ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 5
1 Теоретические основы формирования функциональной грамотности в
основной школе 8
1.1 Сущность понятия «функциональная грамотность» 8
1.2 Исследование PISA: виды, уровни функциональной грамотности 12
1.3 Методы и принципы формирования и оценивания функциональной
грамотности учащихся основной школы 25
2 Практические аспекты формирования функциональной грамотности на
уроках математики в основной школе 30
2.1 Организация и методы исследования, анализ и интерпретация
результатов диагностики по формированию функциональной грамотности в основной школе 30
2.2 Методические рекомендации по формированию функциональной
грамотности учащихся на уроках математики в основной школе 36
2.3 Веб - квест по формированию функциональной грамотности в
основной школе 46
Заключение 51
Список использованных источников 52
Приложение А Диагностическая работа для 7 класса по функциональной
грамотности 57
Приложение Б Веб-квест на тему «Енисейск - историческая жемчужина Сибири»
1 Теоретические основы формирования функциональной грамотности в
основной школе 8
1.1 Сущность понятия «функциональная грамотность» 8
1.2 Исследование PISA: виды, уровни функциональной грамотности 12
1.3 Методы и принципы формирования и оценивания функциональной
грамотности учащихся основной школы 25
2 Практические аспекты формирования функциональной грамотности на
уроках математики в основной школе 30
2.1 Организация и методы исследования, анализ и интерпретация
результатов диагностики по формированию функциональной грамотности в основной школе 30
2.2 Методические рекомендации по формированию функциональной
грамотности учащихся на уроках математики в основной школе 36
2.3 Веб - квест по формированию функциональной грамотности в
основной школе 46
Заключение 51
Список использованных источников 52
Приложение А Диагностическая работа для 7 класса по функциональной
грамотности 57
Приложение Б Веб-квест на тему «Енисейск - историческая жемчужина Сибири»
Влияние глобализации и модернизации образования на экономику, изменения в области технологий, коммуникаций и педагогической науки привели к появлению информационного общества, для которого главными продуктами производства являются информация и знания. Становление нынешнего общества потребовало качественного повышения человеческого потенциала и определило первенство образования в процессе общественно¬экономического развития.
В современной теории и методике школьного обучения все чаще и активнее появляется информация о развитии новой концепции в настоящем школьном обучении, а именно - личностно ориентированного развивающего образования.
Подобная актуализация данного направления может обуславливаться требованием социума реформировать современную образовательную систему и сделать акцент, прежде всего, на гармоничное и целостное развитие личности, которая, вследствие, могла бы самостоятельно определиться с тем, какую роль она выберет в самостоятельной жизни.
Будучи развитой и сформированной личностью, у учащегося формируется функциональная грамотность, которая несет в себе ряд установок и правил, позволяет эффективно и свободно функционировать в обществе, развиваться вместе с ним и чувствовать себя его частью. Также функциональная грамотность дает возможность учащемуся самостоятельно определять, в какой степени ему необходимо совершенствоваться в дальнейшем и в какой области реализовывать себя.
Из вышеперечисленного следует, что современное общество нуждается в людях, которые будут функционально грамотны и способны самостоятельно выбрать свою специальность, развиваться в понравившемся направлении, добиваться поставленных задач и преследовать те цели, которые будут работать на благо, как их лично, так и общество в целом.
В международном обследовании PISAB2018 результаты по функциональной грамотности школьников России были не высокими: по математике 27 - 35 место из 70, по чтению 26 - 36 место из 70, по финансам 10 место из 20 и по естествознанию 30 - 35 место из 70.
Введенный в школах России Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) определяет важное значение понятия «функциональная грамотность», базу которой составляют умение ставить, изменять цели и задачи свой учебной деятельности и планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности.
Цель работы: изучить основы формирования функциональной грамотности в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения в основной школе.
Предмет исследования: методика формирования функциональной грамотности в основной школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования функциональной грамотности в основной школе;
2) Провести и проанализировать диагностическую работу по формированию функциональной грамотности у учащихся основной школы;
3) Разработать методические рекомендации по формированию функциональной грамотности на уроках математики в основной школе;
4) Разработать веб-квест по формированию функциональной грамотности учащихся основной школы.
Методологической основой нашего исследования являются педагогические труды В.А. Ермоленко, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, С. Г. Вершловского, Б.С. Гершунского, JI.IO. Комиссаровой, O.E. Лебедева, JI.M. Перминова и А.А. Леонтьева.
Для достижения поставленных задач нами были использованы такие методы исследования: анализ научно - методической литературы, синтез и обобщение данных, эмпирические методы научного исследования, которые включают в себя педагогическое наблюдение, тестирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных и метод статистической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «ООШ № 5» города Лесосибирска. Выборка исследования представлена 25 учащимися 7 класса.
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики и веб-квеста «Енисейск - историческая жемчужина Сибири». В работе проанализирован, обобщен и систематизирован теоретический материал пофункциональней грамотности. Данный материал может быть использован педагогами в своей педагогической деятельности, а также студентами при подготовке к курсовым и выпускным квалификационным работам.
По результатам нашего исследования была опубликована статья «Формирование функциональной грамотности на уроках математики в основной школе».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников (в количестве 42 наименований). В приложении представлено содержание разработанного веб-квеста.
В современной теории и методике школьного обучения все чаще и активнее появляется информация о развитии новой концепции в настоящем школьном обучении, а именно - личностно ориентированного развивающего образования.
Подобная актуализация данного направления может обуславливаться требованием социума реформировать современную образовательную систему и сделать акцент, прежде всего, на гармоничное и целостное развитие личности, которая, вследствие, могла бы самостоятельно определиться с тем, какую роль она выберет в самостоятельной жизни.
