Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната
|
Только Word
Введение 2
I Глава Теоретические аспекты формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. 7
1.1 Сушность и содержание понятия жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития.. 7
1.2 Психологические особенности детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития проживающих в условиях стационарного социального учреждения 21
1.3 Основные условия для формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития 32
Выводы по первой главе: 38
Глава II Органиазация опытно-экспериментальной работы по формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. 39
2.1.Изучение состояния сформированности жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития 39
2.2 Реализация условий формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития 46
2.3 Анализ результатов работы по формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития 78
Вывод по второй главе: 79
Заключение: 80
Список литературы 81
Приложения……………………………………………………………………...87
Введение 2
I Глава Теоретические аспекты формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. 7
1.1 Сушность и содержание понятия жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития.. 7
1.2 Психологические особенности детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития проживающих в условиях стационарного социального учреждения 21
1.3 Основные условия для формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития 32
Выводы по первой главе: 38
Глава II Органиазация опытно-экспериментальной работы по формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. 39
2.1.Изучение состояния сформированности жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития 39
2.2 Реализация условий формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития 46
2.3 Анализ результатов работы по формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития 78
Вывод по второй главе: 79
Заключение: 80
Список литературы 81
Приложения……………………………………………………………………...87
В Красноярском крае по данным Пенсионного фонда на 01.10.2016г. проживает 11715 детей с ОВЗ. Многие из них проживают в семьях, но есть категория детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (далее дети - сироты с ТМНР), которые проживают в психоневрологических интернатах. В Красноярском крае функционирует 4 психоневрологических интерната для детей, в условиях, которых проживает около 780 детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. Чаще всего такие учреждения функционируют по типу отделений «Милосердия». Одной из главных проблем таких учреждений является закрытость, поэтому за время проживания годами в данных учреждениях многие дети не приобретают каких - либо жизненно важных компетенций, их состояние чаще ухудшается, что приводит к вторичным осложнениям. Как следствие, процесс социализации у таких детей соответственно нарушен. Освоение детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требуют от общества определенных дополнительных мер и средств. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач и сущности процесса социализации.
Для формирования жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР, было предложено организовать сетевое взаимодействие между организациями социальной защиты населения. В рамках данного взаимодействия так же необходима организация психолого-педагогического сопровождения, а также развивающего ухода, которое помогало бы решать проблемы детей- сирот с ТМНР в условиях психоневрологических интернатов.
Исследований, связанных с характеристикой развития жизненно компетенций с помощью развивающего ухода и психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР, не так много, и находят свое отражение в работах Битовой А.Л., Бгажноковой И.М., Лисовской Т.В.
Проблемы психолого-педагогического сопровождения в своих работах, раскрывают такие авторы, как: М.Р. Битянова, Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, М.И. Роговцева, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И.С. Якиманская и другие.
Процессам развития сущности и организации сетевого взаимодействия посвящены исследования таких авторов, как: М.Л. Кондакова, Н.М. Коннова, Г.В. Палаткина, Е.Я. Подгорная, Т.М. Третьяк и других.
Дефицит исследований проблемы развития жизненно важных компетенций у детей с ТМНР обусловил выбор темы диссертации «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушения развития в условиях психоневрологического интерната».
Целью исследования является: теоретическое обоснование и реализация условий, обеспечивающих формирование жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
Объект: социально – педагогический реабилитационный процесс формирования жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Предмет: организационно - педагогические условия, обеспечивающие формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Гипотеза: Формированию жизненных компетенций у детей – сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей – сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;...
Для формирования жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР, было предложено организовать сетевое взаимодействие между организациями социальной защиты населения. В рамках данного взаимодействия так же необходима организация психолого-педагогического сопровождения, а также развивающего ухода, которое помогало бы решать проблемы детей- сирот с ТМНР в условиях психоневрологических интернатов.
Исследований, связанных с характеристикой развития жизненно компетенций с помощью развивающего ухода и психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР, не так много, и находят свое отражение в работах Битовой А.Л., Бгажноковой И.М., Лисовской Т.В.
