Только Word
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА I Умственная работоспособность младших школьников как психолого-педагогическое явление
1.1. Сущность понятия «умственная работоспособность». Причины ее снижения у младших школьников…………………………………….....
8
1.2. Особенности умственной работоспособности современных младших школьников………………………………………………………..
14
1.3. Способы поддержания умственной работоспособности в учебном процессе начальной школы……………………………………………......
20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………………………………….
33
ГЛАВА II Актуальное состояние умственной работоспособности младших школьников в учебном процессе
2.1.Методика проведения констатирующего эксперимента по выявлению актуального состояния умственной работоспособности учащихся второго класса сельской школы………………………...………
36
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их анализ……………
43
2.3. Описание комплекса специальных заданий и упражнений «Умники и умницы» для повышения уровня умственной работоспособности младших школьников………………................…………………………....
50
2.3.1.Методические рекомендации родителям по улучшению умственной работоспособности младших школьников……………...……
66
2.3.2.Методические рекомендации учителю по улучшению умственной работоспособности младших школьников…………………………………
Среди задач воспитания, стоящих перед современной школой, важная роль принадлежит умственному воспитанию учащихся. Обучение является его важнейшим средством [3]. Успешность умственного воспитания в процессе обучения зависит от множества факторов: содержания учебного материала, организации интеллектуального труда младших школьников, отношений между всеми компонентами учебной деятельности.
Под умственным воспитанием подразумевается целенаправленный организованный процесс развития умственных сил и мышления учащихся, формирование культуры умственного труда, вооружение школьников знаниями основ наук, а также формирование научного мировоззрения и национального самосознания, развитие умственных сил и способностей, овладение мыслительными операциями. Все это возможно при условии, что умственная работоспособность каждого отдельного ученика находится преимущественно на высоком уровне. Но, безусловно, не все школьники имеют высокий уровень, что отражается на их успеваемости [6].
Известно, что уровень работоспособности, в том числе и умственной, напрямую зависит от состояния здоровья, самочувствия школьника, функционирования его сердечнососудистой, нервной и др. систем.
Актуальность проблемы исследования обусловлена: ухудшением физической и умственной работоспособности младших школьников в связи с возрастающей учебной нагрузкой в образовательных учреждениях инновационного типа; практическим отсутствием научно – обоснованных педагогических рекомендаций по использованию игровых упражнений для развития физической и умственной работоспособности младших школьников, их включения в учебный процесс начальной школы.
По данным Института возрастной физиологии РАО, по всей России в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера (импульсивны, эмоционально неустойчивы), но уже к концу первого класса их число увеличится до 60 - 70%.. Наиболее распространенные среди них - раздражительность и головные боли, сонливое состояние, невозможность сосредоточиться. Особенно низкая работоспособность отмечена у детей, страдающих заболеваниями головного мозга вследствие родовых травм; снижение работоспособности школьников отмечается и при любом соматическом заболевании, а также в период выздоровления.
Основные болезни учащихся – это нарушение зрения и осанки, гастриты и неврозы, травмы, респираторные и кишечные инфекционные заболевания. Четверть младших школьников страдает ожирением, десятая часть – недобором веса.
Кроме того, в современных школах по всему Красноярскому краю обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - 40% от общего числа учащихся в классе. Это могут быть как дети с расстройством поведения и общения, с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с речевыми дисфункциями, с изменениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с отсталостью умственного развития или с комплексными нарушениями.
У каждого особенного ребенка умственная работоспособность, как правило, снижена. Например, у детей с расстройством поведения умственная работоспособность включает в себя и особенности нейродинамических характеристик деятельности (особенности памяти и внимания), в значительной степени зависит от структуры и степени тяжести психического дефекта. В связи с этим изучение умственной работоспособности и поиск путей повышения ее уровня требует комплексного подхода. К каждой классификации детей с ОВЗ необходим свой подход с точки зрения развития и поддержания умственной работоспособности.
За годы обучения в школе в 3-4 раза возрастает число нарушений зрения и осанки. Велико сегодня и число физически ослабленных и часто болеющих детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....
В связи с возрастающей учебной нагрузкой в образовательных учреждениях инновационного типа; с ухудшением физической и умственной работоспособности современных младших школьников и практическим отсутствием научно – обоснованных педагогических рекомендаций по использованию игровых упражнений для развития физической и умственной работоспособности младших школьников, тема исследования актуальна.
