ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Коммуникативные навыки и их характеристики 7
1.2. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей
среднего дошкольного возраста 11
1.3. Характеристика театрализованной деятельности 16
1.4. Методы и формы использования театрализованной деятельности для формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Изучение исходного уровня сформированности коммуникативных
навыков у детей среднего дошкольного возраста 30
2.2. Разработка содержания НОД, направленной на формирование
коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности 42
2.3. Проверка эффективности разработанного содержания НОД,
направленной на формирование коммуникативных навыков у детей среднего
дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Жизнедеятельность любого человека пронизана контактами с другими людьми. Необходимость в общении - одна из наиболее важных человеческих потребностей. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и во взаимоотношениях с другими людьми человек способен ощутить и осознать самого себя, отыскать собственную роль в обществе. В последнее время широкое распространение приобрел термин «коммуникация», наравне с термином «общение».
Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она содержит передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным орудием коммуникации является речь, с помощью которой не только происходит передача информации, но и осуществляется влияние друг на друга участников совместной деятельности.
На сегодняшний день данная проблема приобретает особую значимость, так как коммуникативное развитие ребенка вызывает серьезную тревогу. Дети стали реже контактировать не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение значительно обогащает жизнедеятельность ребенка, раскрашивает яркими красками область их чувств.
Ребенок, который редко контактирует с ровесниками и не принимается или из-за неумения осуществлять взаимодействие, быть интересным находящимся вокруг, ощущает себя уязвленным и не признанным, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, либо, наоборот, к излишней агрессивности поведения.
Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее качество детей. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.
Средний дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том, числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирование полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Театрализация занятий привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных навыков. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, театрализованных игр и т. д.
Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе...
Основной характеристикой коммуникативных навыков является способность вступать в диалог, при этом использовать обороты речи для установления контакта, поддерживать и логически завершать диалогическое общение, умение задавать вопросы, слушать собеседника, отвечать на вопросы в ходе диалога.
В среднем дошкольном возрасте игра является по-прежнему ведущей деятельностью ребенка, поэтому для целенаправленного формирования коммуникативных навыков специалисты наибольший результат приобретают такие формы работы как: любительский театр и игровая деятельность.
Театрализованная деятельность оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка и является уникальной возможностью раскрытия его творческого потенциала. Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи стоящие перед педагогом, в том числе и по обучению детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов, улучшению коммуникативных навыков;
Методы и формы использования театрализованной деятельности для формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста: много-персонажные игры -драматизации по текстам двухтрехчастных сказок о животных и волшебных сказок; настольный театр
для показа воспитателем; игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Труд взрослых»; постановка спектакля по произведению; настольный театр для самостоятельного показа рекомендуются произведения.
Практическая работа состояла из следующих этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. Были выбраны следующие диагностические методики: методика «Отражение»; методика
«Градостроители»; методика «Новости». Исходный уровень
сформированных коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста в большинстве случаев средний и низкий. Данное обстоятельство обосновывает необходимость дальнейшей работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
Для реализации формирующего эксперимента, в котором принимали участие дети экспериментальной группы, была сформирована и реализована программа, включающая в себя игры-театрализации; игровые задания (создание проблемной ситуации) с использованием театрализованной деятельности; кукольные театральные представления от лица детей средней группы и изготовление маленькой ширмы для настольного театра; тематическое занятие, с элементами театрализованной деятельности, направленное на развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Кроме того, была проведена работа с родителями в формате мастер-класса.
На заключительном этапе практической работы по формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности был проведен контрольный эксперимент, целью которого является повторная диагностика и
определение динамики уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников. Итоговые показатели уровней сформированности
коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп свидетельствуют о том, что дети, участвовавшие в формирующем эксперименте, более успешно выполнили все диагностические задания на контрольном этапе. В результате проведения практической работы по формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности была доказана гипотеза исследования.
1. Авраменко О.В. Воспитательная направленность работы по ознакомлению дошкольников с фольклором. / О.В. Авраменко, Г.А. Корякина // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2015.
- №. 31. - С. 76-82.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2018. - 376 с.
3. Бодалев А.А. Личность в общении. - М.: Международная
педагогическая академия, 2015. - 328 с.
4. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для
академического бакалавриата. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов.
- М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
5. Брюханова Т.Г. Формирование умений взаимодействовать со
сверстниками посредством игры у детей среднего дошкольного возраста. / Т.Г. Брюханова, Е.Д. Быкова. // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). -
Краснодар: Новация, 2018. - С. 20-22.
6. Бурмистрова Е.В. Социально-образовательная среда детского сада как фактор социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. / Е.В. Бурмистрова, О.В. Кульчейко, Е.А. Хохлова. // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - №2(28). - С. 99-106.
7. Веракса Н.Е. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: для занятий с детьми 5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 137 с.
8. Волкова В.Н. Педагогика народного художественного творчества: учебник. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 160 с.
9. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова- Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 с.
10. Гусева Д.И. «Коммуникация» и «Общение»: соотношение понятий. // Вестник науки и образования. - 2019. - №20-2 (74). - С. 84-87.
11. Даркулова К.Н. Коррекционная работа по развитию речи детей дошкольного возраста при чтении сказок. // Студенческий научный форум. - 2016: VIII Междунар. студ. электрон. науч. конф. - 2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf723024.pdf
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2017.
- 480 с.
13. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для академического бакалавриата. / Под редакцией Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Юрайт, 2018. - 179 с.
14. Дурицкая В.С. Сюжетно-ролевая игра как эффективный метод развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. / В.С. Дурицкая, И.В. Зотова. // Достижения науки и образования. - 2018. - №4(26).
- С. 49-52.
15. Зотова И.В. Сущность и характеристика общения детей среднего дошкольного возраста. / И.В. Зотова, А.С. Татаурова. // Academy. - 2018. - №5(32). - С. 65-68...42