Управление проектом по установке инновационного оборудования в полиграфическом бизнесе в условиях импортозамещения (на примере ООО «Издательство Поликор»)
Введение 4
1 Российская и зарубежная полиграфическая промышленность 6
1.1 Международные тенденции полиграфической отрасли 6
1.2 Дифференцирование полиграфических предприятий и сегментация
полиграфического рынка 14
1.3 Мировой рынок полиграфического оборудования 21
2 Диагностика деятельности ООО «Издательство Поликор» 28
2.1 Организационная структура компании и позиция на рынке
полиграфических услуг 28
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Издательство
Поликор» 38
2.3 Полиграфическое оборудование в ООО «Издательство Поликор» 58
2.4 Импортозамещение оборудования 65
3 Управление проектом по установке инновационного оборудования на
полиграфическом предприятии ООО «Издательство Поликор» 70
3.1 Общая характеристика проекта 70
3.2 Риски проекта 78
3.3 Финансовый план проекта 81
3.4 План реализации и график проекта 84
Заключение 90
Список литературы 92
Приложения А-Е 96-
Для успешной и эффективной деятельности на высококонкурентных рынках, к которым относится рынок полиграфии, предприятиям полиграфической отрасли необходимо оперативно реагировать на изменения спроса, отслеживать новые технологические идеи и решения, для создания уникальных товарных предложений, в том числе за счет совершенствования производственных технологий.
Однако приобретение совершенно новых технологий и оборудования требует огромных вложений, в том числе из-за отсутствия на российском рынке отечественных производителей полиграфического оборудования. При этом большинство руководителей типографий знают, что они должны продолжать инвестировать, если их компании хотят добиться успеха в долгосрочной перспективе. В этой связи одной из актуальных и важных задач на предприятии является поиск вариантов модернизации уже установленного оборудования, таким образом, чтобы иметь возможность внедрять инновационные технологии без огромных финансовых затрат и с максимально эффективным результатом, в виде изготовления нового вида печатной продукции. И, в текущей рыночной ситуации, важное значение в процессе выбора оборудования, которое сможет конкурировать на уровне международных инновационных технологий, приобретает такой критерий - как импортозамещение.
Соответственно, эффективность работы полиграфических предприятий во многом определяется умением управлять проектами и, в частности проектами по модернизации производства.
В связи со всем вышеперечисленным, актуальность данной работы заключается в организации процессов по установке необходимого инновационного оборудования.
Новизной является использование проектного подхода к принятию решений по модернизации.
Объектом исследования является типография ООО «Издательство Поликор», действующее предприятие города Красноярска.
Предметом исследования является проект закупки и установки инновационного полиграфического оборудования.
Цель данной работы - управление проектом по установке инновационного оборудования в полиграфическом бизнесе в условиях импортозамещения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- описание полиграфического рынка и его перспектив, и оценка полиграфического бизнеса в зависимости от занимаемого на рынке сегмента;
- выявление тенденций касательно полиграфического оборудования на зарубежном и отечественном рынках;
- анализ деятельности типографии ООО «Издательство Поликор» для определения подходящих проектных условий;
- обоснование экономической эффективности проекта по установке нового инновационного оборудования;
- описание потенциальных рисков в проекте;
- создание проекта и контроль над его выполнением.
В теоретической части работы выделены основные характеристики полиграфического рынка и рынка полиграфического оборудования, выявлены ключевые тенденции, даны оценка перспектив развития, приведены критерии сегментации рынка.
В аналитической части работы представлена организационная структура предприятия и дан анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Издательство Поликор».
В практической части представлено обоснование экономической эффективности проекта по установке нового инновационного оборудования для ООО «Издательство Поликор», дано описание потенциальных рисков и описан алгоритм прохождения проекта с построением диаграммы Ганта на котором представлены ключевые точки контроля выполнения.
В результате проведенной работы цель достигнута. В ходе выполнения решены следующие задачи:
1. Выявлены тенденции и перспективы развития полиграфического рынка. Сделан анализ рынка полиграфического оборудования. На основании полученных данных сделаны выводы о необходимости внедрения и модернизации нового оборудования в производство, для удержания позиции в своем сегменте полиграфического рынка.
