Введение 4
1 Теоретические основы правописания -Н-, -НН- в разных частях речи на
уроках русского языка 7
1.1 Трудности в правописании -Н- -НН-: лингвометодический аспект 7
1.2 Анализ школьных учебников по русскому языку 12
2 Методические аспекты изучения правописания -Н-, -НН- в разных частях
речи на уроках русского языка 24
2.1 Педагогический опыт обучения правописанию -Н-, -НН- в разных частях
речи на уроках русского языка 24
2.2 Диагностическое исследование по выявлению трудностей в правописании
-Н-, -НН- 29
2.3 Методические рекомендации по изучению правописания -Н-, -НН- на
уроках русского языка 33
Заключение 53
Список использованных источников: 54
Приложение А 59
Федеральный государственный образовательный стандарт [39] предполагает следующие результаты изучения русского языка в области орфографии: сформированность умения оперировать понятием «орфограмма», распознавать орфограммы в тексте, проводить орфографический анализ, а также применять знания по орфографии в практике правописания.
Проблемой формирования правописной грамотности у обучающихся занимаются многие ученые. С самого начала существования такой науки, как методика преподавания русского языка в школе, методисты стремятся найти эффективные подходы к изучению орфографии с целью решения проблемы грамотного письма. Так, Д.Н. Богоявленский [4] классифицирует орфографические правила для четкого обозначения теоретических основ обучения орфографии. Н.Н. Алгазина [1] разрабатывает дидактический материал с учетом степени трудности усвоения орфограммы, при этом обращает внимание на опознавательные признаки орфограммы. Л.Н. Ланда [14] выделяет алгоритмизацию как наиболее эффективный прием обучения орфографии. А.В. Текучев [36] определяет орфографический минимум, отбирая определенные слова для каждого класса под определенное правило.
При этом стоит отметить, что в последние годы среди школьников прослеживается пренебрежение к соблюдению орфографических правил, в связи с этим проблема уровня грамотности населения является как никогда актуальной.
Правописание одной и двух Н является одним из самых трудных вопросов орфографии - данный факт отмечают как лингвисты, так и педагоги. При этом стоит отметить, что при обучении орфографии большое значение имеет подача орфографического правила, используемые методы и приемы работ. Именно поэтому учителя находятся в активном поиске новых форм для наилучшего усвоения темы и повышения грамотности обучающихся.
Цель данной выпускной квалификационной работы: охарактеризовать особенности изучения правописания -Н-, -НН- в разных частях речи на уроках русского языка и предложить эффективные приемы работы при изучении данной темы.
Объект: процесс обучения орфографии в школе.
Предмет: особенности изучения правописания -Н-, -НН- в разных частях речи на уроках русского языка.
Исходя из цели, объекта и предмета сформулированы задачи исследования:
1) охарактеризовать существующие трудности в правописании -Н-, -НН- у обучающихся;
2) проанализировать содержание школьных учебников по русскому языку с целью выявить, как представлена данная тема для изучения;
3) рассмотреть педагогический опыт изучения правописания -Н-, -НН- в разных частях речи на уроках русского языка;
4) обобщить опыт работы учителей по обучению правописанию -Н-, -Н¬в разных частях речи;
5) создать методическую разработку для изучения темы «Правописание - Н-, -НН- в разных частях речи».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретический анализ учебной и методической литературы по теме:
- анкетирование и статистическая обработка данных;
- обобщение.
Отдельные материалы работы были апробированы в форме доклада «Изучение правописания -Н-, -НН- в разных частях речи» на Всероссийских научно-практических конференциях «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 8 ноября 2022 г.) и «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 11 апреля 2023 г.), а также в форме статьи «Изучение правописания -Н-, -НН- в разных частях речи на уроках русского языка» в сборнике научных статей II Всероссийского молодёжного научного форума «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты». - Красноярск, 2023. - С. 147-149.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований), одного приложения. Общий объем работы - 58 страниц.
Изучение орфографии - сложный и длительный процесс, а одной из самых сложных орфографических тем является «Правописание -Н-, -НН- в разных частях речи». У школьников имеются трудности в усвоении орфографических правил и их применении, над которыми необходимо работать.
