Только Word
Введение 2
I Глава Теоретические аспекты формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. 7
1.1 Сушность и содержание понятия жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития.. 7
1.2 Психологические особенности детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития проживающих в условиях стационарного социального учреждения 21
1.3 Основные условия для формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития 32
Выводы по первой главе: 38
Глава II Органиазация опытно-экспериментальной работы по формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. 39
2.1.Изучение состояния сформированности жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития 39
2.2 Реализация условий формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития 46
2.3 Анализ результатов работы по формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития 78
Вывод по второй главе: 79
Заключение: 80
Список литературы 81
Приложения……………………………………………………………………...87
В Красноярском крае по данным Пенсионного фонда на 01.10.2016г. проживает 11715 детей с ОВЗ. Многие из них проживают в семьях, но есть категория детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (далее дети - сироты с ТМНР), которые проживают в психоневрологических интернатах. В Красноярском крае функционирует 4 психоневрологических интерната для детей, в условиях, которых проживает около 780 детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. Чаще всего такие учреждения функционируют по типу отделений «Милосердия». Одной из главных проблем таких учреждений является закрытость, поэтому за время проживания годами в данных учреждениях многие дети не приобретают каких - либо жизненно важных компетенций, их состояние чаще ухудшается, что приводит к вторичным осложнениям. Как следствие, процесс социализации у таких детей соответственно нарушен. Освоение детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требуют от общества определенных дополнительных мер и средств. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач и сущности процесса социализации.
Для формирования жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР, было предложено организовать сетевое взаимодействие между организациями социальной защиты населения. В рамках данного взаимодействия так же необходима организация психолого-педагогического сопровождения, а также развивающего ухода, которое помогало бы решать проблемы детей- сирот с ТМНР в условиях психоневрологических интернатов.
Исследований, связанных с характеристикой развития жизненно компетенций с помощью развивающего ухода и психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР, не так много, и находят свое отражение в работах Битовой А.Л., Бгажноковой И.М., Лисовской Т.В.
Проблемы психолого-педагогического сопровождения в своих работах, раскрывают такие авторы, как: М.Р. Битянова, Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, М.И. Роговцева, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И.С. Якиманская и другие.
Процессам развития сущности и организации сетевого взаимодействия посвящены исследования таких авторов, как: М.Л. Кондакова, Н.М. Коннова, Г.В. Палаткина, Е.Я. Подгорная, Т.М. Третьяк и других.
Дефицит исследований проблемы развития жизненно важных компетенций у детей с ТМНР обусловил выбор темы диссертации «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушения развития в условиях психоневрологического интерната».
Целью исследования является: теоретическое обоснование и реализация условий, обеспечивающих формирование жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
Объект: социально – педагогический реабилитационный процесс формирования жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Предмет: организационно - педагогические условия, обеспечивающие формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Гипотеза: Формированию жизненных компетенций у детей – сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей – сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;...
Актуальность проблемы, связанной с дефицитом исследований возможностей развития жизненно важных компетенций у детей с ТМНР обусловил выбор темы диссертации «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушения развития в условиях психоневрологического интерната» и ее цель: теоретическое обоснование и реализация условий, обеспечивающих формирование жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Проведенный теоретический анализ литературы, связанной с формированием жизненных компетенций и условиями, которые способствуют их развитию, позволил сделать вывод о том, что к таким условиям относят психолого-педагогическое сопровождение, развивающий уход и сетевое взаимодействие, которые эффективно влияют на развитие детей - сирот с ТМНР.
Мы предположили, что формированию жизненных компетенций у детей – сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей – сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- обогащение психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития за счет включения ресурсов развивающего ухода и сетевого взаимодействия.
В целях проверки правильности гипотезы мы выявили сущность и содержание понятия жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. Под жизненно важными компетенциями мы понимаем знания, умения и навыки, необходимые ребенку для нормализации его повседневной жизни.
Опытно- экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
1. Констатирующий, который состоял в изучении состояния жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР. Базой исследования явился психоневрологический интернат для детей «Журавлик», экспериментальная детская группа, состоящая из 5 человек (1 девочка и 4мальчика), дети-сироты с ТМНР. Специалистами реабилитационного центра была проведена констатирующая диагностика особенностей развития детей- сирот с ТМНР.
Диагностика проводилась следующими методами: анализ документов, наблюдение, скрининг зрения и слуха. На констатирующем этапе экспериментального исследования было выявлено, что у большинства детей, находящихся в экспериментальной группе, был изначально низкий уровень жизненно важных компетенций.
2. Формирующий этап, который состоял в реализации плана взаимодействия специалистов в рамках сетевого взаимодействия. Организация в течение полугода психолого-педагогического сопровождения, обогащенного развивающим уходом и сетевым взаимодействием, дала возможность выявить на контрольном этапе повышение уровня сформированности жизненно важных компетенций у большинства детей до среднего уровня, и только однако у одного ребенка развить уровень компетенции не удалось, так как на это повлияли его глубокие нарушения в развитии.
Анализ динамики уровня сформированности жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР с помощью организации комплексного психолого-педагогического сопровождения и развивающего ухода в условиях сетевого взаимодействия показал положительный результат.
Таким образом, теоретико-практическим путем нами было выявлено значение сетевого взаимодействия как важного условия развития жизненных компетенций детей - сирот с ТМНР. Поставленные задачи исследования были успешно выполнены. Это подтверждает нашу гипотезу, которая заключалась в том, формированию жизненных компетенций у детей – сирот с
тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей – сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- обогащение психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития за счет включения ресурсов развивающего ухода и сетевого взаимодействия.
1. Баранова Н.Ю. Программа «Каролина» для младенцев и детей младше
го возраста с особыми потребностями//Под. ред. Н. Ю. Ба
рановой. — СПб.: Санкт - Петербургский Институт раннего вмешательства, 2004. — 336 с.
2. Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы // М.: ВЛАДОС, 2007 – 237 с
3. Бгажнокова, И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы. // М. - Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 г. – 181 с.
4. Битова А.Л., Бояршинова О.С Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития Информационно-методический сборник для специалистов.// Фонд поддержки детей, находящихся трудной жизненной ситуации, 2017 – 118с
5. Битова А.Л., Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях детского дома-интерната // Программа «Особые люди» - 69с.
6. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.
7. Борликов Г.М., Сетевое взаимодействие университета и школ-партнёров в профильном обучении (на примере Калмыкии) // Изд-во Калм. ун-та, 2014 – 96 с.
8. Буланова Н. О. Понятие «жизненная компетентность» для лиц с интеллектуальными нарушениями // Молодой ученый. — 2017. — №25. 278-280 с.
9. Гайдукевич С.Е., Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей //2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008.- 144 с.
10. Гареева Э.А., Модель сетевого взаимодействия в рамках опытно-экспериментальной и инновационной деятельности ресурсных учреждений системы социальной защиты : практическое пособие //: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012. – 17 с.
11. Дробахина, И.К. Модель муниципальной комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. канд. пед. наук // Урал. Гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: 2009. – 207 с.
12. Золоторева А.В, Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности // Изд-во ЯГПУ, 2011. – 312 с.
13. Комлева Е. Р., Пономарева М. И.. Организация сетевого взаимодействия между субъектами опытно-экспериментальной и инновационной деятельности: подходы к внедрению : материалы offline-конференции // Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012. – 206 с.
14. Клочкова Е.В., Физическая терапия и эрготерапия как новые для России специальности (Современные подходы в реабилитации)// СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2003
15. Клочкова Е.В., Введение в физическую терапию: Реабилитация детей с церебральным параличом и другими нарушениями. // М.: Теревинф, 2014....39