Введение 5
1 Теоретические основы формирования функциональной грамотности в
основной школе 8
1.1 Сущность понятия «функциональная грамотность» 8
1.2 Исследование PISA: виды, уровни функциональной грамотности 12
1.3 Методы и принципы формирования и оценивания функциональной
грамотности учащихся основной школы 25
2 Практические аспекты формирования функциональной грамотности на
уроках математики в основной школе 30
2.1 Организация и методы исследования, анализ и интерпретация
результатов диагностики по формированию функциональной грамотности в основной школе 30
2.2 Методические рекомендации по формированию функциональной
грамотности учащихся на уроках математики в основной школе 36
2.3 Веб - квест по формированию функциональной грамотности в
основной школе 46
Заключение 51
Список использованных источников 52
Приложение А Диагностическая работа для 7 класса по функциональной
грамотности 57
Приложение Б Веб-квест на тему «Енисейск - историческая жемчужина Сибири»
Влияние глобализации и модернизации образования на экономику, изменения в области технологий, коммуникаций и педагогической науки привели к появлению информационного общества, для которого главными продуктами производства являются информация и знания. Становление нынешнего общества потребовало качественного повышения человеческого потенциала и определило первенство образования в процессе общественно¬экономического развития.
В современной теории и методике школьного обучения все чаще и активнее появляется информация о развитии новой концепции в настоящем школьном обучении, а именно - личностно ориентированного развивающего образования.
Подобная актуализация данного направления может обуславливаться требованием социума реформировать современную образовательную систему и сделать акцент, прежде всего, на гармоничное и целостное развитие личности, которая, вследствие, могла бы самостоятельно определиться с тем, какую роль она выберет в самостоятельной жизни.
Будучи развитой и сформированной личностью, у учащегося формируется функциональная грамотность, которая несет в себе ряд установок и правил, позволяет эффективно и свободно функционировать в обществе, развиваться вместе с ним и чувствовать себя его частью. Также функциональная грамотность дает возможность учащемуся самостоятельно определять, в какой степени ему необходимо совершенствоваться в дальнейшем и в какой области реализовывать себя.
Из вышеперечисленного следует, что современное общество нуждается в людях, которые будут функционально грамотны и способны самостоятельно выбрать свою специальность, развиваться в понравившемся направлении, добиваться поставленных задач и преследовать те цели, которые будут работать на благо, как их лично, так и общество в целом.
В международном обследовании PISAB2018 результаты по функциональной грамотности школьников России были не высокими: по математике 27 - 35 место из 70, по чтению 26 - 36 место из 70, по финансам 10 место из 20 и по естествознанию 30 - 35 место из 70.
Введенный в школах России Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) определяет важное значение понятия «функциональная грамотность», базу которой составляют умение ставить, изменять цели и задачи свой учебной деятельности и планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности.
Цель работы: изучить основы формирования функциональной грамотности в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения в основной школе.
Предмет исследования: методика формирования функциональной грамотности в основной школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования функциональной грамотности в основной школе;
2) Провести и проанализировать диагностическую работу по формированию функциональной грамотности у учащихся основной школы;
3) Разработать методические рекомендации по формированию функциональной грамотности на уроках математики в основной школе;
4) Разработать веб-квест по формированию функциональной грамотности учащихся основной школы.
Методологической основой нашего исследования являются педагогические труды В.А. Ермоленко, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, С. Г. Вершловского, Б.С. Гершунского, JI.IO. Комиссаровой, O.E. Лебедева, JI.M. Перминова и А.А. Леонтьева.
Для достижения поставленных задач нами были использованы такие методы исследования: анализ научно - методической литературы, синтез и обобщение данных, эмпирические методы научного исследования, которые включают в себя педагогическое наблюдение, тестирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных и метод статистической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «ООШ № 5» города Лесосибирска. Выборка исследования представлена 25 учащимися 7 класса.
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики и веб-квеста «Енисейск - историческая жемчужина Сибири». В работе проанализирован, обобщен и систематизирован теоретический материал пофункциональней грамотности. Данный материал может быть использован педагогами в своей педагогической деятельности, а также студентами при подготовке к курсовым и выпускным квалификационным работам.
