ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕВУШЕК, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения психолого-педагогического
сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации 9
1.1 Психолого-педагогическое сопровождение: понятия,
характеристики 9
1.2 Психологические особенности девушек, находящихся в трудной
жизненной ситуации 16
1.3 Специфика психолого-педагогического сопровождения девушек
находящихся в трудной жизненной ситуации 24
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей
девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации
и их психолого-педагогическое сопровождение 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3 Описание системы психолого-педагогического сопровождения
девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации 40
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение А Компоненты программы психологической и образовательной поддержки несовершеннолетних беременных 55
Приложение Б Результаты диагностики психологических особенностей девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации 56
Приложение В План занятий по медико-социальному и психолого-педагогическому направлениям 58
Приложение Г Конспекты занятий по психолого-педагогическому
Направлению программы сопровождения «Школы материнства»
1 Теоретические аспекты изучения психолого-педагогического
сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации 9
1.1 Психолого-педагогическое сопровождение: понятия,
характеристики 9
1.2 Психологические особенности девушек, находящихся в трудной
жизненной ситуации 16
1.3 Специфика психолого-педагогического сопровождения девушек
находящихся в трудной жизненной ситуации 24
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей
девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации
и их психолого-педагогическое сопровождение 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3 Описание системы психолого-педагогического сопровождения
девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации 40
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение А Компоненты программы психологической и образовательной поддержки несовершеннолетних беременных 55
Приложение Б Результаты диагностики психологических особенностей девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации 56
Приложение В План занятий по медико-социальному и психолого-педагогическому направлениям 58
Приложение Г Конспекты занятий по психолого-педагогическому
Направлению программы сопровождения «Школы материнства»
В последнее время проблема психолого-педагогического сопровождения девушек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность девушек, попавших в трудную жизненную ситуацию, неуклонно растёт в связи с различными социальными проблемами (распад семьи, отсутствие тесных семейных связей, раннее начало половой жизни, подростковая беременность, алкоголизм, наркомания и т.п.). Морально неокрепшие девушки уходят из родительского дома, бродяжничают, ведут беспорядочную половую жизнь, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырёх стенах своего дома, «живут» в компьютере, ничем не интересуясь и ничего не читая.
На данный момент к категории попавших в трудную жизненную ситуацию относят девушек из социально незащищённых и неблагополучных семей, оставшихся без попечения родителей, подростков с инвалидностью и нарушениями развития, оказавшихся в экстремальных условиях, жертв насилия и других, чья жизнедеятельность была нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Каждый подросток, будь то юноша или девушка, в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам, может попасть в трудную жизненную ситуацию, и соответственно, будет нуждаться в помощи и защите в разной степени.
Система психолого-педагогического сопровождения должна включать целенаправленное воздействие на все социально значимое окружение подростка, в том числе родителей, педагогов и направлена на обеспечение психологической безопасности подростков.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования - психолого-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение психологических особенностей девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Разработать и реализовать систему психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения» (ДАП-П.); методика «Личностная шкала проявлений тревоги» (автор - Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчина).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологической основой выступили труды отечественных исследователей по проблеме психолого-педагогического сопровождения M. P. Битяновой, И. B. Дубровиной, Е. И. Казаковой, Л. Э. Кузнецовой, М. Ю. Кулешовой, H. Г. Осуховой, а также работы, раскрывающие проблемы детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, B. C. Мухиной, B. И. Слободчикова, Ю. B. Слюсарева и др.
Экспериментальная база исследования представлена КГБУЗ «Лесосибирская межрайонная больница» (кабинет медико-социальной помощи женской консультации). Исследование проводилось в ноябре 2019 - мае 2020 г. Выборка представлена пациентками женской консультации КГБУЗ «Лесосибирская межрайонная больница», находящимися в трудной жизненной ситуации (не запланированной беременности в состоянии репродуктивного выбора). Возраст испытуемых 14-17 лет. Количество пациенток, принявших участие в исследовании, 14 человек.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь 2019 г.) - изучение теоретических аспектов психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования психологических особенностей девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2 этап (январь - апрель 2020 г.) - организация экспериментального исследования психологических особенностей девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, разработка и реализация психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3 этап (май 2020 г.) - формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования были представлены на конференции международного уровня: XIX Специализированной конференции «INTERNATIONAL SCIENTIFIC REVIEW OF THE PROBLEMS OF PHILOSOPHY, PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY/ Международный научный обзор проблем философии, психологии и педагогики» (Boston, USA, 2020). По теме работы опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации. Полученные в ходе исследования данные можно использовать психологам, социальным педагогам, в практической работе кабинета медико-социальной помощи женской консультации КГБУЗ «Лесосибирская межрайонная больница», а так же представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, и 4 приложения. В работе содержится 5 таблиц и 1 рисунок. Общий объем работы составляет 54 страницы.
На данный момент к категории попавших в трудную жизненную ситуацию относят девушек из социально незащищённых и неблагополучных семей, оставшихся без попечения родителей, подростков с инвалидностью и нарушениями развития, оказавшихся в экстремальных условиях, жертв насилия и других, чья жизнедеятельность была нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Каждый подросток, будь то юноша или девушка, в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам, может попасть в трудную жизненную ситуацию, и соответственно, будет нуждаться в помощи и защите в разной степени.