Учебные пособия по русскому языку в полной мере предоставляют теоретическую информацию по теме, а также содержат различные формы упражнений, направленных на отработку правил. Однако, тема «Правописание Н и НН в разных частях речи» изучается рассредоточенно, поскольку рассматривается в соответствии с изучаемой частью речи. При этом не все авторы уделяют должное внимание повторению изученного материала в дальнейшем.
Опираясь на педагогический опыт изучения темы «Правописание -Н-, - НН- в разных частях речи» можно утверждать, что данную тему необходимо изучать в системе, последовательно, в последующем обращаясь к повторению и систематизации материала.
Все вышеизложенное подтверждает и проведенный среди учителей опрос. Учителя общеобразовательных школ говорят о том, что проблема правописания -Н-, -НН- в разных частях речи является актуальной, и отсюда следует, что необходимо расширять существующие ресурсы обучения и находить новые формы работы над данной темой.
Итогом исследования является методическая разработка по теме «Правописание -Н-, -НН- в разных частях речи» в виде онлайн-платформы. Преимущество разработки в том, что материал, изучаемый в школе рассредоточенно, собран на единой платформе. На сайте представлена теоретическая информация по теме, которая сопровождается упражнениями, направленными на: 1) закрепление теоретических знаний; 2) успешное выполнение экзаменационных заданий.
1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. - Москва : Просвещение, 1987. - С. 21-29.
2. Алексюк, А. Н. Выбор методов обучения в средней школе / А. Н. Алексюк, Ю. К. Бабанский, В. Ф. Харьковская. - Москва : Педагогика, 1981. - 176 с.
3. Арефьева, C. А. Методика обучения орфографии: страницы истории / C. А. Арефьева // Вестник научных конференций. - 2016. - № 3 (7). - С. 11-12.
4. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1966. - 307 с.
5. Буковцова, Н. И. Трудности формирования орфографических умений и навыков у учащихся средних классов общеобразовательной школы / Н. И. Буковцова // Самарский научный вестник. - 2016. - № 3 (16). - С. 148¬153.
6. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. - Москва : Высшая школа, 1991. - 204 с. - ISBN 5¬06-002079-7.
7. Граник, Г. Г. Секреты орфографии: Книга для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концева. - Москва : Просвещение, 1991.
8. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. дидактики : Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин; под ред. М. Н. Скаткина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1982.
9. Зорина, М. Е. Обучение орфографии с учетом психологических особенностей учащихся / М. Е. Зорина // Linguistica juvenis. - 2012. - № 14. - С. 57-59.
10. Иванова, М. М. Особенности обучения орфографии / М. М. Иванова // Аллея науки. - 2018. - № 11 (27). - С. 882-884.
11. Каунова, Е. В. Обучение орфографии в школе с применением
информационно-коммуникационных технологий / Е. В. Каунова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2022. -
№ 9. - С. 39-47.
12. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт- Петербург : Издательский дом «МиМ», 1997. - 283 с. - ISBN 5-7562-0004-5.
13. Кошелева, А. И. Правописание -Н-, -НН- в суффиксах прилагательных и причастий / А. И. Кошелева // Педагогический поиск. - 2011. - № 6. - С. 6-8.
14. Ланда, Л. Н. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда. - Москва : Просвещение, 1966. - 523 с.
15. Ларионова, Л. Г. Методика изучения орфографических правил в средней общеобразовательной школе на разных этапах ее развития / Л. Г. Ларионова // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. - 2009. - № 6 (29). - С. 77-90.
16. Ларионова, Л. Г. Основные направления в работе с орфографическим правилом в средней школе / Л. Г. Ларионова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2015. - № 8. - С. 83-89.
17. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособиедля студентов высших учебных заведений / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева. - Москва : Академический проект, 2006. - 590 с. - ISBN 5-8291-0701-Х.
18. Лурия, А. Р. Психологическое содержание процесса письма / А. Р. Лурия // Хрестоматия по логопедии:учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. В 2 томах. Т. 2. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - С. 326-333.- ISBN 5-691-00071-3.