По результатам нашего исследования была опубликована статья «Формирование функциональной грамотности на уроках математики в основной школе».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников (в количестве 42 наименований). В приложении представлено содержание разработанного веб-квеста.
В выпускной квалификационной работе нами были рассмотрены понятие и виды функциональной грамотности (математическая, читательская, финансовая и естественнонаучная), а также принципы и методы ее формирования.
Проанализировав теоретические подходы отечественных педагогов и ученых по теме данного исследования - В. А. Ермоленко, Р. Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, С. Г. Вершиловского, Б. С. Гуршунского и др. мы охарактеризовали развитие и сущность понятия «функциональная грамотность», которое определяется как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Рассмотрели исследование PISA, в котором определены основные виды функциональной грамотности и уровни ее освоения.
В процессе работы было проведено экспериментальное исследование по оцениванию уровня функциональной грамотности у учащихся 7 класса МБОУ «ООШ № 5»»г. Лесосибирска. В ходе исследования были выявлены пробелы в овладении математической, читательской и финансовой грамотностью.
Исходя из результатов диагностики, нами разработаны методические рекомендации по формированию функциональной грамотности на уроках математики в 5 - 9 классах для формирования умений: формулировать ситуацию на языке математики, применять математические понятия, формулы, факты и процедуры, интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты и др.
Кроме того был разработан веб-квест по формированию функциональной грамотности на тему «Енисейск - историческая жемчужина Сибири» в ходе, которого можно оценивать у учащихся уровень сформированное™ умений по математической, финансовой, естественнонаучной и читательской грамотности.
Таким образом, задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, реализованы в ходе исследования.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва : ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов - Москва : Просвещение, 2010. - 208 с.
3. Бабанский, Ю. К. Интенсификация процесса обучения / Ю.
К. Бабанский. - Москва : Знание, 1987. - 80 с.
4. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим- Бад. - Москва : большая рос.энцикл., 2002. - 528 с.
5. Валеева, О. А. Технологическое обеспечение организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся/ О. А. Валеева// Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - С. 203.
6. Виноградова, Л. В. Методика преподавания математики в средней школе : учеб.пособие / Л. В. Виноградова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 205. - 252 с.
7. Волкова, В. Ф. Реализация практико-ориентированного образования на уроках математики / В. Ф. Волкова // Молодой ученый. - 2014. - № 11.1. - С. 32-33.
8. Губанова, М.И.Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования / М. И. Губанова, Е. П. Лебедева // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №12. - С. 65-68.
9. Денищева, О.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике / О.А. Денищева, Ю.А. Глазков, К.А. Краснянская // Математика в школе. - 2008. - № 6. - С. 19-30.
10. Ермоленко, В. А. Развитие функциональной грамотности
обучающегося: теоретический аспект [Электронный ресурс] / В.А. Ермоленко //
Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2015. - Т. 8. - Вып. 1: Пространство и время образования - Режим
HOCTvna:https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti- obuchayuschegosya-teoreticheskiy-aspekt/viewer.
11. Ермоленко, В. А. Функциональная грамотность в современном контексте / В. А. Ермоленко. - Москва : ИТОП РАО, 2002. - 119 с.
12.Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 42 с.
13. Иванова, Т. А Методика работы с задачей на уроке математики в контексте ФГОС ООО нового поколения / Т. А. Иванова,В. И. Ульянова, Н. В. Кузнецова, Е. В. Белоглазова // Подготовка будущего учителя к проектированию современного урока : монография /Мордовский гос. пед. ин-т имени М.Е. Евсевьева - Саранск, 2016. - С. 207-225.
14. Иванова, Т. А.Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности/ Т. А. Иванова, О. В. Симонова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Киров, 2009. - № 1. С. - 125-129.
15. Кайкенова, Ж. К Интерактивные формы и методы обучения государственных служащих : учебно-методическое пособие / Ж. К Кайкенова. - Астана, 2008. - 23-24 с.
16. Кемельбекова, Г. А. Особенности формирования функционально грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла / Г. А. Кемельбекова. - Краснодар : Новация, 2016. - С. 6-9.
17. Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021 [Электронный ресурс] // Федеральный институт оценки образования - Режим доступа ://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978
18. Крупник, С. А. Функциональная грамотность в системе образования Беларуси. / С. А. Крупник, В. В. Мацкевич. - Минск : АПО, 2003. - 125 с.
19. Леонтьев А. А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / А. А. Леонтьев. - Москва:Баласс, 2003. - 35 с.
20. Математическая грамотность : сборник эталонных заданий.- выпуск 2, ч. 2 / под ред. Г. С. Ковалева, Л. О. Рослова, К. А. Краснянская, О. А. Рыдзе. - Москва ;Санкт - Петербург : Просвещение, 2020. - 80 с.
21. Новиков, М. Ю. Возможности применения мобильных технологий в школьном курсе информатики / М. Ю. Новиков // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 98-105.
22. Перминова, Л. М. Формирование функциональной грамотности учащихся: культурологический подход: учеб.-метод. пособие) / Л. М. Перминова. - Москва :Московский ин-т открытого образования, 2009. - 131 с.
23. Перминова, Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта Санкт - Петербургской школы) / Л. Н. Пераминова// Педагогика. - 1999.
- №2. - С. 26-29.
24. Пожарова, Г.А. Практике - ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся / Г.А. Пожарова// Молодой ученый. - 2021. - №1(343). - С.62-64.
25. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Л.Ю. Панарина, И.В. Сорокина, О.А. Смагина, Е.А. Зайцева. - Самара: СИПКРО, 2019. - 68 с.
26. Рослова, Л. О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать/Л. О. Рослова // Педагогика. - 2018. - № 10.
- С. 48-55.
27. Рудик, Г.А. Функциональная грамотность - императив времени/Г. А. Рудник, А. А. Жайтапова, С. Г. Стог // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2014. - Т. 12, № 1. - С. 263-269.
28. Смирнов, С. Д. Психология образа: проблема активного психического отражения / С. Д. Смирнов. - Москва : Гос. ун-т, 1985. - 231 с.
29. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA/ А. Ю. Пентин, Г. С. Ковалева, Е. И. Давыдова, Е. С. Смирнова // Вопросы образования, 2018. - №1.
- 109 с.
30. ФГОС ООО (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010№1897, ред. От 31.12.2015)
31. Федоров А.Э. Компетентностный подход в образовательном процессе : монография / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев, Е.В. Шляков. - Омск :Омскбланкиздат, 2012. - 210 с.
32. Финансовая грамотность [Электронный ресурс] : отчет по результатам международного исследования PISA - 2018. - Москва, 2020. Режим доступа : https://fioco .ru/Media/Default/Documents/%D0%9C%D0%A 1 %D0%98/%D0%9E%D 1 %82%D 1 %87%D0%B5%D 1 %82%20%D0%A4%D0%93%20PISA-2018.pdf
33. Фролова, П. И. Управление развитием персонала на основе профессиональных стандартов / П.И. Фролова // Ученые записки ИУО РАО. - 2016. - № 59. - С. 165-168.
34. Фролова, П. И. Философско-методологические основы изучения функциональной грамотности как аспект непрерывного образования / П. И. Фролова // Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации: материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ». - Омск, 2017.
- С. 529-532.
35. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин : монография / П. И. Фролова. - Омск : СибАДИ, 2019. - 196 с.
36. Цукерман, Г. А. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая/ Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалева, М. И Кузнецов // Вопросы образования, 2015. - № 1. - С. 300.
37. Framework for the Assessment of Creative Thinking in PISA-2021 (in press)
38.OECD Governing Board PISA 2021 Mathematics Framework (First Draft),
April 2018 [For Official Use], p. 8, 21-22.
39. PISA 2009 Results: Executive Summary.
http://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/46619703.pdf.
40. PISA 2012 Results: Executive Summary.
http://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/pisa2006/39725224.pdf.
41. PISA 2015 Results: Executiv Summary.
https://www.oecd.org/pisa/pisa-2015-results-in-focus.pdf
42. PISA 2018 Results: Executive Summary. Режим доступа:
Режим доступа:
Режим доступа:
Режим доступа:
https://www.oecd.org/pisa/Combined Executive Summaries PISA 2018.pdf