ИЗУЧЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ -Н-, -НН- В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
Введение 4
1 Теоретические основы правописания -Н-, -НН- в разных частях речи на
уроках русского языка 7
1.1 Трудности в правописании -Н- -НН-: лингвометодический аспект 7
1.2 Анализ школьных учебников по русскому языку 12
2 Методические аспекты изучения правописания -Н-, -НН- в разных частях
речи на уроках русского языка 24
2.1 Педагогический опыт обучения правописанию -Н-, -НН- в разных частях
речи на уроках русского языка 24
2.2 Диагностическое исследование по выявлению трудностей в правописании
-Н-, -НН- 29
2.3 Методические рекомендации по изучению правописания -Н-, -НН- на
уроках русского языка 33
Заключение 53
Список использованных источников: 54
Приложение А 59
1 Теоретические основы правописания -Н-, -НН- в разных частях речи на
уроках русского языка 7
1.1 Трудности в правописании -Н- -НН-: лингвометодический аспект 7
1.2 Анализ школьных учебников по русскому языку 12
2 Методические аспекты изучения правописания -Н-, -НН- в разных частях
речи на уроках русского языка 24
2.1 Педагогический опыт обучения правописанию -Н-, -НН- в разных частях
речи на уроках русского языка 24
2.2 Диагностическое исследование по выявлению трудностей в правописании
-Н-, -НН- 29
2.3 Методические рекомендации по изучению правописания -Н-, -НН- на
уроках русского языка 33
Заключение 53
Список использованных источников: 54
Приложение А 59
Федеральный государственный образовательный стандарт [39] предполагает следующие результаты изучения русского языка в области орфографии: сформированность умения оперировать понятием «орфограмма», распознавать орфограммы в тексте, проводить орфографический анализ, а также применять знания по орфографии в практике правописания.
Проблемой формирования правописной грамотности у обучающихся занимаются многие ученые. С самого начала существования такой науки, как методика преподавания русского языка в школе, методисты стремятся найти эффективные подходы к изучению орфографии с целью решения проблемы грамотного письма. Так, Д.Н. Богоявленский [4] классифицирует орфографические правила для четкого обозначения теоретических основ обучения орфографии. Н.Н. Алгазина [1] разрабатывает дидактический материал с учетом степени трудности усвоения орфограммы, при этом обращает внимание на опознавательные признаки орфограммы. Л.Н. Ланда [14] выделяет алгоритмизацию как наиболее эффективный прием обучения орфографии. А.В. Текучев [36] определяет орфографический минимум, отбирая определенные слова для каждого класса под определенное правило.
При этом стоит отметить, что в последние годы среди школьников прослеживается пренебрежение к соблюдению орфографических правил, в связи с этим проблема уровня грамотности населения является как никогда актуальной.
Правописание одной и двух Н является одним из самых трудных вопросов орфографии - данный факт отмечают как лингвисты, так и педагоги. При этом стоит отметить, что при обучении орфографии большое значение имеет подача орфографического правила, используемые методы и приемы работ. Именно поэтому учителя находятся в активном поиске новых форм для наилучшего усвоения темы и повышения грамотности обучающихся.
Цель данной выпускной квалификационной работы: охарактеризовать особенности изучения правописания -Н-, -НН- в разных частях речи на уроках русского языка и предложить эффективные приемы работы при изучении данной темы.
Объект: процесс обучения орфографии в школе.
Предмет: особенности изучения правописания -Н-, -НН- в разных частях речи на уроках русского языка.
Исходя из цели, объекта и предмета сформулированы задачи исследования:
1) охарактеризовать существующие трудности в правописании -Н-, -НН- у обучающихся;
2) проанализировать содержание школьных учебников по русскому языку с целью выявить, как представлена данная тема для изучения;
3) рассмотреть педагогический опыт изучения правописания -Н-, -НН- в разных частях речи на уроках русского языка;
4) обобщить опыт работы учителей по обучению правописанию -Н-, -Н¬в разных частях речи;
5) создать методическую разработку для изучения темы «Правописание - Н-, -НН- в разных частях речи».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретический анализ учебной и методической литературы по теме:
- анкетирование и статистическая обработка данных;
- обобщение.
Отдельные материалы работы были апробированы в форме доклада «Изучение правописания -Н-, -НН- в разных частях речи» на Всероссийских научно-практических конференциях «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 8 ноября 2022 г.) и «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 11 апреля 2023 г.), а также в форме статьи «Изучение правописания -Н-, -НН- в разных частях речи на уроках русского языка» в сборнике научных статей II Всероссийского молодёжного научного форума «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты». - Красноярск, 2023. - С. 147-149.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований), одного приложения. Общий объем работы - 58 страниц.
Проблемой формирования правописной грамотности у обучающихся занимаются многие ученые. С самого начала существования такой науки, как методика преподавания русского языка в школе, методисты стремятся найти эффективные подходы к изучению орфографии с целью решения проблемы грамотного письма. Так, Д.Н. Богоявленский [4] классифицирует орфографические правила для четкого обозначения теоретических основ обучения орфографии. Н.Н. Алгазина [1] разрабатывает дидактический материал с учетом степени трудности усвоения орфограммы, при этом обращает внимание на опознавательные признаки орфограммы. Л.Н. Ланда [14] выделяет алгоритмизацию как наиболее эффективный прием обучения орфографии. А.В. Текучев [36] определяет орфографический минимум, отбирая определенные слова для каждого класса под определенное правило.
