Введение 3
Глава 1. Анализ научных источников по проблеме исследования
1.1. Виды зависимостей нехимического происхождения. Факторы возникновения, симптомы и критерии диагностики 7
1.2. Технологические зависимости как формы аддиктивного
поведения 17
1.3. Возрастные, индивидуально-психологические и этнокультурные
аспекты нехимической зависимости 26
1.4. Определение фрустрации. Методы диагностики реагирования в
ситуациях фрустрации 33
Глава 2. Изучение особенностей реагирования в ситуациях фрустрации у лиц с разными видами нехимической зависимости
2.1. Описание процедуры и методов исследования 41
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 44
Выводы 58
Заключение 61
Список используемых источников 63
Приложение 68
Начало нынешнего столетия ознаменовано существенными качественными изменениями общества в связи с появлением и развитием новых технологий. Трансформация различных сфер общественной жизни, обусловленная влиянием технических средств, вызывает интерес и внимание исследователей из разных областей научного знания главным образом из-за неоднозначного воздействия и появления как позитивных, так и негативных социальных последствий.
К числу негативных социально-психологических последствий влияния технического прогресса относится так называемый феномен технологической зависимости, который является предметом научных дискуссий на протяжении последнего десятилетия.
Технологические зависимости относятся к нехимическим аддикциям, объектом которых становится поведенческий паттерн, а не психоактивные вещества. В западной литературе эти виды зависимости чаще обозначаются с использованием термина «поведенческие аддикции». Наиболее распространенными среди технологических зависимостей являются интернет-зависимость, телемания, зависимость от мобильного телефона и др.
В теоретической части работы представлен анализ этих форм аддиктивных расстройств, описывается их распространенность, фазы формирования и развития, а также возрастные и этнокультурные аспекты разных видов нехимической зависимости.
Проявлениями поведенческих аддикций являются частота и выраженность психосоматических нарушений, психопатологических симптомов, деструктивных тенденций и признаков личностной деформации.
Проблема поведенческих аддикций многогранна. Она касается не только физического и психологического здоровья людей, но также затрагивает и социальную сферу. Так, разные виды технологической зависимости отрывают человека от непосредственных контактов в обществе, возникают проблемы в семейной, образовательной и профессиональной среде. Как отмечает один из ведущих исследователей интернет-зависимого поведения К. Янг, степень зависимости определяется не количеством проведенного в виртуальном пространстве времени, а суммой потерь в реальной жизни [52].
Не смотря на широкий интерес к изучению аддиктивных форм поведения, многие из аспектов этого предмета изучения относятся либо к малоизученным, либо наполнены противоречивыми эмпирическими данными, затрудняющими поиск ответа на вопрос о способах коррекции и профилактике поведенческих аддикций.
Для профилактики и коррекции разных видов зависимости основным является вопрос механизма запуска аддикции. Особым фактором, оказывающим существенное влияние на поведение человека, является его личностный профиль, в структуру которого входит так называемый «фрустрационный профиль личности». При устойчивой деструктивной реакции на фрустрирующие ситуации, часто переживаемой неудовлетворенности результатами собственной деятельности или неудовлетворенности обстоятельствами жизни, увеличивая риск возникновения и развития поведенческих аддикций...
Технологические зависимости относятся к нехимическим аддикциям, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не психоактивные вещества. Наиболее распространенными среди технологических зависимостей являются интернет-зависимость, телемания, зависимость от онлайн игр и др.
Эти виды зависимости имеют разную степень распространенности в зависимости от возрастных, этнокультурных, профессиональных и других характеристик личности. Но общими для всех лиц с технологическими зависимостями являются психосоматические нарушения, деструктивные тенденции и признаки личностной деформации.
Проблема поведенческих аддикций многогранна. Она касается не только физического и психологического здоровья людей, но также затрагивает и социальную сферу.
Для профилактики и коррекции разных видов зависимости основным является вопрос механизма запуска аддикции. Особым фактором, оказывающим существенное влияние на поведение человека, является его личностный профиль, в структуру которого входит так называемый «фрустрационный профиль личности». При устойчивой деструктивной реакции на фрустрирующие ситуации, часто переживаемой неудовлетворенности результатами собственной деятельности или неудовлетворенности обстоятельствами жизни, увеличивая риск возникновения и развития поведенческих аддикций.
В реальной жизни, когда перед человеком возникает неожиданная преграда, он реагирует на неё в зависимости от своего функционального состояния и от величины и значимости преграждающего стимула. Если эти переменные величины будут находиться на среднем, не превышающем порог фрустрационной толерантности уровне, то индивид отреагирует в соответствии со сформированными у него эмоциональными стереотипами, которые выражаются в форме различных по направленности и типам фрустрационных реакций. У каждого человека какие-то из этих типов и направлений являются доминирующими, т.е. ему присущ определенный «профиль фрустрационных реакций».
В ходе исследования нами получены данные, указывающие на особенности реагирования лиц с разными технологическими зависимостями на ситуации фрустрации. Данные проведенного исследования могут использоваться для прогнозирования наиболее вероятного поведения в ситуациях фрустрации лиц с разными видами нехимической (технологической) зависимости, а также для профилактики и коррекции деструктивных форм поведения.
Результаты исследования могут быть использованы в работе педагога-психолога по профилактике поведенческих аддикций, в коррекционно-развивающей и консультативной деятельности с лицами подросткового и юношеского возраста.
1. Акопов А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности / А.Ю. Акопов. - СПб.: Речь, 2008. - 224 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
4. Асмолов А.Г. Психологическая модель Интернет-зависимости личности / Асмолов А.Г., Цветкова Н.А., Цветков А.В. // Мир психологии. - 2004. - № 1. - С. 179-192.
5. Бабаева Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 1998.-№1. -С. 89-100.
6. Бенедиктова А.В. Исследование интернет-аддикции и ее социально-психологической значимости в студенческих группах / А. В. Бенедиктова // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 5. - С. 228236.
7. Бурова В.А. Механизмы формирования интернет-аддикции / В.А. Буров, В.И. Есаулов // Материалы XIII съезда психиатров России.- М., 2000. - С. 290-291.
8. Бухановский А.О. Факторы предрасположения к патологическому гемблингу / А.О. Бухановский, В.А. Солдаткин, И.В. Баранова // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2008. - Т. 108, № 10. - С. 20-25.
9. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, №1. - С. 90-100. - (Психология и Интернет).
10. Говорухина М.Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности / М.Ю. Говорухина. - Екатеринбург, 2004. - 15 с.
11. Джолдыгулов Г.А., Гусманов Р.М., Шевченко Ю.С. К вопросу о механизмах формирования чрезмерной увлеченности компьютерными играми // Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация: Мат-лы Российской научно-практической конференции/ Под общ. ред. проф. А.В. Худякова. Иваново. 2005. - С. 111-112.
12. Егоров А.Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии // В кн.: Наркология и аддиктология. Сб. науч. тр./ Под. ред. проф. В.Д. Менделевича. - Казань: Школа. - 2004. - С. 80-88.
13. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.
14. Егоров А.Ю. Особенности личности подростков с интернет- зависимостью / А.Ю. Егоров, Н.А. Кузнецова, Е.А. Петрова // Вопросы психологического здоровья детей и подростков. - 2005. - №2. - С. 20-27.
15. Егоров А.Ю. Патологическое влечение к азартной игре как модель нехимической зависимости / А.Ю. Егоров // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2006. - Т. 106, № 5. - С. 63-70...54