СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МУЗЕЙНО -ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г. КРАСНОЯРСКА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы сохранения культурного наследия музейно - выставочной деятельности 9
1.1 Определение понятия культурного наследия 9
1.2 Особенности сохранения культурного наследия музейно-выставочной
деятельности 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
Глава 2. Сущность и специфика мультимедийных технологий социально-культурной деятельности 32
2.1. Понятие и характеристика мультимедийных технологий 32
2.2 Социально-культурный проект «КиберНаследие» 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 82
ПРИЛОЖЕНИЕ В 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 113
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 126
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 127
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 130
ПРИЛОЖЕНИЕ И 131
ПРИЛОЖЕНИЕ К 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 133
Глава 1. Теоретические основы сохранения культурного наследия музейно - выставочной деятельности 9
1.1 Определение понятия культурного наследия 9
1.2 Особенности сохранения культурного наследия музейно-выставочной
деятельности 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
Глава 2. Сущность и специфика мультимедийных технологий социально-культурной деятельности 32
2.1. Понятие и характеристика мультимедийных технологий 32
2.2 Социально-культурный проект «КиберНаследие» 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 82
ПРИЛОЖЕНИЕ В 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 113
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 126
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 127
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 130
ПРИЛОЖЕНИЕ И 131
ПРИЛОЖЕНИЕ К 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 133
Актуальность исследования. 30 декабря 2021 года Президент России Владимир Путин подписал Указ № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» 1, которым стал 2022 год. Такое решение, как изложено в Указе, было принято «в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей». Появление Указа свидетельствует о том, что сохранение культурного наследия в регионах является одним из наиболее приоритетных и актуальных направлений развития культуры России.
Проблема сохранения культурного наследия сегодня является особо значимой как для научного сообщества культурологии, так и для человечества в целом. Несмотря на то, что культура как широкое явление является бессмертной и неисчерпаемой ценностью, ее материальное воплощение — памятники архитектуры, картины, древние книги и музейные экспонаты — смертно. Если раньше за сохранение мирового культурного наследия боролись реставраторы, архитекторы, культурологи, то теперь к ним присоединились специалисты в области мультимедийных технологий.
Сохранение, осмысление и передача культурного наследия будущим поколениям — одна из основных задач культуры как области человеческой деятельности. Наряду с этим, появление новых мультимедийных технологий делает данный процесс более интересным, удобным и познавательным. Применение мультимедийных технологий социально-культурной деятельности, виртуализация элементов культурного наследия позволяет совершить «путешествие во времени» в увлекательной форме и расширить привычные границы музейно-выставочной деятельности. К тому же, такая форма - виртуальная, цифровая - остается единственным способом сохранить результаты культурного наследия, утраченного в первозданном виде.
Таким образом, актуальность исследования заключается в изучении потенциала мультимедийных технологий в процессе сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности как наиболее актуальных на современном технологическом этапе.
Степень научной разработанности проблемы:
На данный момент вопрос сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности средствами мультимедийных технологий изучен недостаточно. Это связано, в первую очередь, с отсутствием четкого понимания в научной среде самого понятия «музейно-выставочная деятельность», а также со спецификой мультимедийных технологий, которые очень стремительно развиваются и быстро сменяют друг друга.
На сегодняшний день существует немало работ, посвященных изучению культурного наследия. Отечественные ученые А. Н. Кулемзин, О. В. Галкова, Н. Н. Кузьмина, А. Н. Панфилов, М. Е. Каулен, М. А. Полякова заложили фундамент научного и практического подходов к исследованию осмысления и хранения памятников культуры. Наибольший вклад в осмысление понятия «культурное наследие» и его содержания внесли такие авторы, как Д. С. Лихачев, Ю. А. Веденин, А. А. Мезенкова, А. Н. Панфилов.
Вопрос применения мультимедийных технологий в сфере культуры был изучен в работах американских исследовательниц Л. Дж. Скибб, Сюзэн Хэйфмейстер, Анжела М. Чеснат. Классификацию мультимедийных технологий с точки зрения экспозиционно-выставочного аспекта предложила отечественная исследовательница В. В. Черненко.
