Реферат 2
Введение 3
Глава 1 Российский несырьевой неэнергетический экспорт 6
1.1 Структура несырьевого неэнергетического экспорта России 6
1.2 Место несырьевого неэнергетического экспорта в российском
экспорте 22
Глава 2 Перспективность зарубежных рынков для несырьевого неэнергетического экспорта России 29
2.1 Методика определения рейтинга привлекательности стран для несырьевого неэнергетического экспорта России 29
2.2 Рейтинг привлекательности стран для несырьевого
неэнергетического экспорта России 39
Глава 3 Состояние и перспективы развития несырьевого неэнергетического экспорта России 49
3.1 Современное состояние несырьевого неэнергетического экспорта
России 49
3.2 Проблемы и перспективы развития несырьевого неэнергетического
экспорта 61
Заключение 75
Список использованных источников 80
Приложение А 92
Важность внешнеторговых отношений для экономики государства трудно переоценить. Являясь поставщиком товаров и услуг на международный рынок, страна демонстрирует всему миру свои возможности, показывает себя, как надежного партнера, с которым можно выстраивать долгосрочные доверительные отношения.
Одним из приоритетных направлений экспорта является развитие и увеличение несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) как один из источников роста экономики России.
Последние годы показали высокую социально-экономическую зависимость России от цен мирового рынка сырья и санкционных действий в отношении российских компаний производителей. В то же время рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров является стратегической задачей развития России согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.».
В 2021 г. доля несырьевого неэнергетического экспорта в российском экспорте в денежном выражении составила 39 %, что меньше показателя 2020 г. на 3 п. п. в то время, как в абсолютном выражение ННЭ вырос более чем на 50 млрд долл. США. Остается актуальной задача, поставленная еще в 2018 г. майским указом Президента РФ увеличения объема несырьевого неэнергетического экспорта Российской Федерации до 250 млрд долл. США в 2024 г., так как необходимым элементом роста национальной экономики в современных реалиях является развитие несырьевого производства и увеличение удельного веса несырьевого экспорта в общем объеме поставок на мировой рынок.
Проблематика развития экспортного потенциала Российской Федерации, включая его несырьевую составляющую, исследуется во все возрастающем количестве работ. Многие авторы отмечают неблагоприятные условия и проблемы российского экспорта и внешнеэкономической деятельности в целом. Р М. Шафиев, А. А. Изюмова, З. В. Статко, Н. С. Тереничева обращают внимание на избыточную 3
зависимость российской экономики от экспорта энергоносителей, обосновывая необходимость диверсификации и опережающего роста несырьевого сектора тем, что Россия имеет сложные отношения с ключевым партнером - Европейским союзом [110]. В. Фальцман полагает, что в экономике России наблюдается кризис ВЭД, который он также связывает со значительным падением цен на нефть и введением санкций [104; 36, с. 32-33]...
Обобщение результатов проведенной работы позволяет сделать следующие выводы:
1 Рассмотрена структура несырьевого неэнергетического экспорта России.
Несырьевой экспорт - один из немногих процессов, которые протекают во внешнеэкономической деятельности и включает в себя вывоз продукции за пределы государства, где, в дальнейшем, эту продукцию переработают [52, с. 90].
Классификация несырьевых товаров базируется на методике национального проекта «Международная кооперация и экспорт», с учетом разработок РЭЦ на основе российского и зарубежного опыта подобных классификаций.
Структура ННЭ включает в себя 5 отраслей:
- агропромышленный комплекс (АПК) - это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, производящих, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и доводящих её до потребителя;
- машиностроение - это отрасль промышленности, занимающаяся проектированием, изготовлением и обслуживанием машин и оборудования;
- металлургия - это промышленная отрасль по производству и обработке металлов;
- химическая промышленность - отрасль промышленности, включающая в себя производство продукции из углеводородного, минерального и другого сырья путём его химической переработки;
- лесопромышленный комплекс (ЛПК) - совокупность лесообрабатывающих предприятий, включающих в себя вырубку и переработку леса.