Система психолого-педагогического сопровождения должна включать целенаправленное воздействие на все социально значимое окружение подростка, в том числе родителей, педагогов и направлена на обеспечение психологической безопасности подростков.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования - изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования - психолого-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение психологических особенностей девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Разработать и реализовать систему психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения» (ДАП-П.); методика «Личностная шкала проявлений тревоги» (автор - Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчина).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологической основой выступили труды отечественных исследователей по проблеме психолого-педагогического сопровождения M. P. Битяновой, И. B. Дубровиной, Е. И. Казаковой, Л. Э. Кузнецовой, М. Ю. Кулешовой, H. Г. Осуховой, а также работы, раскрывающие проблемы детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, B. C. Мухиной, B. И. Слободчикова, Ю. B. Слюсарева и др.
Экспериментальная база исследования представлена КГБУЗ «Лесосибирская межрайонная больница» (кабинет медико-социальной помощи женской консультации). Исследование проводилось в ноябре 2019 - мае 2020 г. Выборка представлена пациентками женской консультации КГБУЗ «Лесосибирская межрайонная больница», находящимися в трудной жизненной ситуации (не запланированной беременности в состоянии репродуктивного выбора). Возраст испытуемых 14-17 лет. Количество пациенток, принявших участие в исследовании, 14 человек.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь 2019 г.) - изучение теоретических аспектов психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования психологических особенностей девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2 этап (январь - апрель 2020 г.) - организация экспериментального исследования психологических особенностей девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, разработка и реализация психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3 этап (май 2020 г.) - формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования были представлены на конференции международного уровня: XIX Специализированной конференции «INTERNATIONAL SCIENTIFIC REVIEW OF THE PROBLEMS OF PHILOSOPHY, PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY/ Международный научный обзор проблем философии, психологии и педагогики» (Boston, USA, 2020). По теме работы опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации. Полученные в ходе исследования данные можно использовать психологам, социальным педагогам, в практической работе кабинета медико-социальной помощи женской консультации КГБУЗ «Лесосибирская межрайонная больница», а так же представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, и 4 приложения. В работе содержится 5 таблиц и 1 рисунок. Общий объем работы составляет 54 страницы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы вслед за Л. Э. Кузнецовой и М. Ю. Кулешовой, определяем психолого-педагогическое сопровождение как особую модель длительной психологической помощи, направленной на создание безопасных условий, в которых возможна реконструкция образа мира и восстановление связи человека c самим собой, другими людьми и окружающим миром.
Девушки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, отличаются отставанием в личностном, эмоциональном, социальном, интеллектуальном развитии. Для этих девушек характерны эмоциональная неадекватность, высокая тревожность, страхи, проявления агрессии, склонность к алкоголизации, делинквентности, использование физической силы против другого лица, готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость), зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Также у них могут возникнуть невротические состояния (заикание, нервные тики, качание, наматывание волос на палец и т.п.). В связи с этим необходимо организовывать психолого-педагогическое сопровождение девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации репродуктивного выбора.
Психолого-педагогическое сопровождение девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, включает в себя организационно-методический, психологический и просветительский аспекты, определяющие взаимодействие разных субъектов, участвующих в поддержке подростка. Данные аспекты предполагают комплексное изучение социально-психологических и индивидуально-личностных особенностей подростков, оптимизацию социальных отношений, формирование социально одобряемых убеждений, представлений, целей и ценностей с целью предотвращения формирования и закрепления асоциальной направленности у девушек.
Психолого-педагогического сопровождение девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, предполагает разработку рекомендаций для индивидуализации процесса социальной реабилитации, выявление лиц группы повышенного риска - имеющих психические отклонения, склонность к суициду и самоповреждающему поведению, проведение психопрофилактических и коррекционных мероприятий.
C целью изучения психологических особенностей девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, проведено экспериментальное исследование на базе кабинета медико-социальной помощи женской консультации Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Лесосибирская межрайонная больница». Выборка представлена пациентками женской консультации, находящимися в трудной жизненной ситуации (не запланированной беременности в состоянии репродуктивного выбора), в количестве 14 человек. Возраст испытуемых 14-17 лет.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Девушки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, проживающие в благополучных семьях - необщительны, замкнуты, «как бы живут в своём мире». Девушки имеют предрасположенность к уходу от реальности с помощью изменения своего психического состояния; их можно охарактеризовать как людей, подвергающих себя повышенному риску. Для них характерна жажда острых ощущений, они низко ценящих свою жизнь; у них преобладает слаборазвитый волевой контроль над эмоциональной сферой. Эта категория девушек недовольна собой, своими личностными характеристиками; они не верят в свои силы, они недооценивают возможности, они негативно оценивают себя и свою жизнь, и они бессильны что-либо изменить в своей жизни. Скорее всего, это связано с тем, что родители девочек более сконцентрированы на удовлетворении своих детей материальными ресурсами, чем на их морально-этическом воспитании.
