ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Цель, задачи и содержаниепатриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Проектная деятельность как средство реализации патриотического
воспитания дошкольников в ДОО и ее влияние на воспитание основ патриотизма 26
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня сформированности патриотических чувств удетей
старшего дошкольного возраста 35
2.2. Содержание работы по использованию проектной деятельности в
процессе патриотического воспитания старших дошкольников 41
2.3. Анализ результатов использования проектной деятельности как
средства патриотического воспитания в старшей группе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.
Темалюбви к отечеству,роднойземлерассматриваласьв
педагогическомнаследииК.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Проблема патриотического воспитаниядетейдошкольноговозрастанашла своеотражение в исследованиях Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, Л.И. Беляевой, Э.К. Сусловой, Е.С. Никоновой и др. [1, с. 234].
Основы патриотического воспитания отражены в современных программах: «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Из детства - в отрочество», «Наследие».Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у детей любви к Родине, преданности своему Отечеству [26, с.5].
Организации дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на наш взгляд, является метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям в работе дошкольных учреждений...
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Это - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребенок приобретает первые жизненные ориентиры. Исследования психологов доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры.
В процессе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Прежде всего, это связано с реализацией исследовательских и творческих проектов. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, с его народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
В первой главе нашей работы была изучена проблема патриотического воспитания детей в старшем дошкольном возрасте.Организации дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего Отечества.
В процессе исследовательской деятельности было выявлено, что одним из эффективных средств патриотического воспитания является проект,так как он основывается на интересах детей и предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов
деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной,
целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОО помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Вторая глава нашего исследования посвящена экспериментальной работе по использованию проектной деятельности в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, которая была проведена на базе МБДОУ Детский сад №111 г. Пензы «Олененок». В диагностике участвовали дети старшей группы (25 человек)...
1. Акимова Е.С. Проблема патриотического воспитания в
современных программах и пособиях дошкольного воспитания. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //nsportal .ru/detskiy-
sad/raznoe/2014/10/03/problema-patrioticheskogo-vospitaniya-v-sovremennykh- programmakh-i
2. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 212 с.
3. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. // Управление ДОУ. - 2005. - №1. - С.16-24.
4. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. - М.: Аркти, 2005. - 160 с.
5. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007. - 140 с.
6. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ- М.: Творческий центр Сфера, 2008. - 175 с.
7. Ватаман В.П. Воспитание детей натрадицияхнародной культуры - Волгоград: Учитель, 2008. - 436 с.
8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 112 с.
9. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. - СПб.:Детство- пресс, 2010. - 192 с.
10. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. / Н.А. Виноградова Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
11. Вороненко А.Г. Патриотическое воспитание в России. //
Педагогические науки. - 2006. - № 5. - С. 12-19.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1996 - 98 с.
13. Гасанов З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания. // Педагогика. - 2005. - №6. - С. 59-63.
14. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». - [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/
15. Горбунов В.С. Педагогический алгоритм в системе патриотического воспитания. // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №2. - C. 38-41...47