2 Определено место несырьевого неэнергетического экспорта в российском экспорте.
Развитие несырьевого неэнергетического экспорта направлено на диверсификацию экономики и сокращение доли сырьевого экспорта.
Поддержка экспорта входит в число стратегических задач государства и включает комплекс финансовых и нефинансовых (информационных, 75
консультационных, организационных и т п.) мер, механизмов и инструментов, направленных на:
- повышение конкурентоспособности национальных экспортеров и их коммерческих предложений,
- снижение расходов предпринимателей по освоению внешних рынков и осуществлению экспортных операций.
3 Выделены перспективные страны для несырьевого неэнергетического экспорта на основе методики определения рейтинга привлекательности стран.
Рейтинг перспективности стран для экспорта - уникальная разработка РЭЦ, созданная для ориентировки бизнеса и государственных структур в географии потенциальных возможностей развития несырьевого неэнергетического экспорта.
Основными учитываемыми параметрами являются:
- экспорт России;
- импорт;
- преференциальные партнеры;
- таможенный тариф;
- комплементарность торговли;
- транспортная доступность.
Общеэкономический компонент рассчитывается как средний рейтинг по 5 параметрам: простота импорта (Doing Business), прогноз ВВП (МВФ), прогноз импорта (МВФ), прирост ВВП (МВФ), нетарифные ограничения (ВТО).
Специфические отраслевые компоненты для каждой отрасли:
- АПК - рост населения, достаточность сельхозпроизводства, транспортная доступность;
- машиностроение - рост ВВП на душу;
- металлургия - рост потребления стали, транспортная доступность (с коэффициентом 0,8);
- химическая промышленность - транспортная доступность (с коэффициентом 0,5);
- ИНК - обеспеченность древесиной, транспортная доступность.
По результатам расчета общего рейтинга наиболее высокие позиции имеют Узбекистан (3,617), Казахстан (3,584), Китай (3,556), Белоруссия (3,533), Азербайджан (3,189), США (3,173), Таджикистан (3,1), Турция (3,093) и Армения (3,077).
Аутсайдерами стали Зимбабве (1,17), Лаос (1,289), Замбия (1,343), Камерун (1,377), Намибия (1,385), Конго (1,45), Уругвай (1,458), Боливия (1,475) и Никарагуа (1,478).
4 Проведен анализ современного состояния несырьевого неэнергетического экспорта.
В товарной структуре НЭЭ на начало 2022 г. наибольший удельный вес приходится на: металлопродукцию (41,6 %), химической промышленности (24,1 %), АПК (13,9 %), продукцию машиностроительного комплекса (11,9 %) и
лесобумажные товары (8,5 %).
По методологии оценки несырьевого экспорта Российский экспортный центр классифицирует все товарные позиции на три группы по степени технологических переделов (нижних, средних и верхних).
С 2018 г. идет сокращение доли продукции верхних переделов (с 32 до 25 %) при одновременном увеличении удельного веса товаров нижних переделов (с 45 до 51 %) и средних переделов (с 23 до 24 %). В I 2022 г. доля ННЭ нижних переделов увеличилась до 51 %, а верхних, наоборот, уменьшилась до 25 % за счет
опережающего роста экспорта продукции средних переделов (+ 4 % по сравнению с 2020 г.).
Экспорт по отдельным статьям продукции АПК вырос. Например, экспорт зерновые культур вырос в 1,8 раз, экспорт кукурузы вырос в 2,1 раза до 6 млн т. Также появились новые рынки сбыта - Саудовская Аравия, Катар Марокко, Малайзия и Гонконг.
В первом полугодии 2023 г. металлургическое производство выросло преимущественно за счет увеличения внутреннего спроса, тогда как поставки металлов за рубеж существенно сократились. Чтобы компенсировать эти потери
российские металлурги попытались переориентировать торговые потоки в другие страны и прежде всего в Китай, но полной компенсации достичь не удалось.
