Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей психологического благополучия подростков, занимающихся танцами 8
1.1. Исследование психологического благополучия как
психологического феномена 8
1.2. Проблема психологического благополучия в современных
психологических исследованиях 16
1.3. Психологическое благополучие и его возрастные особенности у
подростков 14-16 лет 24
1.4. Влияние активности субъекта на психологическое
благополучие 28
1.5. Ресурсы психологического благополучия подростков 32
1.6. Потенциал танца в формировании ресурсов психологического
благополучия 40
Выводы по главе 1 47
Глава 2. Глава 2. Организация и методы исследования психологического благополучия подростков, занимающихся танцами 50
2.1. Цель, задачи и этапы эмпирического исследования
психологического благополучия подростков, занимающихся танцами 50
2.2. Характеристика объекта и базы исследования 51
2.3. Методы эмпирического исследования психологического
благополучия подростков, занимающихся и не занимающихся танцами 52
2.4. Сравнительный анализ уровня психологического благополучия
подростков, занимающихся и не занимающихся танцами 54
Выводы 75
Заключение 77
Список используемых источников 81
Приложение 86
Развитие психологии неопровержимо доказывает тот факт, что в современном обществе пришло осознание необходимости формирования и поддержания психологического благополучия личности. По своему значению, психологическое благополучие - это «субъективное самоощущение целостности и осмысленности индивидом своего бытия». [39, с.172] От психологического благополучия зависит удовлетворенность жизнью, ощущение счастья. Само же психологическое благополучие зависит от многих внешних и внутренних факторов. Психологическое благополучие личности зависит от позитивного отношения человека к своей жизни, развития своего потенциала, умения строить взаимоотношения, от материального обеспечения, положительных эмоций, ощущения счастья, удовлетворенности жизнью, личностных качеств и др. Все перечисленные факторы оказывают определенное влияние на психологическое благополучие личности. На эмоциональное состояние человека и, как следствие, на уровень его психологического благополучия может положительно влиять творческая деятельность, а именно, танцы. Важными задачами нашей работы являются сбор теоретических данных о понятии психологического благополучия, исследование и анализ результатов уровня психологического благополучия подростков, занимающихся и не занимающихся танцами.
В нашей исследовательской работе о влиянии занятий танцами на психологическое благополучие особое внимание следует уделить подростковому возрасту, так как именно в этом возрасте у человека происходят значительные изменения в мышлении, характере, восприятии окружающего мира. В таком непростом жизненном периоде у подростка присутствуют определенные параметры, влияющие на ощущение эмоционального комфорта, счастья, которые не всегда схожи с теми же параметрами в других возрастных категориях.
Период подросткового возраста представляет собой период взросления, отличающийся интенсивными психологическими изменениями, а также физиологической перестройкой организма. Э. Эриксон в своей концепции описывает подростковый возраст как ключевой в развитии эго-идентичности. В это время у подростка формируется свой личный взгляд на мир, стремление к самостоятельности, обособленности. Многие подростки стараются выделить себя как особенную личность, формируют свою индивидуальность. При этом, в негативных случаях, в попытках отстоять свою точку зрения и проявить себя как личность подростки могут закрыться от окружающего мира, не выстраивать взаимоотношения с другими людьми, вступать в споры, конфликты. Следует отметить, что именно подростковый возраст является одним из самых сложных периодов, где подростку предстоит получить новый опыт, научиться взаимодействовать с окружающими, выстраивать свою систему ценностей и уметь управлять собой. Помимо этого, подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Иногда этот период может сопровождаться депрессией и суицидальными наклонностями, основанием для которых может быть ощущение неблагополучия, причины которого могут быть самыми различными: от плохих оценок в школе или недовольства собой до серьезных проблем с окружающими, потери смысла жизни.
Психологическое благополучие подростков служит необходимым условием сохранения их психического и физического здоровья; влияет на поступки, уровень самопринятия и степень удовлетворенности жизнью.
Актуальность исследования обусловлена тем, что подростковый возраст является самым непредсказуемым и вместе с этим ответственным периодом в формировании личности: физиологические и психологические изменения, влияние окружения, образ жизни, стремление к самовыражению. Состояние психологического благополучия в это время является ключевым фактором, влияющим на удовлетворенность жизнью, психологическое и физическое здоровье человека. Многие подростки сталкиваются с трудностями на этапе взросления, от мелких неурядиц и конфликтов в семье и другом окружении до потери смысла жизни. Творческие кружки могут положительно повлиять на подростков, создавать благоприятные условия для саморазвития, самовыражения, новых целей в жизни, лучшего эмоционального и физического состояния. Мы решили изучить, действительно ли занятия танцами оказывают влияние на психологическое благополучие подростков.
Целью работы является выявление характера воздействия занятий танцами на психологическое благополучие подростков для использования результатов исследования в психологическом консультировании...
Психологическое благополучие подростков является необходимым условием сохранения их психологического здоровья, достижения высоких результатов обучения, воспитания и развития.
Целью работы являлось выявление характера воздействия занятия танцами на психологическое благополучие подростков.