Фундаментальные основы технологий социально-культурной деятельности заложены в научных трудах Г. Н. Новиковой, Е. И. Григорьевой, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова.
В качестве объекта исследования выступает сохранение культурного наследия музейно-выставочной деятельности.
Предметом исследования являются мультимедийные технологии социально-культурной деятельности.
Целью работы является определение роли мультимедийных технологий социально-культурной деятельности в процессе сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности г. Красноярска.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1. Выявить содержание и специфику понятия «культурное наследие»;
2. Определить основные особенности, формы и этапы сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности;
3. Определить понятие и характеристику мультимедийных технологий социально-культурной деятельности;
4. Разработать социально-культурный проект «КиберНаследие».
Методологические основы работы:
В основе данной работы лежат концепции социально-культурной деятельности Ю. Д. Красильникова и Т. Г. Киселевой, Н.Н. Ярошенко, Е. И. Григорьевой, концепции технологий социально -культурной деятельности Г. Н. Новиковой.
Содержание понятия культурного наследия и памятника как его части изучалось в рамках «ноосферной» теории В. И. Вернадского, рассматривающего эти явления как элементы биосферы, представленных непрерывной цепочкой исторических источников. Осмысление понятия культурного наследия также осуществлялось на основе системного подхода, предложенного А. А. Мазенковой.
На конкретно-научном уровне в основу исследования легли труды ученых, посвященные проблемам социально -культурной деятельности, социальной педагогики, теоретической и прикладной культурологии, связанным с приобщением человека к историко -культурному наследию (М. А. Ариарский, А. И. Арнольдов, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, Н. В. Серегин, A. B. Соколов, Ю. А. Стрельцов, Т. Т. Фисюк и др.).
Для решения поставленных задач и выявления оснований для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: междисциплинарный анализ и синтез научной и методической литературы по проблеме исследования; изучение нормативно-правовой документации; понятийно-терминологический анализ для раскрытия изучаемых понятий; контент-анализ научных статей в целях выявления проблемного поля сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности средствами мультимедийных технологий.
2. Эмпирические: проведение формализованного экспертного интервью; проведение социологического опроса.
3. Статистические: качественная обработка данных исследования; интерпретация полученных результатов.
В контексте данной темы нами предложено выдвинуть гипотезу: мультимедийные технологии социально-культурной деятельности играют значимую интерпретативную роль в сохранении культурного наследия музейно-выставочной деятельности г. Красноярска.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в изучении специфики сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности г. Красноярска, опыта применения мультимедийных технологий в этом процессе, а также в обозначении перспектив мультимедийных технологий в процессе сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения полученных в результате работы выводов, а также подготовке социально-культурного проекта.
Содержание работы:
Структура выпускной квалификационной работы определена целями и задачами работы, состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников, приложений. Объем дипломной работы — 133 страницы.
Проблема сохранения культурного наследия сегодня является особо значимой как для научного сообщества культурологии, так и для человечества в целом. Несмотря на то, что культура как широкое явление является бессмертной и неисчерпаемой ценностью, ее материальное воплощение — памятники архитектуры, картины, древние книги и музейные экспонаты — смертно. Если раньше за сохранение мирового культурного наследия боролись реставраторы, архитекторы, культурологи, то теперь к ним присоединились специалисты в области мультимедийных технологий.
Сохранение, осмысление и передача культурного наследия будущим поколениям — одна из основных задач культуры как области человеческой деятельности. Наряду с этим, появление новых мультимедийных технологий делает данный процесс более интересным, удобным и познавательным. Применение мультимедийных технологий социально-культурной деятельности, виртуализация элементов культурного наследия позволяет совершить «путешествие во времени» в увлекательной форме и расширить привычные границы музейно-выставочной деятельности. К тому же, такая форма - виртуальная, цифровая - остается единственным способом сохранить результаты культурного наследия, утраченного в первозданном виде.
Таким образом, актуальность исследования заключается в изучении потенциала мультимедийных технологий в процессе сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности как наиболее актуальных на современном технологическом этапе.
Степень научной разработанности проблемы:
На данный момент вопрос сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности средствами мультимедийных технологий изучен недостаточно. Это связано, в первую очередь, с отсутствием четкого понимания в научной среде самого понятия «музейно-выставочная деятельность», а также со спецификой мультимедийных технологий, которые очень стремительно развиваются и быстро сменяют друг друга.