До 2022 г. химпром был одной из наиболее динамичных отраслей российской промышленности. За десятилетний период с 2011 по 2021 гг. - рост производства в отрасли составил почти 80 %, а среднегодовой темп роста за этот период - 5,5 %. Снижение производства, как и во многих других промышленных отраслях, произошло вследствие нарушения логистических цепочек, из-за чего возникли трудности с экспортными поставками химической продукции.
Несмотря на существенное сужение каналов сбыта российской лесопродукции за последний год, Россия остается частью мирового рынка ИНК.
Машиностроительный комплекс довольно быстро восстановил положительную динамику после глубокого спада, зафиксированного в 2022 г. Но итогам 2022 г. объем производства в отрасли снизился по сравнению с 2021 г. на 8,6 %, что стало худшим показателем за несколько последних лет.
5 Рассмотрены риски и перспективы несырьевого неэнергетического экспорта в условиях санкционных ограничений.
На сегодняшний день Россия - страна, в отношении которой наложено наибольшее количество санкций, начиная с февраля 2022 г., а именно 18 772.
Но данным ФТС России, российский экспорт за 2022 г. составил около 592 млрд долл. США, прирост в абсолютном выражении объема экспорта в 2022 г. в сравнении с показателем предыдущего года составил более 98 млрд долл. США.
В условиях санкционного противостояния во внешней торговле России заметно снизилась роль западных стран, прежде всего Европы.
Доля европейских государств во внешнеторговом обороте РФ упала с 50-51 % в первой половине 2010-х гг. до 40-41 % в 2020-2021 гг. Фактически оказались заморожены многие форматы и механизмы торгово-экономического сотрудничества России с Западом.
В результате обострения военно-политической ситуации на Украине, санкций
и взаимных ограничений уменьшилась роль Украины как делового партнера РФ, втом числе ее доля в товарообороте снизилась с 5-6 % в досанкционных 2010-201378
гг. до менее 1,6 % в 2021 г., а сама страна переместилась с 4-5 места в рейтинге торговых партнеров РФ на 16.
Подводя итог исследования, можно сказать, что несырьевой неэнергетический экспорт России таит в себе колоссальный стратегический и экономический потенциал. В этой связи со стороны России требуется осуществление мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры и углубление диверсификации ННЭ.
Таким образом, основной прирост ННЭ при определенных условиях может быть достигнут на традиционном для России направлении - СНГ и на быстро развивающемся направлении - Азиатско-Тихоокеанском регионе. Значительными перспективами обладают Европа и Ближний Восток. На Африканском континенте наиболее перспективны поставки в Северную Африку, существует также значительный потенциал в части поставок в Латинскую Америку.
1 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 11.04.2017. URL:
http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/Pages/codex.aspx. (дата обращения:
10.04.2023).
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. - 4 июля.
3 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31, ч. 1, ст. 3824.
4 Налоговый кодекс Российской Федерации от 05 августа 2000 г. № 117- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32, ч. 2, ст. 3340.
5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.
6 О таможенном регулировании : федер. закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 48, ст. 6252.
7 О развитии сельского хозяйства : федер. закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ // Российская газета. - 2007. - 11 января.
8 О крестьянском (фермерском) хозяйстве : федер. закон Российской Федерации от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 24, ст. 2249.
9 О валютном регулировании и валютном контроле : федер. Закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50, ст. 4859.
10 О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров : федер. закон Российской Федерации от 08 декабря 2003 г. № 165-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50, ст. 4851.
11 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : федер. закон Российской Федерации от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50, ст. 4850
12 О техническом регулировании : федер. закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 52, ст. 5140.
13 О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации : федер. закон от 04 января 1999 г. № 4-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 2, ст. 231.
14 Об экспортном контроле : федер. закон Российской Федерации от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 30, ст. 3774.
15 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 474...114