Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕВУШЕК, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Работа №152198

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения психолого-педагогического
сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации 9
1.1 Психолого-педагогическое сопровождение: понятия,
характеристики 9
1.2 Психологические особенности девушек, находящихся в трудной
жизненной ситуации 16
1.3 Специфика психолого-педагогического сопровождения девушек
находящихся в трудной жизненной ситуации 24
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей
девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации
и их психолого-педагогическое сопровождение 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3 Описание системы психолого-педагогического сопровождения
девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации 40
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение А Компоненты программы психологической и образовательной поддержки несовершеннолетних беременных 55
Приложение Б Результаты диагностики психологических особенностей девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации 56
Приложение В План занятий по медико-социальному и психолого-педагогическому направлениям 58
Приложение Г Конспекты занятий по психолого-педагогическому
Направлению программы сопровождения «Школы материнства»

В последнее время проблема психолого-педагогического сопровождения девушек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность девушек, попавших в трудную жизненную ситуацию, неуклонно растёт в связи с различными социальными проблемами (распад семьи, отсутствие тесных семейных связей, раннее начало половой жизни, подростковая беременность, алкоголизм, наркомания и т.п.). Морально неокрепшие девушки уходят из родительского дома, бродяжничают, ведут беспорядочную половую жизнь, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырёх стенах своего дома, «живут» в компьютере, ничем не интересуясь и ничего не читая.
На данный момент к категории попавших в трудную жизненную ситуацию относят девушек из социально незащищённых и неблагополучных семей, оставшихся без попечения родителей, подростков с инвалидностью и нарушениями развития, оказавшихся в экстремальных условиях, жертв насилия и других, чья жизнедеятельность была нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Каждый подросток, будь то юноша или девушка, в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам, может попасть в трудную жизненную ситуацию, и соответственно, будет нуждаться в помощи и защите в разной степени.
Система психолого-педагогического сопровождения должна включать целенаправленное воздействие на все социально значимое окружение подростка, в том числе родителей, педагогов и направлена на обеспечение психологической безопасности подростков.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования - психолого-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение психологических особенностей девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Разработать и реализовать систему психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения» (ДАП-П.); методика «Личностная шкала проявлений тревоги» (автор - Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчина).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологической основой выступили труды отечественных исследователей по проблеме психолого-педагогического сопровождения M. P. Битяновой, И. B. Дубровиной, Е. И. Казаковой, Л. Э. Кузнецовой, М. Ю. Кулешовой, H. Г. Осуховой, а также работы, раскрывающие проблемы детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, B. C. Мухиной, B. И. Слободчикова, Ю. B. Слюсарева и др.
Экспериментальная база исследования представлена КГБУЗ «Лесосибирская межрайонная больница» (кабинет медико-социальной помощи женской консультации). Исследование проводилось в ноябре 2019 - мае 2020 г. Выборка представлена пациентками женской консультации КГБУЗ «Лесосибирская межрайонная больница», находящимися в трудной жизненной ситуации (не запланированной беременности в состоянии репродуктивного выбора). Возраст испытуемых 14-17 лет. Количество пациенток, принявших участие в исследовании, 14 человек.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь 2019 г.) - изучение теоретических аспектов психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования психологических особенностей девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2 этап (январь - апрель 2020 г.) - организация экспериментального исследования психологических особенностей девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, разработка и реализация психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3 этап (май 2020 г.) - формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования были представлены на конференции международного уровня: XIX Специализированной конференции «INTERNATIONAL SCIENTIFIC REVIEW OF THE PROBLEMS OF PHILOSOPHY, PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY/ Международный научный обзор проблем философии, психологии и педагогики» (Boston, USA, 2020). По теме работы опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации. Полученные в ходе исследования данные можно использовать психологам, социальным педагогам, в практической работе кабинета медико-социальной помощи женской консультации КГБУЗ «Лесосибирская межрайонная больница», а так же представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, и 4 приложения. В работе содержится 5 таблиц и 1 рисунок. Общий объем работы составляет 54 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы вслед за Л. Э. Кузнецовой и М. Ю. Кулешовой, определяем психолого-педагогическое сопровождение как особую модель длительной психологической помощи, направленной на создание безопасных условий, в которых возможна реконструкция образа мира и восстановление связи человека c самим собой, другими людьми и окружающим миром.
Девушки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, отличаются отставанием в личностном, эмоциональном, социальном, интеллектуальном развитии. Для этих девушек характерны эмоциональная неадекватность, высокая тревожность, страхи, проявления агрессии, склонность к алкоголизации, делинквентности, использование физической силы против другого лица, готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость), зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Также у них могут возникнуть невротические состояния (заикание, нервные тики, качание, наматывание волос на палец и т.п.). В связи с этим необходимо организовывать психолого-педагогическое сопровождение девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации репродуктивного выбора.