2. Проведена оценка текущей деятельности ООО «Издательство Поликор». Исходя из проведенной диагностики, компания Поликор имеет стабильную позицию на рынке и для сохранения лидирующих позиций необходимо инвестирование в завоевание новых рынков. Были определены возможности для реализации данной стратегии за счет модернизации производства путем внедрения инновационного UV-LED оборудования и технологий.
3. Проведен анализ существующих отечественных и зарубежных установок UV-LED. На основании проведенного анализа сделаны выводы, что целесообразно установить UV-LED технологию российского образца, поскольку ее характеристики не уступают зарубежным, а стоимость установки ниже. Таким образом решается вопрос не только импортозамещения, но еще и оптимального технологического обслуживания оборудования.
5. Обоснована экономическая эффективность проекта. Проведен расчет рентабельности проекта, исходя из производственной программы предприятия, с учетом обеспечения необходимой нормы прибыли. Установка инновационного оборудования - UV LED сушки, даст возможность модернизации прежнего полиграфического производства с существенным увеличением его возможностей по качеству и ассортименту продукции, снижения эксплуатационных издержек и улучшения экологичности производства, вместо дорогостоящей замены имеющегося оборудования на новое.
6. Осуществлено управление проектом по установке инновационного оборудования. В ходе управления были определены ключевые участники и зоны ответственности по проекту модернизации производства за счет установки инновационного оборудования - UV-LED сушки. Сформирован график реализации проекта с учетом ограниченности по времени и финансированию.
1. Кнабе Г. А. Оперативная полиграфия. Организация бизнеса и эффективное управление цифровой мини-типографией / Г. А. Кнабе — М: «Вильямс», 2007. — 240 с.
2. Немировский Е. Изобретение Иоганна Гуттенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты / Е. Немировский — М.: «Наука», 2000. — 659 с.
3. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Отраслевой доклад. Российская полиграфия - состояние, тенденции и перспективы развития. — М.: «Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии», 2020. — 63 с.
4. Кондратьев В. Б. Ресурсная модель модернизации экономики: возможности и ограничения / Кондратьев В. Б. — М.: ИМЭМО РАН, 2016. — 326 с.
5. McDonough W., Braungart M., Cradle to Cradle: Remaking the Way We Make Things / McDonough W., Braungart M. — North Point Press, 2002 — 208 p.
6. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология / Е. П. Голубков — М.: «Финпресс», 1998. — 416 с.
7. Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Е. П. Голубков — М.: «Дело», 1995. — 656 с.
8. Российский книжный союз, НП «Гильдия книжников» Отраслевая
конференция «Книжная отрасль России в условиях турбулентности» / При поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ — М.: Библио-Глобус, 2022. — Видео [Электронный ресурс]: URL:
https://youtu.be/9vGM4kgAOeo(дата обращения 10.05.2022).
9. Уэбстер Ф. Теории информационного» общества / Ф. Уэбстер — М.: Аспект Пресс, 2004. — 400 с.
10. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф — М.: Экономика, 1989. — 303 с.
11. Портер М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Е. Портер — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.
12. Кондрашова В. К., Исаева О. Г. Экономика полиграфического предприятия: учебник для вузов / В. К. Кондрашова, О. Г. Исаева — М.: Изд-во МГПУ, 2000. — 320 с.
13. Кузьминых Е. В. Особенности формирования продуктового портфеля полиграфического предприятия / Е. В. Кузьминых — Красноярск: СибГАУ, 2002. — 134 с.
14. Литунов С. Н. Сысуев И. А. Полиграфия: технология, оборудование, материалы: материалы IV заочной научно-практической конференции с международным участием. / С. Н. Литунов И. А. Сысуев — Омск: ОмГТУ, 2013. — 39 с.