На сегодняшний день существует немало работ, посвященных изучению культурного наследия. Отечественные ученые А. Н. Кулемзин, О. В. Галкова, Н. Н. Кузьмина, А. Н. Панфилов, М. Е. Каулен, М. А. Полякова заложили фундамент научного и практического подходов к исследованию осмысления и хранения памятников культуры. Наибольший вклад в осмысление понятия «культурное наследие» и его содержания внесли такие авторы, как Д. С. Лихачев, Ю. А. Веденин, А. А. Мезенкова, А. Н. Панфилов.
Вопрос применения мультимедийных технологий в сфере культуры был изучен в работах американских исследовательниц Л. Дж. Скибб, Сюзэн Хэйфмейстер, Анжела М. Чеснат. Классификацию мультимедийных технологий с точки зрения экспозиционно-выставочного аспекта предложила отечественная исследовательница В. В. Черненко.
Фундаментальные основы технологий социально-культурной деятельности заложены в научных трудах Г. Н. Новиковой, Е. И. Григорьевой, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова.
В качестве объекта исследования выступает сохранение культурного наследия музейно-выставочной деятельности.
Предметом исследования являются мультимедийные технологии социально-культурной деятельности.
Целью работы является определение роли мультимедийных технологий социально-культурной деятельности в процессе сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности г. Красноярска.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1. Выявить содержание и специфику понятия «культурное наследие»;
2. Определить основные особенности, формы и этапы сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности;
3. Определить понятие и характеристику мультимедийных технологий социально-культурной деятельности;
4. Разработать социально-культурный проект «КиберНаследие».
Методологические основы работы:
В основе данной работы лежат концепции социально-культурной деятельности Ю. Д. Красильникова и Т. Г. Киселевой, Н.Н. Ярошенко, Е. И. Григорьевой, концепции технологий социально -культурной деятельности Г. Н. Новиковой.
Содержание понятия культурного наследия и памятника как его части изучалось в рамках «ноосферной» теории В. И. Вернадского, рассматривающего эти явления как элементы биосферы, представленных непрерывной цепочкой исторических источников. Осмысление понятия культурного наследия также осуществлялось на основе системного подхода, предложенного А. А. Мазенковой.
На конкретно-научном уровне в основу исследования легли труды ученых, посвященные проблемам социально -культурной деятельности, социальной педагогики, теоретической и прикладной культурологии, связанным с приобщением человека к историко -культурному наследию (М. А. Ариарский, А. И. Арнольдов, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, Н. В. Серегин, A. B. Соколов, Ю. А. Стрельцов, Т. Т. Фисюк и др.).
Для решения поставленных задач и выявления оснований для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: междисциплинарный анализ и синтез научной и методической литературы по проблеме исследования; изучение нормативно-правовой документации; понятийно-терминологический анализ для раскрытия изучаемых понятий; контент-анализ научных статей в целях выявления проблемного поля сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности средствами мультимедийных технологий.
2. Эмпирические: проведение формализованного экспертного интервью; проведение социологического опроса.
3. Статистические: качественная обработка данных исследования; интерпретация полученных результатов.
В контексте данной темы нами предложено выдвинуть гипотезу: мультимедийные технологии социально-культурной деятельности играют значимую интерпретативную роль в сохранении культурного наследия музейно-выставочной деятельности г. Красноярска.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в изучении специфики сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности г. Красноярска, опыта применения мультимедийных технологий в этом процессе, а также в обозначении перспектив мультимедийных технологий в процессе сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения полученных в результате работы выводов, а также подготовке социально-культурного проекта.
Содержание работы:
Структура выпускной квалификационной работы определена целями и задачами работы, состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников, приложений. Объем дипломной работы — 133 страницы.
Проведенное исследование на тему «Сохранение культурного наследия музейно-выставочной деятельности г. Красноярска средствами мультимедийных технологий» позволяет сделать следующие выводы. В современных реалиях культурное наследие уже представляется не просто как набор артефактов, а как движущая сила общественного развития, как важный экономический и социально-политический ресурс, как стимулятор непрерывного изменения повседневной жизни человека. К основным признакам культурного наследия можно отнести уникальность, всеобщность, особая значимость для общества, возраст, аутентичность.
