Введение 5
1 Теоретические аспекты проблемы обогащения речи младших школьников 10
1.1 Психолого-педагогические и лингвометодические аспекты проблемы обогащения речи младших школьников 10
1.2. Особенности развития речи младших школьников 27
1.3. Современные методы и приёмы работы по обогащению речи
младших школьников 35
2. Моделирование программы по обогащению речи младших школьников посредством использования комплекса специальных аналитических упражнений 52
2.1. Программа диагностики уровня развития речи младших
школьников 52
2.2. Программа методики работы педагога, направленной на
обогащение речи младших школьников посредством аналитических упражнений 85
Заключение 111
Список использованных источников 113
Приложение
Актуальность. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.
Проблема методики развития речи учащихся рассматривается такими учеными, как М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова, М.Е. Соловейчик, М.Р. Львов и др.
Ученые отмечают, что одной из практических задач, которую предстоит сегодня решать каждому учителю начальных классов, является совершенствование урока русского языка с точки зрения его направленности на развитие речи школьников и обогащение его словарного запаса. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке, во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов.
Для успешного решения задачи учителю важно отчетливо представлять содержание работы по обогащению словарного запаса и способы организации обучения: приемы работы, виды соответствующих упражнений, адекватных содержанию и возрастным особенностям учащихся.
Объект исследования. Актуальное состояние речевого развития младших школьников (моделирование).
Предмет исследования. Использование комплекса специальных аналитических упражнений (моделирование).
Цель исследования. На основе анализа литературы разработать программу, направленную на обогащению речи младших школьников посредством применения аналитических упражнений (аналитических, аналитико-синтетических, синтетических).
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления актуального уровня речевого развития младших школьников.
3. На основе анализа литературы разработать программу использования комплекса специальных аналитических упражнений для обогащения речи младших школьников
Гипотеза. Мы предполагаем, что процесс обогащения речи младших школьников будет эффективным, если в работе с материалами ярусов языковой системы (фонологический, морфологический, лексический, синтаксический) будет использоваться комплекс специальных аналитических упражнений.
Теоретико-методологическая часть данного исследования основана на принципах теоретических положений выдающихся учёных-психофизиологов, исследователей-лингвистов и преподавателей-методистов, авторов учебных программ, посвятивших изучению вопроса функциональных особенностей языка и речи, обучению и развитию речи школьников свои фундаментальные труды. В исследовании выбор темы автора соблюдает принцип преемственности и перспективности. Изучен корпус научных исследований грамматических особенностей языка и развития речевых компетенций В. В. Виноградова, А. А. Реформаторского, Н. М. Шанского, Т. В. Черниговской, В. Л. Деглиной; были изучены концепции психофизиологических исследований таких авторов, как П.Я. Гальперина, Л. С. Выготский, Э. Г. Эриксон, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев, В. П. Глухов, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия; материалы данного исследования опираются на анализ методики преподавания в трудах А.В. Текучёва, М. Т. Баранова, А. И. Власенкова, Л.Ф. Климановой, Т. Г Рамзаевой, Е. А. Гордиенко, Е. Н. Никитиной, Т.И.Зиновьевой, О.Е.Курлыгиной, Л.С.Трегубовой. Проведён анализ статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ; ФГОС начального общего образования в редакции 2020 г.; Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для начальной школы (УМК «Школа России», «Планета знаний», «Перспектива», «Школа 2100», «Программа Занкова», «Начальная школа XXI века»). Изучено содержание рабочих Программ В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» нВ. П. Канакиной «Русский язык» (авторы В. П. Канакина и В. Г. Горецкий) по русскому языку ФГОС РФ 1-4 классов (реализация в 2017-2021гг.). Изучен и обобщён учебный, дидактический и методический потенциал, представленный в учебных пособиях Горецкого В.Г., Кирюшкина В.А., Виноградской Л.А. Проведён анализ рабочей программы предметной линии учебников системы «Перспектива» 1-4 классов по русскому языку Климановой Л.Ф., Бабушкиной ТВ.
Методы исследования.
- теоретические : анализ психолого-педагогической, лингвометодической литературы по теме исследования; формирование практических рекомендаций по теме исследования;
- эмпирические : моделирование эмпирического эксперимента, педагогическая диагностика методик обучения развитию речи на уроках русского языка по обучающей системе УМК «Школа России» 1-4 классы ( В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.); УМК Т.Г.Рамзаевой «Русский язык. 1-4 классы» и др.
Практическая ценность.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами педагогических специальностей для подготовки к семинарам, в процессе прохождения практики.