19. Мирошникова, И. В. Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции / И. В. Мирошникова // Инновационная наука. - 2021. - № 4. - С. 127-130.
20. Мисаренко, Г. Г. Технология проведения орфографического диктанта / Г. Г. Мисаренко // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 29-33.
21. Ниверчук, О. С. Правописание -Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных (7 класс) / О. С. Ниверчук // Образование в современной школе. - 2009. - № 2. - С. 29-31.
22. Парамонова, Л. Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии / Л. Г. Парамонова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2008. - 220 с. - ISBN 978-5-89814-345-9.
23. Потеряева, О. В. Н/НН в отымённых прилагательных, отглагольных прилагательных и в страдательных причастиях прошедшего времени. Урок русского языка в рамках технологии развития критического мышления. 9 класс / О. В. Потеряева // Мастер-класс. - 2016. - № 1. - С. 24-28.
24. Прищепова, И. В. К вопросу изучения дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи / И. В. Прищепова // Логопедия. -
2015. - № 1. - С. 79-84.
25. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе / М. М. Разумовская. - Москва : Дрофа, 2005. - 187 с.
26. Русский язык :5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева и др.; под редакцией Е. А. Быстровой. - 4-е изд.- Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2015. - 288 с. - ISBN 978-5-00092-173-9.
27. Русский язык : 6 класс : учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. Ч. 2. / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева, Е. С. Антонова; под редакцией Е. А. Быстровой. - 6-е изд. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2017. - 207 с. - ISBN 978-5-00092-876-9.
28. Русский язык : 6 класс : учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / А. Д. Шмелев и др.; под редакцией А. Д. Шмелева. - Москва : Вентана-Граф, 2013. - 285 с. - ISBN 978-5-360-04424-6.
29. Русский язык : 6 класс : учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. Ч. 2. / А. Д. Шмелев и др.; под редакцией А. Д. Шмелева. - Москва : Вентана-Граф, 2013. - 302 с. - ISBN 978-5-360-04444-4.
30. Русский язык : 6 класс: учебник для общеобразовательных
организаций. В 2 ч. Ч. 2 / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; под редакцией Н. М. Шанского. - 5-е изд. - Москва : Просвещение,
2015. - 175 с. - ISBN 978-5-09-032990-3.
31. Русский язык : 7 класс : учебник для общеобразовательных
организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; под редакцией Н. М. Шанского. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2021. - 176 с. - ISBN 978-5-09-078902-8.
32. Русский язык : 7 класс : учебник для общеобразовательных
организаций / Е. А. Быстрова, Ю. Н. Гостева, Л. В. Кибирева, Т. М. Воителева; под редакцией Е. А. Быстровой. - 5-е изд.- Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2017. - 304 с. - ISBN 978-5-00092-894-3.
33. Русский язык : 7 класс : учебник для общеобразовательных
организаций / А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Л.О. Савчук, Е.Я. Шмелева; под редакцией А.Д. Шмелева. - Москва :Вентана-Граф, 2016. - 400 с. - ISBN 978-5-360-07434-2.
34. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. - Москва : ВЛАДОС, 1995. - 255 с. - ISBN 5-87065-036-4.
35. Селезнева, Л. Б. Русская орфография. Алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения. Учебное пособие / Л. Б. Селезнева. - Москва : Флинта,
2016. - 708 с.
36. Текучев, А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе : Пособие для учителей / А. В. Текучев. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 1982. - 111 с.
37. Тимешова, И. Ю. Проблемные задания при повторении орфографии в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку / И. Ю. Тимешова // Теоретические и методологические проблемы обучения современному русскому языку : Материалы Межрегиональной конференции / Московский государственный областной университет. - Москва, 2019. - С. 132-134.
38. Тугузбаева, О. В. Использование медиаресурсов в обучении русскому языку в школе / О. В. Тугузбаева // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 2. - С. 22-29.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО): Приказ Минобрнауки России от 17 декабря. - Москва : 2010. - № 1897.
40. Шатова, Е. Г. Урок русского языка в современной школе [Текст] : типы, структура, методика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. Г. Шатова. - Москва : Дрофа, 2007. - 253 с.