Н. Макарычев [и др.]; под ред. С. А. Теляковского. 18-е изд. М. : Просвещение, 2009. 240 с.
2. Алгебра. 8 класс : учебник для общеобразовательных организаций с приложениями на электронном носителе / Ю. Н. Макарычев [и др.]; под ред. С. А. Теляковского. М. : Просвещение, 2013. 287 с.
3. Алгебра. 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций / Ю. Н. Макарычев [и др.] ; под ред. С. А. Теляковского. 4-е изд. М. : Просвещение, 2017. 287 с.
4. Басалаева Н. В., Фирер А. В., Захарова Т. В. Современные представления о математической грамотности и креативном мышлении как компонентах функциональной грамотности // Перспективы науки. 2021. №4. С. 117-119.
5. Борщевская А. Н. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования // Наука и школа. 2021. №1. С. 199-208.
6. Валеев И. И. Функциональная математическая грамотность как основа формирования и развития математической компетенции // Бизнес. Образование. Право. 2020. №4(53). С. 353- 360.
7. Геометрия. 7-9 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян [и др.] ; 20-е изд. М. : Просвещение, 2010. 384 с.
8. Ермоленко В. А. Развитие функциональной грамотности обучающегося:
теоретический аспект // Электронное научное издание Альманах
Пространство и Время. 2015. №1. Том 8. URL: http://www.j-
spacetime.com/actual%20content/t8v1/t8v1_PDF/2227-9490e-aprovr_e-ast8- 1.2015.12-ЕрмоленкоВА.рбГ (дата обращения: 08.11.2022).
9. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности / Л. О. Рослова [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4. С. 58-76.
10. Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA- 2021. URL: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978. Заглавие с экрана (дата обращения: 13.10.2021).
11. Крупник С. А., Мацкевич В. В. Функциональная грамотность в системе образования Белорусии. Минск: АПО, 2003. 125 с.
12. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. URL: https://fioco.ru/pisa. Заглавие с экрана (дата обращения: 09.12.2022).
13. О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204. URL: https://sh-kikinskaya-
r81. gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/Ukaz_Prezidenta_Rossiyskoy_Feder atsii_O_natsional_nyh_tselyah_i_strategicheskih_zadachah_Rossiyskoy_Federatsi i_na_period_do_2024_goda_.pdf
14. Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования: Приказ Министерства
просвещения Рос. Федерации от 31 мая 2021 г. №287. URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027
15. Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников: Приказ Министерства просвещения России от 21 сентября 2022 г. №858. URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211010045...23