Будучи развитой и сформированной личностью, у учащегося формируется функциональная грамотность, которая несет в себе ряд установок и правил, позволяет эффективно и свободно функционировать в обществе, развиваться вместе с ним и чувствовать себя его частью. Также функциональная грамотность дает возможность учащемуся самостоятельно определять, в какой степени ему необходимо совершенствоваться в дальнейшем и в какой области реализовывать себя.
Из вышеперечисленного следует, что современное общество нуждается в людях, которые будут функционально грамотны и способны самостоятельно выбрать свою специальность, развиваться в понравившемся направлении, добиваться поставленных задач и преследовать те цели, которые будут работать на благо, как их лично, так и общество в целом.
В международном обследовании PISAB2018 результаты по функциональной грамотности школьников России были не высокими: по математике 27 - 35 место из 70, по чтению 26 - 36 место из 70, по финансам 10 место из 20 и по естествознанию 30 - 35 место из 70.
Введенный в школах России Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) определяет важное значение понятия «функциональная грамотность», базу которой составляют умение ставить, изменять цели и задачи свой учебной деятельности и планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности.
Цель работы: изучить основы формирования функциональной грамотности в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения в основной школе.
Предмет исследования: методика формирования функциональной грамотности в основной школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования функциональной грамотности в основной школе;
2) Провести и проанализировать диагностическую работу по формированию функциональной грамотности у учащихся основной школы;
3) Разработать методические рекомендации по формированию функциональной грамотности на уроках математики в основной школе;
4) Разработать веб-квест по формированию функциональной грамотности учащихся основной школы.
Методологической основой нашего исследования являются педагогические труды В.А. Ермоленко, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, С. Г. Вершловского, Б.С. Гершунского, JI.IO. Комиссаровой, O.E. Лебедева, JI.M. Перминова и А.А. Леонтьева.
Для достижения поставленных задач нами были использованы такие методы исследования: анализ научно - методической литературы, синтез и обобщение данных, эмпирические методы научного исследования, которые включают в себя педагогическое наблюдение, тестирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных и метод статистической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «ООШ № 5» города Лесосибирска. Выборка исследования представлена 25 учащимися 7 класса.
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики и веб-квеста «Енисейск - историческая жемчужина Сибири». В работе проанализирован, обобщен и систематизирован теоретический материал пофункциональней грамотности. Данный материал может быть использован педагогами в своей педагогической деятельности, а также студентами при подготовке к курсовым и выпускным квалификационным работам.
По результатам нашего исследования была опубликована статья «Формирование функциональной грамотности на уроках математики в основной школе».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников (в количестве 42 наименований). В приложении представлено содержание разработанного веб-квеста.
В выпускной квалификационной работе нами были рассмотрены понятие и виды функциональной грамотности (математическая, читательская, финансовая и естественнонаучная), а также принципы и методы ее формирования.
Проанализировав теоретические подходы отечественных педагогов и ученых по теме данного исследования - В. А. Ермоленко, Р. Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, С. Г. Вершиловского, Б. С. Гуршунского и др. мы охарактеризовали развитие и сущность понятия «функциональная грамотность», которое определяется как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Рассмотрели исследование PISA, в котором определены основные виды функциональной грамотности и уровни ее освоения.
В процессе работы было проведено экспериментальное исследование по оцениванию уровня функциональной грамотности у учащихся 7 класса МБОУ «ООШ № 5»»г. Лесосибирска. В ходе исследования были выявлены пробелы в овладении математической, читательской и финансовой грамотностью.
Исходя из результатов диагностики, нами разработаны методические рекомендации по формированию функциональной грамотности на уроках математики в 5 - 9 классах для формирования умений: формулировать ситуацию на языке математики, применять математические понятия, формулы, факты и процедуры, интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты и др.
Кроме того был разработан веб-квест по формированию функциональной грамотности на тему «Енисейск - историческая жемчужина Сибири» в ходе, которого можно оценивать у учащихся уровень сформированное™ умений по математической, финансовой, естественнонаучной и читательской грамотности.
Таким образом, задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, реализованы в ходе исследования.
Проанализировав теоретические подходы отечественных педагогов и ученых по теме данного исследования - В. А. Ермоленко, Р. Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, С. Г. Вершиловского, Б. С. Гуршунского и др. мы охарактеризовали развитие и сущность понятия «функциональная грамотность», которое определяется как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Рассмотрели исследование PISA, в котором определены основные виды функциональной грамотности и уровни ее освоения.
В процессе работы было проведено экспериментальное исследование по оцениванию уровня функциональной грамотности у учащихся 7 класса МБОУ «ООШ № 5»»г. Лесосибирска. В ходе исследования были выявлены пробелы в овладении математической, читательской и финансовой грамотностью.
Исходя из результатов диагностики, нами разработаны методические рекомендации по формированию функциональной грамотности на уроках математики в 5 - 9 классах для формирования умений: формулировать ситуацию на языке математики, применять математические понятия, формулы, факты и процедуры, интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты и др.
Кроме того был разработан веб-квест по формированию функциональной грамотности на тему «Енисейск - историческая жемчужина Сибири» в ходе, которого можно оценивать у учащихся уровень сформированное™ умений по математической, финансовой, естественнонаучной и читательской грамотности.
Таким образом, задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, реализованы в ходе исследования.
Подобные работы
- Формирование финансовой грамотности при обучении математики 7-9 классов
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА
УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Методические особенности формирования финансовой грамотности при обучении математике в 7-ых классах
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 6
КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование функциональной грамотности обучающихся 5-6 классов
на основе использования игровых технологий в процессе обучения математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - Формирование финансовой грамотности в процессе обучения математики(Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики в 7-9 классах
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023