Психолого-педагогическое сопровождение девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, включает в себя организационно-методический, психологический и просветительский аспекты, определяющие взаимодействие разных субъектов, участвующих в поддержке подростка. Данные аспекты предполагают комплексное изучение социально-психологических и индивидуально-личностных особенностей подростков, оптимизацию социальных отношений, формирование социально одобряемых убеждений, представлений, целей и ценностей с целью предотвращения формирования и закрепления асоциальной направленности у девушек.
Психолого-педагогического сопровождение девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, предполагает разработку рекомендаций для индивидуализации процесса социальной реабилитации, выявление лиц группы повышенного риска - имеющих психические отклонения, склонность к суициду и самоповреждающему поведению, проведение психопрофилактических и коррекционных мероприятий.
C целью изучения психологических особенностей девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, проведено экспериментальное исследование на базе кабинета медико-социальной помощи женской консультации Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Лесосибирская межрайонная больница». Выборка представлена пациентками женской консультации, находящимися в трудной жизненной ситуации (не запланированной беременности в состоянии репродуктивного выбора), в количестве 14 человек. Возраст испытуемых 14-17 лет.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Девушки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, проживающие в благополучных семьях - необщительны, замкнуты, «как бы живут в своём мире». Девушки имеют предрасположенность к уходу от реальности с помощью изменения своего психического состояния; их можно охарактеризовать как людей, подвергающих себя повышенному риску. Для них характерна жажда острых ощущений, они низко ценящих свою жизнь; у них преобладает слаборазвитый волевой контроль над эмоциональной сферой. Эта категория девушек недовольна собой, своими личностными характеристиками; они не верят в свои силы, они недооценивают возможности, они негативно оценивают себя и свою жизнь, и они бессильны что-либо изменить в своей жизни. Скорее всего, это связано с тем, что родители девочек более сконцентрированы на удовлетворении своих детей материальными ресурсами, чем на их морально-этическом воспитании.
2. У испытуемых, проживающих в асоциальных семьях, не складываются положительные отношения с окружающими, что характеризует их как людей, имеющих ограниченное количество доверительных, близких отношении. У девушек преобладают сложности в проявлении теплоты, открытости в общении. Они не готовы идти на компромисс для поддержания отношении, и возможно, поэтому ощущают социальную изоляцию и фрустрированность, сложность в организации повседневной деятельности, ощущают невозможность контроля над происходящим.
3. Беременные девочки-подростки с девиантным поведением неустойчивы эмоционально, часто находятся под влиянием чувств, настроение переменчиво, поведение беспокойное. В период беременности у девушек- подростков преобладает повышенное чувство страха, тревоги, предчувствий, появляется неуверенность в себе, они обеспокоены. В этом состоянии юные женщины легко ранимы, впечатлительны, находятся во власти настроения.
Данные результаты свидетельствуют о необходимости разработки специальной системы психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Система психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, ориентирована на профилактику депрессивных состояний и тревожности; на развитие умения анализировать чувства другого; обучение способам выражения своих эмоций безопасным, социально-приемлемым способом; формирования навыков уверенного поведения, позитивного представления о будущем и ценностного отношения к жизни.



1. Адушкина, К. В. Психолого-педагогическое сопровождение
субъектов образования [Электронный ресурс] / К. В. Адушкина, О. В. Лозгачёва. - Екатеринбург, 2017. - Режим доступа:
http:ZZelar.uspu.ru/bitstream/uspu/7498Z1/uch00209.pdf
2. Анциферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцфырева // Психологический журнал. - 1995. - Т. 15, № 1. - С. 3-19.
3. Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. - Санкт- Петербург : ДОРВАЛЬ, 2013. - 90 с.
4. Басалаева, Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально-опасном положении [Электронный ресурс] / Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова, Т. В. Захарова, 3. У. Колокольникова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24123277
5. Белов, В. В. Психологическое сопровождение личностного развития студентов в вузе / В. В. Белов, В. А. Корзунин // Психология развития. - 2015. - № 3. - С. 64-69.
6. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - Москва : Генезис, 2001. - 298 с.
7. Быков, А. К. Инновационные технологии, формы и методы защиты
прав несовершеннолетних и индивидуальной профилактической работы семьёй [Электронный ресурс] / А. К. Быков. - Москва : ИПК ДСЗН, 2014. - 152 с. - Режим доступа: https://docplayer.ru/27672287-Bykov-a-k-innovacionnye-
tehnologii-formy-i-metody-zashchity-prav-nesovershennoletnih-i-individualnoy- profilakticheskoy-raboty-s-semey.html
8. Воропаева, О. Н. Технологии социальной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации / О. Н. Воропаева // Актуальные проблемы психологии и педагогики. - Уфа, 2014. - С. 18-20.
9. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - Москва, 1996. - Вып. 3. - С. 58-64.
10. Гончарова, Н. В. Психологическое сопровождение студентов-сирот в педагогическом вузе / Н. В. Гончарова // Вестник СГПИ в г. Железноводске. - 2017. - № 4. - С. 87-94.
11. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. В 4 т. Т 2 / В. И.
Даль. - Санкт-Петербург : Русский язык-медиа, 2006. - 2716 с.