При этом стоит отметить, что в последние годы среди школьников прослеживается пренебрежение к соблюдению орфографических правил, в связи с этим проблема уровня грамотности населения является как никогда актуальной.
Правописание одной и двух Н является одним из самых трудных вопросов орфографии - данный факт отмечают как лингвисты, так и педагоги. При этом стоит отметить, что при обучении орфографии большое значение имеет подача орфографического правила, используемые методы и приемы работ. Именно поэтому учителя находятся в активном поиске новых форм для наилучшего усвоения темы и повышения грамотности обучающихся.
Цель данной выпускной квалификационной работы: охарактеризовать особенности изучения правописания -Н-, -НН- в разных частях речи на уроках русского языка и предложить эффективные приемы работы при изучении данной темы.
Объект: процесс обучения орфографии в школе.
Предмет: особенности изучения правописания -Н-, -НН- в разных частях речи на уроках русского языка.
Исходя из цели, объекта и предмета сформулированы задачи исследования:
1) охарактеризовать существующие трудности в правописании -Н-, -НН- у обучающихся;
2) проанализировать содержание школьных учебников по русскому языку с целью выявить, как представлена данная тема для изучения;
3) рассмотреть педагогический опыт изучения правописания -Н-, -НН- в разных частях речи на уроках русского языка;
4) обобщить опыт работы учителей по обучению правописанию -Н-, -Н¬в разных частях речи;
5) создать методическую разработку для изучения темы «Правописание - Н-, -НН- в разных частях речи».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретический анализ учебной и методической литературы по теме:
- анкетирование и статистическая обработка данных;
- обобщение.
Отдельные материалы работы были апробированы в форме доклада «Изучение правописания -Н-, -НН- в разных частях речи» на Всероссийских научно-практических конференциях «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 8 ноября 2022 г.) и «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 11 апреля 2023 г.), а также в форме статьи «Изучение правописания -Н-, -НН- в разных частях речи на уроках русского языка» в сборнике научных статей II Всероссийского молодёжного научного форума «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты». - Красноярск, 2023. - С. 147-149.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований), одного приложения. Общий объем работы - 58 страниц.
Изучение орфографии - сложный и длительный процесс, а одной из самых сложных орфографических тем является «Правописание -Н-, -НН- в разных частях речи». У школьников имеются трудности в усвоении орфографических правил и их применении, над которыми необходимо работать.
Учебные пособия по русскому языку в полной мере предоставляют теоретическую информацию по теме, а также содержат различные формы упражнений, направленных на отработку правил. Однако, тема «Правописание Н и НН в разных частях речи» изучается рассредоточенно, поскольку рассматривается в соответствии с изучаемой частью речи. При этом не все авторы уделяют должное внимание повторению изученного материала в дальнейшем.
Опираясь на педагогический опыт изучения темы «Правописание -Н-, - НН- в разных частях речи» можно утверждать, что данную тему необходимо изучать в системе, последовательно, в последующем обращаясь к повторению и систематизации материала.
Все вышеизложенное подтверждает и проведенный среди учителей опрос. Учителя общеобразовательных школ говорят о том, что проблема правописания -Н-, -НН- в разных частях речи является актуальной, и отсюда следует, что необходимо расширять существующие ресурсы обучения и находить новые формы работы над данной темой.
Итогом исследования является методическая разработка по теме «Правописание -Н-, -НН- в разных частях речи» в виде онлайн-платформы. Преимущество разработки в том, что материал, изучаемый в школе рассредоточенно, собран на единой платформе. На сайте представлена теоретическая информация по теме, которая сопровождается упражнениями, направленными на: 1) закрепление теоретических знаний; 2) успешное выполнение экзаменационных заданий.
Учебные пособия по русскому языку в полной мере предоставляют теоретическую информацию по теме, а также содержат различные формы упражнений, направленных на отработку правил. Однако, тема «Правописание Н и НН в разных частях речи» изучается рассредоточенно, поскольку рассматривается в соответствии с изучаемой частью речи. При этом не все авторы уделяют должное внимание повторению изученного материала в дальнейшем.
Опираясь на педагогический опыт изучения темы «Правописание -Н-, - НН- в разных частях речи» можно утверждать, что данную тему необходимо изучать в системе, последовательно, в последующем обращаясь к повторению и систематизации материала.
Все вышеизложенное подтверждает и проведенный среди учителей опрос. Учителя общеобразовательных школ говорят о том, что проблема правописания -Н-, -НН- в разных частях речи является актуальной, и отсюда следует, что необходимо расширять существующие ресурсы обучения и находить новые формы работы над данной темой.
Итогом исследования является методическая разработка по теме «Правописание -Н-, -НН- в разных частях речи» в виде онлайн-платформы. Преимущество разработки в том, что материал, изучаемый в школе рассредоточенно, собран на единой платформе. На сайте представлена теоретическая информация по теме, которая сопровождается упражнениями, направленными на: 1) закрепление теоретических знаний; 2) успешное выполнение экзаменационных заданий.
Подобные работы
- СТРУКТУРА И СЕМАНТИКА ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018