2. У испытуемых, проживающих в асоциальных семьях, не складываются положительные отношения с окружающими, что характеризует их как людей, имеющих ограниченное количество доверительных, близких отношении. У девушек преобладают сложности в проявлении теплоты, открытости в общении. Они не готовы идти на компромисс для поддержания отношении, и возможно, поэтому ощущают социальную изоляцию и фрустрированность, сложность в организации повседневной деятельности, ощущают невозможность контроля над происходящим.
3. Беременные девочки-подростки с девиантным поведением неустойчивы эмоционально, часто находятся под влиянием чувств, настроение переменчиво, поведение беспокойное. В период беременности у девушек- подростков преобладает повышенное чувство страха, тревоги, предчувствий, появляется неуверенность в себе, они обеспокоены. В этом состоянии юные женщины легко ранимы, впечатлительны, находятся во власти настроения.
Данные результаты свидетельствуют о необходимости разработки специальной системы психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Система психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, ориентирована на профилактику депрессивных состояний и тревожности; на развитие умения анализировать чувства другого; обучение способам выражения своих эмоций безопасным, социально-приемлемым способом; формирования навыков уверенного поведения, позитивного представления о будущем и ценностного отношения к жизни.
Девушки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, отличаются отставанием в личностном, эмоциональном, социальном, интеллектуальном развитии. Для этих девушек характерны эмоциональная неадекватность, высокая тревожность, страхи, проявления агрессии, склонность к алкоголизации, делинквентности, использование физической силы против другого лица, готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость), зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Также у них могут возникнуть невротические состояния (заикание, нервные тики, качание, наматывание волос на палец и т.п.). В связи с этим необходимо организовывать психолого-педагогическое сопровождение девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации репродуктивного выбора.
Психолого-педагогическое сопровождение девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, включает в себя организационно-методический, психологический и просветительский аспекты, определяющие взаимодействие разных субъектов, участвующих в поддержке подростка. Данные аспекты предполагают комплексное изучение социально-психологических и индивидуально-личностных особенностей подростков, оптимизацию социальных отношений, формирование социально одобряемых убеждений, представлений, целей и ценностей с целью предотвращения формирования и закрепления асоциальной направленности у девушек.
Психолого-педагогического сопровождение девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, предполагает разработку рекомендаций для индивидуализации процесса социальной реабилитации, выявление лиц группы повышенного риска - имеющих психические отклонения, склонность к суициду и самоповреждающему поведению, проведение психопрофилактических и коррекционных мероприятий.
C целью изучения психологических особенностей девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, проведено экспериментальное исследование на базе кабинета медико-социальной помощи женской консультации Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Лесосибирская межрайонная больница». Выборка представлена пациентками женской консультации, находящимися в трудной жизненной ситуации (не запланированной беременности в состоянии репродуктивного выбора), в количестве 14 человек. Возраст испытуемых 14-17 лет.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Девушки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, проживающие в благополучных семьях - необщительны, замкнуты, «как бы живут в своём мире». Девушки имеют предрасположенность к уходу от реальности с помощью изменения своего психического состояния; их можно охарактеризовать как людей, подвергающих себя повышенному риску. Для них характерна жажда острых ощущений, они низко ценящих свою жизнь; у них преобладает слаборазвитый волевой контроль над эмоциональной сферой. Эта категория девушек недовольна собой, своими личностными характеристиками; они не верят в свои силы, они недооценивают возможности, они негативно оценивают себя и свою жизнь, и они бессильны что-либо изменить в своей жизни. Скорее всего, это связано с тем, что родители девочек более сконцентрированы на удовлетворении своих детей материальными ресурсами, чем на их морально-этическом воспитании.
2. У испытуемых, проживающих в асоциальных семьях, не складываются положительные отношения с окружающими, что характеризует их как людей, имеющих ограниченное количество доверительных, близких отношении. У девушек преобладают сложности в проявлении теплоты, открытости в общении. Они не готовы идти на компромисс для поддержания отношении, и возможно, поэтому ощущают социальную изоляцию и фрустрированность, сложность в организации повседневной деятельности, ощущают невозможность контроля над происходящим.
3. Беременные девочки-подростки с девиантным поведением неустойчивы эмоционально, часто находятся под влиянием чувств, настроение переменчиво, поведение беспокойное. В период беременности у девушек- подростков преобладает повышенное чувство страха, тревоги, предчувствий, появляется неуверенность в себе, они обеспокоены. В этом состоянии юные женщины легко ранимы, впечатлительны, находятся во власти настроения.
Данные результаты свидетельствуют о необходимости разработки специальной системы психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Система психолого-педагогического сопровождения девушек, находящихся в трудной жизненной ситуации, ориентирована на профилактику депрессивных состояний и тревожности; на развитие умения анализировать чувства другого; обучение способам выражения своих эмоций безопасным, социально-приемлемым способом; формирования навыков уверенного поведения, позитивного представления о будущем и ценностного отношения к жизни.
Подобные работы
- Развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПРЕВЕНТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ В
УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Особенности психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ЗАВЕРШАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



