Только Word
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Психолого-педагогические подходы к формированию навыков общения у детей младшего дошкольного возраста…………………………….9
1.1. Особенности развития общения в младшем дошкольном возрасте...................................................................................................................11
1.2 Социо-игровая технология как вид образовательной деятельности в дошкольном учреждении………………………………………………………..16
Выводы по первой главе………………………………………………….22
Глава II. Формирование навыков общения у детей младшего дошкольного возраста средствами социо-игровой технологии………………24
2.1. Эмпирическое исследование уровня сформированности навыков общения у детей младшего дошкольного возраста……………………………24
2.2. Разработка психолого-педагогический условий для развития навыков общения у детей младшего дошкольного возраста и проверка их результативности………………………………………………………………...31
Выводы по второй главе………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………..42
Список использованной литературы
Человек, с самого начала своего жизненного пути вступает в общение с людьми – от эмоционально-тактильного контакта с матерью до взаимной деятельности с детьми и взрослыми. Одним из определений является утверждение того, что именно общение становится условием для развития социальных качеств личности. В современной психологии на первый план всё чаще выступает изучение ребенка в системе его отношений. [1]
Современная жизнь скоротечна, и дети меняются вместе с ней. Современные дети очень рано осваивают технические средства получения информации, что открывает для них огромный мир знаний. С другой стороны, дети ещё не в состоянии самостоятельно выделить действительно нужную им информацию без помощи взрослых. В то же время, часто самими взрослыми осуществляется подмена живого общения просмотром телепередач, живых игр – компьютерными. Современный ребёнок мало бывает на природе, читает книг, мало общается со сверстниками, что приводит к искажению представлений об окружающем его мире, неумению общаться с окружающими, неспособности соорганизовать свою деятельность с другими людьми.
Согласно определению, понятие «общение» - многогранный процесс развития контактов между людьми, вызванный потребностями совместной деятельности. Это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. [4] Именно в процессе общения человек формируется как личность, приобретая опыт, принимая социальные нормы, овладевая знаниями и способами деятельности.
К проблеме развития коммуникативной деятельности в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, А.В. Запорожец, А.П. Усова, А.С. Спиваковская, Н.Я. Михайленко, М.И. Лисина, А. Бандура Т.А. Репина, А. Маслов, Ж. Пиаже, И.И. Томпсон, Д.Е. Мэй и др. Непосредственно проблема общения затронута, чаще всего лишь косвенно, в аспектах изучения других проблем. [6]
Изучением вопроса общения среди сверстников был Ж. Пиаже. Он утверждал, что «…только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении» [3] Развивая эту мысль, многие учёные утверждают, что взрослый, общаясь с ребёнком невольно довлеет над ним, тем самым не давая ему достаточной свободы действий. Следовательно, для развития свободной личности иногда общение с ровесниками результативнее, чем с взрослыми. Только общаясь с другими детьми, ребенок учится налаживать отношения с людьми и приобретает способность отстаивать свои права, считал Б. Спок. У. Бронфенбреннер акцентирует внимание на таких свойствах личности, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству и другие, которые возникают у детей при взаимодействии со сверстниками. [2]
В последние десятилетия в отечественной науке усилился интерес к общению, как одному из основных видов человеческой деятельности. Л.Б. Выготский считал игру - ведущим видом деятельности ребёнка, что, по сути, является формой общения. Его поддерживали и развивали эту теорию Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев.
М.И. Лисина рассматривает общение «... как взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» Общение всегда связано с деятельностью, и само может рассматриваться как особый вид деятельности. [4]
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что общение выступает как вид деятельности между людьми, а формирование его навыков – главная задача дошкольного образования, так как именно способность общаться является предпосылкой к дальнейшему успешному вхождению во взрослую жизнь, где людям необходимо иметь определённый спектр коммуникативных качеств личности. [9]...
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997. – 384 с
2. Интернет-ресурс. Возрастная психология. http://vozrastnaya-psihologiya_783/teoriya-razvitiya-lichnosti-rebenka-40259.html
3. Галигузова П.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.,1992г
4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общения. - М.: Педагогика, 1986. - 250с
5. Скитская Лариса Валерьевна. Журнал Педагогика и психология образования. Выпуск № 2. 2013 г
6. Абрамова. Возрастная психология. М. 2005г
7. Мухина ВС. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве. Психологический журнал.-1980 - №5
8. Интернет-ресурс. Формирование личности ребенка в общении http://bookitut.ru/Formirovanie-lichnosti-rebenka-v-obshhenii.6.html
9. Интернет-ресурс. Мир знаний. Понятие и сущность общения. http://mirznanii.com/a/180955/ponyatie-i-sushchnost-obshcheniya
10. Интернет-ресурс http://works.doklad.ru/view/BEG3sK6E3r0/all.html
11. Усова АП. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание, 1999, № 7
12. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск, 1990
13. Интернет-ресурс http://studopedia.ru/9_130544_vnesituativno-poznavatelnaya-forma-obshcheniya.html
14. Нилл А.С. Саммерхилл – воспитание свободой. М., 2000.
15. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта работы в сельской средней школе. 2-е изд. М., 1979....27