Структура научного исследования.
ВКР состоит из введения, в котором обоснована актуальность проблемы исследования, сформулирован методологический аппарат, обозначена практическая значимость; двух глав ( В первой рассматриваются теоретические положения по теме ВКР, анализируются лингвометодические и психолого-педагогические аспекты проблемы обогащения речи младших школьников, также освещаются особенности развития речи младших школьников, современные технологии и приёмы работы в этом направлении. Во второй главе описаны модели опытно-экспериментальной работы (выявление актуального уровня речевого развития; комплекс аналитических упражнений), направленной на обогащение речи младших школьников); заключения; выводов по данной работе, библиографического списка из источников научной, методической и учебной литературы и приложения (Приложение содержит задания и упражнения).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. В процессе работы над обогащением речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических и методологических основ формирования связной речи младших школьников.
2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приёмов работы по развитию речи.
3. Работа по развитию речи учащихся 1-4 классов на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника начальной школы. Эта работа развивает мышление учащегося, наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову. Развитие речи - это формирование языковых навыков ребёнка, освоения им приёмов речевого общения, что развивает механизмы языка и формирует языковые способности. Развитие речи происходит в определённый возрастной период, являющийся сензитивным для речевого становления.
Речевые механизмы складываются по-разному у разных людей, поскольку их формирование обусловлено психическими индивидуальными особенностями и спецификой физиологического развития отдельного индивида.
Данный механизм формируется в ходе речевого общения. Языковые способности человека отражают его речевые умения и навыки, которые сформировались на базе имеющихся врождённых данных.
Речевые навыки связаны с грамматически верным построением речи, правильной семантикой, произношением и интонацией речи. Если эти параметры освоены индивидом в совершенстве и, даже, доведены до автоматизма, то можно говорить о совершенных речевых действиях данного человека.
Языковые способности требуют дальнейшего развития, которое возможно в ходе построения коммуникативных связей ребёнка, при развитости его восприятия окружающего мира и его членов, способности адекватного реагирования на других людей, умение общаться и взаимодействовать в социуме.
Формирование словарного запаса ребёнка осуществляется на основе построения специальной методики, помогающей достичь целей и задач развития словаря и речи детей. Такая методика базируется на применении двух групп методов:
Методы умножения содержания словаря младшего школьника. К таким методам относятся мероприятия, включающие наблюдение детьми за различными объектами окружающего мира, чтение художественной литературы, словесные методы, применяемые педагогами и родителями.
Методы, ориентированные на формирование устойчивого словарного запаса и его активное практическое использование. К таким методам относятся разнообразные дидактические игры и выполнение упражнений. Дидактическая игра выступает эффективным методом словарной работы.
Игры ставят перед детьми задачи разной сложности, решить которые возможно посредством включения мыслительной деятельности, в ходе которой, ребенок повторяет известные ему слова, оперирует ими. Существует большое разнообразие дидактических игр. Их выбор зависит от конкретных подцелей и индивидуальных особенностей развития воспитанников.
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Начальная школа. - 2007. - №3. - С. 6 - 8.
2. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Начальная школа. - 2007. - №3. - С. 6 - 8.
3 Ахутина, Т.В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т.В. Ахутина. - Москва: Сфера, 2001. - 156 с.
4. Ахутина, Т.В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т.В. Ахутина. - Москва: Сфера, 2001. - 156 с.
5. Байгулова, Н. В. Педагогика. Введение в педагогическую деятельность : учеб.-метод. пособие / Н. В. Байгулова, Н. Л. Винниченко. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2013. - 92 с.
6. Баруздин С. «Как Алёшке учиться надоело»
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Москва:, 1968.
8. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения Изв. АПН РСФСР. 1995. № 73.
9. Бородич А. М. , Методика развития речи детей , Москва: Просвещение, 1981
10. Васильева, М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. - Москва: Педагогика, 2007. - 89с.
11. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. -Москва: Просвещение,1999.
12. Волкова Е.В. Ожогина А.В. Русский язык. Практикум. Всероссийская проверочная работа. ВПР 4 класс. -Москва. : Экзамен, 2019.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь. Под ред. Давыдова В.В. -М. Педагогика, 1982.-504с.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь. Под ред. Давыдова В.В. - Москва: Педагогика, 1982.-504с.
15. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Москва : Директ-Медиа, 2014. - 429 с.
16. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - Москва : Смысл, 2013. - 1136 с.