15. Костерин А. Г. Практика сегментирования рынка / А. Г. Костерин — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
16. Миронова Г. В., Ершов А. К., Осипова Г. И., Сперанская Н. М., Кондрусь Е. А. Организация полиграфического производства / Миронова Г. В., Ершов А. К., Осипова Г. И., Сперанская Н. М., Кондрусь Е. А. — М.: МГПУ, 2002. — 352 с.
17. Самарин Ю. Н. Полиграфическое производство 2-е издание: учебник для вузов / Ю. Н. Самарин — М.: Юрайт, 2019. — 497 с.
18. Стефанов С. Краткая энциклопедия печатных технологий / С. Стефанов — М.: Флинта: Наука, 2012. — 246 с.
19. Sean Walsh. The Future of Print Equipment Markets to 2026 — USA:
Smithers, 2022. — 275 с. — [Электронный ресурс]: URL:
https://www.smithers.com/services/market-reports/printing/future-of-print- equipment-markets-to-2026(дата обращения 19.05.2022).
20. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Е. Портер — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 715 с.
21. Миронова Г. В., Ершов А. К., Осипова Г. И., Сперанская Н. М., Кондрусь Е. А. Организация полиграфического производства / Г. В. Миронова и др. — М.: МГПУ, 2002. — 352с.
22. Сергеев И. В. Экономика предприятия / И. В. Сергеев — М.: Финансы и статистика, 1998. — 304 с.
23. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании. Пер. с англ. / К. Уолш — М.: Дело, 2000. — 360 с.
24. Григорьев В. В. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / под ред. В. В. Григорьева. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2021. — 112 с.
25. Бопп В. А. Проблемы полиграфической отрасли сегодня / В. А. Бопп
— Известия ТулГУ. Технические науки, 2018. — №12. [Электронный ресурс]:
URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-poligraficheskoy-otrasli-segodnya
(дата обращения 20.05.2022).
26. Чейз Р. Б., Якобс Р. Ф., Эквилайн Н. Дж. Производственный и операционный менеджмент, 8-е изд. / Р. Б. Чейз, Р. Ф. Якобс, Н. Дж. Эквилайн
— М.: И. Д. «Вильямс», 2003. — 704 с.
27. Гурнович Т. Г., Остапенко Е. А., Молчаненко С. А. Оценка и анализ рисков: учебник / Т. Г. Гурнович, Е. А. Остапенко, С. А. Молчаненко. — М.: КноРус, 2019. - 251 с.
28. Туккель И. Л., Сурина А. В., Культин Н. Б. Управление инновационными проектами: учебник — 2-е изд. доп. / И. Л. Туккель, А. В. Сурина, Н. Б. Культин — СПб.: БХВ-Петербург, 2017. — 416 с.
29. Шапкин И. Н. Менеджмент в 2 ч. Часть 2. 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Н. Шапкин — М.: Юрайт, 2022. — 313 с.
30. Напхоненко Н. В., Караева М. Р. Риск-менеджмент: учебное пособие / Н.В. Напхоненко, М. Р. Караева — Новочеркасск: ЮРГПУ(НПИ), 2017. — 110 с.
31. Балдин К.В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности: учеб. Пособие / К.В. Балдин, И.И. Передеряев, Р.С. Голов. — М.: Дашков и К, 2013. — 420 с. — [Электронный ресурс] URL: http://e.lanbook.com(дата обращения 20.05.2022).
32. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 03.07.2016) «Об
организации страхового дела в Российской Федерации» — Российская газета. № 2 от 12.01.1993. — 56 с.
33. Кузьминых Е. В. Инструменты стратегического планирования ключевых компетенций предприятий полиграфической отрасли / Кузьминых Е. В. — Красноярск: СибГАУ, 2006. — 153 с.
34. Е. В. Кузьминых, В. А. Курешов Проблемы повышения полиграфической эффективности региона: межвуз. сб. науч. тр. / Е. В. Кузьминых, В. А. Курешов — Красноярск: СибГАУ, 2002. — 134 с.
35. Программа GanttPro / GanttPRO — Электронная версия программы: [сайт] — URL: https://ganttpro.com