Основные болезни учащихся – это нарушение зрения и осанки, гастриты и неврозы, травмы, респираторные и кишечные инфекционные заболевания. Четверть младших школьников страдает ожирением, десятая часть – недобором веса. Школьники, ведущие малоподвижный образ жизни, низкий уровень физического развития и слабую физическую подготовленность, как правило, имеют и сниженные показатели умственной и физической работоспособности.
Нами был изучен уровень умственной работоспособности младших школьников. В ходе констатирующего эксперимента мы измеряли объем и продуктивность выполняемой работы, а также - скорость наступления утомления. По результатам среза было выявлено, что умственная работоспособность учеников 3 го класса сельской школы находится преимущественно на низком и среднем уровнях.
Переключение с умственной работы на физическую позволяет, во-первых, сохранять и улучшать деятельность организма в целом, во-вторых, совершенствовать умственную работоспособность. Чередование работы и отдыха является важным условием плодотворной интеллектуальной деятельности. Наиболее эффективной формой отдыха считается отдых активный.
Проведение констатирующего эксперимента по поставленной проблеме привело нас к необходимости разработать программу «Умники и умницы». Внеурочная форма позволяет проводить занятия в творческой, интересной и непривычной для учащихся форме, уделить большее время на отработку навыка увеличения объѐма выполненной работы, снижения наступления утомления и повышения продуктивности. Мы разработали программу занятий кружка «Умники и умницы», направленную на повышение уровня умственной работоспособности младших школьников в ходе выполнения заданий в рамках программы внеурочной деятельности на материале УМК «Школа России» (2 класс).
Программа состоит из нескольких комплексов упражнений:
1. Комплекс упражнений, направленный на восприятие учеником достаточного объѐма последующей информации.
2. Комплекс упражнений, направленный на снижение скорости наступления утомления.
3. Комплекс упражнений, направленный на повышение продуктивности выполнения последующих заданий.
Рабочая программа построена на дополнении и углублении базовых программ дисциплин начальной школы. Работа по повышению умственной работоспособности возможна не только на внеурочных занятиях, но и во время уроков (при выполнении упражнений и заданий по разным предметам, проведении физкультурных минуток, др.).
1. Аветисов С.Э. Большой медицинский энциклопедический словарь. – Москва: Рипол Классик, 2007. 959 с.
2. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. - Москва: Изд-во РУДН, 2014. 27 с.
3. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психологопедагогические аспекты формирования/Р.И. Айзман.-Новосибирск,2006.197 с.
4. Андреас А. Шесть слепых слонов. Понимание себя и друг друга. Москва: Твои книги, 2010. 705 с.
5. Анисимов, Н.В. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. – Москва, 2002. 234 с.
6. Анохин П.К. Кибернетика функциональных систем. Москва: Медицина, 2014. 397 с.
7. Андреас Стив. Шесть слепых слонов. Понимание себя и друг друга. – Москва: Твои книги, 2010. 705 с.
8. Антропова М.В. Режим дня младшего школьника. Москва: Вентана Граф, 2013. 20 с.
9. Апатенко, С. Н. Современная образовательная среда и соматическое здоровье обучающихся / С. Н. Апатенко // Здоровье нации – основа процветания России: материалы Всероссийского форума МГУ. – Москва, 2016. С. 300.
10. Афанасьева А.В. Развитие произвольного внимания младших школьников в учебной деятельности. – Екб., 2016. 88 с.
11. .Базарный, В.Ф. Программа экспресс-диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. - Сергиев-Посад. Загорская типография, 2005. 70 с.
12. .Баранов, А. А. Методы изучения физического развития детей и подростков / А. А. Баранов, В. Р. Кучма // Физическое развитие детей и подростков. – Москва: НЦЗД РАМН, 2008. С. 12–38.
13. Баранов, А. А. От школьной гигиены – к гигиене детей и подростков / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева // Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904–1959–2004). – Москва: Династия, 2006. С. 13–20.
14. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. 176 с.
15. Белоус П.Д. Динамика умственной работоспособности учащихся 3–4 классов: Киев, 2017. 21 с...51