17. Гвоздев А.Н. Развитие речи в онтогенезе/ Вопросы изучения детской речи.-Москва: 1961.
18. Глухов В.П. Психолингвистика. Учебник и практикум.- Москва: Просвещение 2017.-216с.
19. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов. - Москва: Астрель, 2005.-351С.
20. Гордиенко Е.А. Методика развития русской речи младших школьников. -Житомир, 2008.
21. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма / Е. В. Гурьянов. - Москва: Дрофа. 2011. - 112 с.
22. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения Москва: Просвещение, 2011.
23. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. Москва: Просвещение, 2012. - 486 с.
24. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров.
- Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1989. - 128 с.
25. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. М., 2001. - 138 с.
26. Жинкин Н.П. Механизмы речи. - Москва: Издательство Академии педагогических наук, 1958.
27. Жарикова А.В. [www.allbest.ru]. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка. Курсовая работа.
28. Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению / В.Н. Зайцев. - Москва,
Просвещение, 1991. - 132 с. Это 28 теперь
29.3асобина Г. А. и др. Практикум по педагогике. Под. Ред. Н. В.
Савина. Москва: 1986 С. 112-113. Это 29 теперь
30. Земсков, А.И. Электронные библиотеки: Учебник для студентов вузов культуры и др. высших учебных заведений. -Москва: Либерия, 2008.
31. Иванникова диссертация
32. Изучение мотивации детей и подростков. Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. Москва: 1972.
33. Канакина В.П. Горецкий В.Г. и др. Общеобразовательная программа «Русский язык.1-4 классы».-Москва: Просвещение, 2019г.
34. Канакина В.П. Горецкий В.Г. и др. Сборник рабочих программ системы «Школа России»1-4 классы.//Пособие для учителей общеобразовательных организаций//-Москва: Просвещение, 2019 г.
35. Канакина В.П. Горецкий В.Г. и др. Русский язык.1 класс.
Система «Школа России». Учебник для общеобразовательных
организаций.- Москва : Просвещение, 2019г.
36. Канакина В.П. Горецкий В.Г. и др. Русский язык.2 класс.
Система «Школа России». Учебник для общеобразовательных
организаций.- Москва : Просвещение, 2019г.
37. Канакина В.П. Горецкий В.Г. и др. Русский язык.3 класс.
Система «Школа России». Учебник для общеобразовательных
организаций.- Москва : Просвещение, 2019г.
38. Канакина В.П. Горецкий В.Г. и др. Русский язык.4 класс.
Система «Школа России». Учебник для общеобразовательных
организаций.- Москва : Просвещение, 2019г.
39. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность.-
Москва: Эксмо-пресс, 2012.
40. Кобзарева, Л.Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция / Л.Г. Кобзарева, Е.В. Кузьмина. - Воронеж, 2000. - 96с.
41. Крылова О.Н. Русский язык. Практикум. Всероссийская проверочная работа. ВИР 1 класс.
42. Крылова О.Н. Русский язык. Практикум. Всероссийская
проверочная работа. ВПР 2 класс.
43. Крылова О.Н. Русский язык. Практикум. Всероссийская
проверочная работа. ВНР 3 класс.
44. Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи (Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка). -
Москва: Просвещение, 1970.-370С.
45. Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи (Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка). -
Москва: Просвещение, 1970.-370С.
46. Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи (Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка). -
Москва: Просвещение, 1970.-370С.
47. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - 5-е изд., стереотип. - Москва : Смысл : Академия, 2008. - 368 с.
48. Лепская, Н.П. Речевая стадия развития коммуникации ребенка / Н.И. Лепская // Возрастная психолингвистика : хрестоматия / сост.
К.Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2014. - С. 211-240..
49. «Лисичка-сестричка и волк». Сказка
50. «Лис Миккель и медведь Бамсе». Сказка
51 . Магомедова К. Методические приёмы обучения культуре речи
младших школьников./Научная статья/ Материалы 3-й Всероссийской
НПК с межд.уч. ДГУ, Махачкала,-2019.
52. Макарова Т. Е. Творческое развитие личности ребенка и
педагогическое диагностирование его уровня в образовательном
учреждении, Самара 2002.
53. Михеева Ю. Проектирование урока с позиции формирования
универсальных учебных действий. Учительская газета. Независимое
педагогическое издание. - 2012, № 7.
54. Медведев Г.П. Профессионально-этические основы социальной
работы.- Москва: Академия, 2015.-162с.