Наиболее важную роль в процессе сохранения культурного наследия играет музей и музейно-выставочная деятельность. Одной из самых значимых форм сохранения как материального, так и нематериального культурного наследия музейно-выставочной деятельности является актуализация, включение наследия в современную культуру через его интерпретацию.
Основными отличительными свойствами мультимедийных технологий являются виртуальность, аттрактивность и интерактивность. Благодаря этим свойствам мультимедийные технологии становятся особенно эффективным средством сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности, поскольку способны интерпретировать его. С помощью интерпретации культурное наследие становится более доступным, понятным, актуальным.
В рамках исследования было проведено экспертное интервью и социологический опрос. Был проведен контент-анализ научных публикаций. Выявлена область проблематики, включающая содержательную характеристику проблем. Определена потенциальная аудитория проекта с учетом содержательной характеристики выявленной проблематики. Результаты исследований были включены в обоснование замысла социокультурного проекта.
В результате исследования был разработан социокультурный проект, основанный на использовании мультимедийных технологий в сохранении культурного наследия музейно-выставочной деятельности г. Красноярска.
Таким образом, в ходе исследования были выполнены следующие задачи: выявлены содержание и специфика понятия «культурное наследие»; определены основные особенности, формы и этапы сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности; определены понятие и характеристика мультимедийных технологий социально-культурной деятельности; проанализирован социокультурный опыт сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности г. Красноярска посредством использования мультимедийных технологий социально¬культурной деятельности; разработан социально-культурный проект, направленный на решение выявленных в ходе исследования проблем. Цель исследования, проведенного в рамках выпускной квалификационной работы, была достигнута: определена роль мультимедийных технологий социально¬культурной деятельности в процессе сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности г. Красноярска. Гипотеза исследования, сформулированная следующим образом: «мультимедийные технологии социально-культурной деятельности играют значимую интерпретативную роль в сохранении культурного наследия музейно-выставочной деятельности г. Красноярска» была подтверждена.
Наиболее важную роль в процессе сохранения культурного наследия играет музей и музейно-выставочная деятельность. Одной из самых значимых форм сохранения как материального, так и нематериального культурного наследия музейно-выставочной деятельности является актуализация, включение наследия в современную культуру через его интерпретацию.
Основными отличительными свойствами мультимедийных технологий являются виртуальность, аттрактивность и интерактивность. Благодаря этим свойствам мультимедийные технологии становятся особенно эффективным средством сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности, поскольку способны интерпретировать его. С помощью интерпретации культурное наследие становится более доступным, понятным, актуальным.
В рамках исследования было проведено экспертное интервью и социологический опрос. Был проведен контент-анализ научных публикаций. Выявлена область проблематики, включающая содержательную характеристику проблем. Определена потенциальная аудитория проекта с учетом содержательной характеристики выявленной проблематики. Результаты исследований были включены в обоснование замысла социокультурного проекта.
В результате исследования был разработан социокультурный проект, основанный на использовании мультимедийных технологий в сохранении культурного наследия музейно-выставочной деятельности г. Красноярска.
Таким образом, в ходе исследования были выполнены следующие задачи: выявлены содержание и специфика понятия «культурное наследие»; определены основные особенности, формы и этапы сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности; определены понятие и характеристика мультимедийных технологий социально-культурной деятельности; проанализирован социокультурный опыт сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности г. Красноярска посредством использования мультимедийных технологий социально¬культурной деятельности; разработан социально-культурный проект, направленный на решение выявленных в ходе исследования проблем. Цель исследования, проведенного в рамках выпускной квалификационной работы, была достигнута: определена роль мультимедийных технологий социально¬культурной деятельности в процессе сохранения культурного наследия музейно-выставочной деятельности г. Красноярска. Гипотеза исследования, сформулированная следующим образом: «мультимедийные технологии социально-культурной деятельности играют значимую интерпретативную роль в сохранении культурного наследия музейно-выставочной деятельности г. Красноярска» была подтверждена.