12. Дементьева, И. Работа школы с детьми группы риска / И. Дементьева // Воспитание школьников. - 2012. - № 7. - С. 21-28.
13. Деркач, А. А. Акмеология / А. Деркач, В. Зазыкин. - Санкт- Петербург : Питер, 2004. - 256 с.
14. Дорохина, С. П. Психолого-педагогические аспекты юного материнства и основные направления профилактики подростковой беременности [Электронный ресурс] / С. П. Дорохина. - Режим доступа: file:///C:/Users/1/Downloads/psihologo-pedagogicheskie-aspekt-yunogo-materinstva-i-osnovn-e-napravleniya-profilaktiki-podrostkovoy-beremennosti.pdf
15. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / Под редакцией И. В. Дубровиной. - Санкт-Петербург : Издательский дом «Питер», 2014. - 592 с.
16. Жданова, С. П. Психологическое сопровождение
профессионального развития студентов-психологов / С. П. Жданова. - Томск, 2017. - 252 с.
17. Казакова, Е. И. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. - Санкт-Петербург : Петербург XXI век,
1998. - 159 с.
18. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка. - Санкт-Петербург : УРАО ИПО,
1999. - С. 45-51.
19. Кобзарева, И. И. Психологическое сопровождение как направление деятельности психологической службы / И. И. Кобзарева // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2015. - № 69. - С. 95-101.
20. Коджаспрова, Г. М. Психолого-педагогическая безопасность жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию [Электронный ресурс] / Г. М. Коджаспирова. - Москва, 2010. - 240 с. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20064766
21. Кузнецова, Л. Э. Повышение адаптационного потенциала личности студентов в процессе их психологического сопровождения / Л. Э. Кузнецова, М. Ю. Кулешова // Молодой учёный. - 2015. - № 23 (103). - С. 890-895.
22. Лакреева, А. В. Трудная жизненная ситуация как фактор социально- психологической дезадаптации подростка [Электронный ресурс] / А. В. Лакреева, М. В. Хомутова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. - С. 135-140. - Режим доступа:http://e-koncept.ru/2016/56426.htm.
23. Лукьяненко, М. А. Проблема деструктивных эмоциональных состояний детей, попавших в сложную жизненную ситуацию / М. А. Лукьяненко, С. С. Матвеева // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 3-4. - С. 69-76.
24. Майер, А. А. Социально-педагогическая деятельность образовательного учреждения как открытой и развивающейся системы / А. А. Майер. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2005. - С. 65-76.
25. Мастюкова, Е. М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме / Е. М. Мастюкова. - Москва : Владос, 2016. - 315 с.
26. Можейко, Л. Ф. Клинические и социальные особенности у девочек- подростков, прерывающих беременность в ранние и поздние сроки гестации / Л. Ф. Можейко, Е. В. Новикова // Репродукт. Здоровье в Беларуси. - 2011. - № 3. - С. 48-53.
27. Мухина, В. С. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО / В. С. Мухина, В. А. Горянина // Воспитание и развитие личности: материалы международной научно-практической конференции. - Москва, 1998. - С. 4-12.
28. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2009. - 448 с.
29. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. проф. Л. И. Скворцова. - Москва : ООО «Издательство «Мир и Образование» : ООО «Издательство Оникс», 2012. - 1376 с.
30. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - Москва : Академия, 2012. - 256 с.
31. Онищенко, Е. С. Психологическое сопровождение студентов высших учебных заведений / Е. С. Онищенко. - Волгоград : ФГБОУ ВПО Волгоградский гос. архитектурно-строительный университет, 2016. - 42 с.
32. Осухова, Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н. Г. Осухова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2015. - 288 с.
33. Пономарёва, Е. Ю. Задачи и содержание психологического сопровождения образовательного процесса в высшей школе [Электронный ресурс] / Е. Ю. Пономарева // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2016. - № 4 (14). - С. 7-12. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28305376
34. Раскалинос, В. Н. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса / В. Н. Раскалинос // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. - 2016. - № 4 (27). - С. 11-15.
35. Скутнева, С. В. Раннее материнство / С. В. Скутнева // Социология семьи. Гендерные исследования. - 2010. - № 2. - С. 32-40.
36. Слободчиков, В. И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема [Электронный ресурс] / В. И. Слободчиков / Профессиональное развитие педагога как научная проблема // Инновации в образовании. - 2013. - № 5. - С. 5-11. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=9228238
37. Слюсарев, Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Слюсарев Юрий Владимирович. - Санкт-Петербург, 1993. - 150 с.
38. Суслопаров, Л. А. Беременность и роды у несовершеннолетних: учебно-методические рекомендации / Л. А. Суслопаров. - Санкт-Петербург : Питер, 1998. - 123 с.
39. Чечулина, О. В. Течение беременности и родов у девушек подростков и прогнозирование их исходов : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.00.01 / Чечулина Ольга Васильевна. - Казань, 2007. - 46 с.
40. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Д. Б. Эльконин // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей : сб. науч. тр. - Москва : Просвещение, 1982. - С.120-125.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