В ходе исследования был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам психологического благополучия. На основании обзора теоретических исследований можно сделать вывод, что психологическое благополучие - это интегративное и значимое переживание, оказывающее постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека. Выделяют два компонента психологического благополучия - эмоциональный (позитивные или негативные чувства, которые человек испытывает по отношению к своей жизни) и когнитивный, который часто обозначают как удовлетворенность жизнью (отражает рациональную оценку собственной жизненной ситуации). Актуальность современных психологических исследований по проблеме психологического благополучия обусловлена, с одной стороны, повышением интереса современных специалистов к проблеме психологического благополучия, с другой - присутствием ряда сложностей при исследовании данного феномена, как при изучении теоретических аспектов проблематики, так и при построении и реализации эмпирического исследования.
Рассмотрев особенности подростковой психологии, влияние активности на психологическое благополучие и ресурсы субъективного психологического благополучия подростков можно утверждать, что танец обладает большим потенциалом в формировании психологического благополучия подростков.
На основании проведенного теоретического обзора было определено, что в качестве показателей психологического благополучия наиболее актуальными для подростковой среды являются такие показатели, как осмысленность жизни и удовлетворенность ею в настоящем и прошлом, наличие определенных целей, уверенность в своих силах, умение контролировать события собственной жизни; то есть все то, что позволяет воспринимать процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом опыт. Именно на определение данных показателей, составляющих психологическое благополучие подростков, было направлено наше исследование.
В нашей работе были рассмотрены психологические характеристики подростков, как особой социальной и возрастной группы. Главное отличие заключается в том, что в этом возрасте человек начинает осознанно оценивать себя и свое отношение с другими людьми, выстраивать близкие контакты с окружающими, актуальным становится вопрос профессионального и личностного самоопределения. Подростковый период от 14 до 16 лет именуется этапом личностно-профессионального самоопределения и является наиболее сложным в жизни. Данному периоду свойственны новообразования, которые определяют их психологическое благополучие. В частности, это переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей, одноклассников и сверстников; формирование навыков социального взаимодействия; принадлежность к группе сверстников и при этом желание обособленности, то есть наличия своего личного пространства и пр.
Ресурсы представляют собой систему способностей к устранению противоречий личности с жизненной средой через совокупность ценностей и смыслов жизни человека, которые определяют направленность и создают основу для самореализации. Выявленные психологические ресурсы, являющиеся условием, необходимым для поддержания психологического благополучия подростков, позволяют уточнить направления деятельности и содержание психолого-педагогических мероприятий, направленных на сопровождение подростков. Правильное обращение с ресурсами: накопление, распределение, восстановление, трансформация и перераспределение, помогает подросткам успешно адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Занятия танцами могут служить одним из источников формирования ресурсов психологического благополучия. Движения в танце несут смысловую психологическую нагрузку. Во время танца человек раскрепощается, снимает не только физические, но и психологические зажимы.
На основании проведенного теоретического исследования было определено, что в качестве показателей благополучия наиболее актуальными для подростковой среды являются такие показатели, как осмысленность жизни и удовлетворенность ею в настоящем и прошлом, наличие определенных целей, уверенность в своих силах, умение контролировать события собственной жизни, то есть все то, что позволяет воспринимать процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Именно на определение данных показателей, составляющих благополучие подростков, было направлено эмпирическое исследование данной работы.
Было проведено эмпирическое исследование уровня психологического благополучия подростков, занимающихся и не занимающихся танцами.
Диагностика уровня психологического благополучия подростков проводилась по методике К. Рифф «Шкала психологического благополучия» в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко. В исследование приняли участие 15 подростков, занимающихся танцами и 15 подростков, не занимающихся танцами. Возрастная категория 14-16 лет. Общее количество опрошенных составило 30 человек...
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (в ред. от 02.07.2021 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 18. - Ст. 3058.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
3. Авдулова Т. Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков: монография. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 132 c.
4. Айхорн А. Трудный подросток. - М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс,
2017. - 304 с.
5. Аксюта М., Сандлер Т. Почему одни подростки трудны, а другие - нет. Воспитание с помощью окружения. - М.: В Круге, 2018. - 360 с.
6. Алмакаева А.М. Субъективное качество жизни: основные проблемы исследования // Вестник. - 2019. - № 5. - С. 22-23.
7. Аргайл М. Психология счастья. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2018. - 324 с.
8. Ахметова О.А., Слободская Е.Р. Стабильность и динамика личностных особенностей в подростковом возрасте // Вопросы психологии - 2016 - № 2 - С. 44-53.
9. Базылевич Т.Ф. Психология высших достижений личности: монография. - М.: Инфра-М, 2018. - 251 с.
10. Баксанский О.Е., Самойлова В.М. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: Аффективная сфера личности и психология общения. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 с.
11. Барсукова О.В., Павлова Т.В., Тушнова Ю.А. Психология личности: определения, схемы, таблицы. - Ростов-н/Д: Феникс, 2019. - 240 c.
12. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2013. - Т. 6. - № 4. - С. 4-14.
13. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. - М.: Союз, 2019. - 160 с.
14. Божович Л.И. Проблемы формирования личности - М.: ДиректМедиа, 2008. - 612 с.
15. Бондарева М.Ю., Ткач Е.Н. Особенности переживания субъективного благополучия в подростковом возрасте // Вестник ПСТГУ, 2014. - №3(34) - С. 97-109...57