55. Методические приёмы обучения культуре речи младших
школьников
5б.Молокова И.С. [http://referati.info]/ Речевое развитие учащихся
на основе системного и функционального изучения лексики и
синтаксиса в 5 классе компенсирующего обучения и возрастной
нормы./Диссертация/.- Омск:-1998.
57. Назаров А.Н. Грамматический разбор и грамматическое
конструирование. Пенза, 1961.
58. Никитина Е.Н. Уроки русского языка в 5 классе.- Москва:
Просвещение, 2001.
59. Обухова А.Ф. Детская психология. - Москва, 1995.
60. Острикова Т.А. Орфография в школе: полувековой опыт обучения».-
Москва. Вербум, 2008.
61. Пермяк Е.Н. «Две пословицы»
62. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — Москва,
Знание, 1994
63. Плотникова С. В. Развитие словарного запаса ребенка: учеб.
пособие. пособие. 2-е изд. Москва, Флинта, НОУ ВПО "МИГУ" опубл.,
2013. 224 с.
64. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. под ред. А.А.Леонтьева. Москва: Мысль,2012. - 688 с.
65. Пудовкина Н.В. Агнонимы как средство обогащения
словарного запаса младших школьников [http://elibrary.ru]: Самарский
государственный социально-педагогический ун-т // «Известия
Самарского научного центра РАН». Сборник статей/ Т.21, №64, 2019г.-
Самара: ФГБУ науки Самарский федеральный исследовательский
центр РАН, 2019.- с.20-29
66. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др.
Программа. Русский язык. 5-9 классы / под ред. Разумовской М.М.,
Леканта П.А.
67. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др.
Программа. Русский язык. 5-9 классы / под ред. Разумовской М.М.,
Леканта П.А.
68. Реформаторский А.А. Введение в языковедение: учебное
пособие. -М.; Аспент-пресс, 1996.-198с.
69. Реформаторский А.А. Введение в языковедение: учебное
пособие. -М.; Аспент-пресс, 1996.-198с.
70. Реформаторский А.А. Введение в языковедение: учебное
пособие. -М.; Аспент-пресс, 1996.-198с.
71. Реформаторский А.А. Введение в языковедение: учебное
пособие. -М.; Аспент-пресс, 1996.-198с.
72. Реформаторский А.А. Введение в языковедение: учебное
пособие. -М.; Аспент-пресс, 199б.-198с.
73. Реформаторский А.А. Введение в языковедение: учебное
пособие. -М.; Аспент-пресс, 1996.-198с.
74. Речевое развитие учащихся на основе системного и
функционального изучения
75. Савенков А.И. Диагностика уровня сформированности навыков сформированности навыков исслед работы уч-ся
7б. Сапгир Г. «Рабочие руки»
77. Сидорчук Т.А. Королева Н.И. Диагностика уровня
сформированности
78. Сластенин В.А. Психология и педагогика. В 2-х частях.Часть
1. Учебник.-Москва:Юрайт. 2017.-260с.
79. ТекучёвА.В. Очерки по методике обучения русскому языку./ автор пояснений Костомаров В.Г./-М. Педагогика.1980.-230с.
80. ТекучёвА.В. Очерки по методике обучения русскому языку./ автор пояснений Костомаров В.Г./-М. Педагогика.1980.-230с.
81. Текучёв А.В. Методика русского языка.// А.И.Власенков. Вопросы методики орфографии в трудах академика АПН СССР
А.В.Текучёва // Русский язык. Первое сентября №23/2003.
82. Уварова Р.П. Школьная педагогика с основами методик воспитания и обучения.-Спб: Питер, 2015,-434с.
83. Ушинский К.Д. «Плутишка-кот».
84. ФГОС НОО. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373
(ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»+
85. Хуторской, А.В. Концепция Научной школы человекосообразного образования / А.В. Хуторской. — М.: Эйдос, 2015.
— 24 с.
8б.Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г.А.
Цукерман. - М., 2009. - 123 с.
87. Шанский Н.М. Современный русский язык: учебник для студентов педагогических институтов.-М.: Просвещение, 1987.-192с.
88. Шевцова Е.А. Формирование универсальных учебных действий / Шевцова Е.А. // Начальное образование. - 2013. - № 3. - С. 12-17
89. Шевцова, Е.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников / Е.А. Шевцова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - № 2. - С. 28-32.
90. Шкуро М.Э. Использование текстов художественных
произведений при формировании универсальных учебных действий /
М.Э. Шкуро // Начальная школа. - 2013. - № 7. - С. 18-20.
91 Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Психология обучения младшего школьника. М.: НПОМОДЭК, 201б