Проблемы психолого-педагогического сопровождения в своих работах, раскрывают такие авторы, как: М.Р. Битянова, Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, М.И. Роговцева, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И.С. Якиманская и другие.
Процессам развития сущности и организации сетевого взаимодействия посвящены исследования таких авторов, как: М.Л. Кондакова, Н.М. Коннова, Г.В. Палаткина, Е.Я. Подгорная, Т.М. Третьяк и других.
Дефицит исследований проблемы развития жизненно важных компетенций у детей с ТМНР обусловил выбор темы диссертации «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушения развития в условиях психоневрологического интерната».
Целью исследования является: теоретическое обоснование и реализация условий, обеспечивающих формирование жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
Объект: социально – педагогический реабилитационный процесс формирования жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Предмет: организационно - педагогические условия, обеспечивающие формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Гипотеза: Формированию жизненных компетенций у детей – сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей – сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;...
Актуальность проблемы, связанной с дефицитом исследований возможностей развития жизненно важных компетенций у детей с ТМНР обусловил выбор темы диссертации «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушения развития в условиях психоневрологического интерната» и ее цель: теоретическое обоснование и реализация условий, обеспечивающих формирование жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Проведенный теоретический анализ литературы, связанной с формированием жизненных компетенций и условиями, которые способствуют их развитию, позволил сделать вывод о том, что к таким условиям относят психолого-педагогическое сопровождение, развивающий уход и сетевое взаимодействие, которые эффективно влияют на развитие детей - сирот с ТМНР.
Мы предположили, что формированию жизненных компетенций у детей – сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей – сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- обогащение психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития за счет включения ресурсов развивающего ухода и сетевого взаимодействия.
В целях проверки правильности гипотезы мы выявили сущность и содержание понятия жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. Под жизненно важными компетенциями мы понимаем знания, умения и навыки, необходимые ребенку для нормализации его повседневной жизни.
Опытно- экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
1. Констатирующий, который состоял в изучении состояния жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР. Базой исследования явился психоневрологический интернат для детей «Журавлик», экспериментальная детская группа, состоящая из 5 человек (1 девочка и 4мальчика), дети-сироты с ТМНР. Специалистами реабилитационного центра была проведена констатирующая диагностика особенностей развития детей- сирот с ТМНР.
Диагностика проводилась следующими методами: анализ документов, наблюдение, скрининг зрения и слуха. На констатирующем этапе экспериментального исследования было выявлено, что у большинства детей, находящихся в экспериментальной группе, был изначально низкий уровень жизненно важных компетенций.
2. Формирующий этап, который состоял в реализации плана взаимодействия специалистов в рамках сетевого взаимодействия. Организация в течение полугода психолого-педагогического сопровождения, обогащенного развивающим уходом и сетевым взаимодействием, дала возможность выявить на контрольном этапе повышение уровня сформированности жизненно важных компетенций у большинства детей до среднего уровня, и только однако у одного ребенка развить уровень компетенции не удалось, так как на это повлияли его глубокие нарушения в развитии.
Анализ динамики уровня сформированности жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР с помощью организации комплексного психолого-педагогического сопровождения и развивающего ухода в условиях сетевого взаимодействия показал положительный результат.
Таким образом, теоретико-практическим путем нами было выявлено значение сетевого взаимодействия как важного условия развития жизненных компетенций детей - сирот с ТМНР. Поставленные задачи исследования были успешно выполнены. Это подтверждает нашу гипотезу, которая заключалась в том, формированию жизненных компетенций у детей – сирот с
тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей – сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- обогащение психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития за счет включения ресурсов развивающего ухода и сетевого взаимодействия.
Проведенный теоретический анализ литературы, связанной с формированием жизненных компетенций и условиями, которые способствуют их развитию, позволил сделать вывод о том, что к таким условиям относят психолого-педагогическое сопровождение, развивающий уход и сетевое взаимодействие, которые эффективно влияют на развитие детей - сирот с ТМНР.
Мы предположили, что формированию жизненных компетенций у детей – сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей – сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- обогащение психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития за счет включения ресурсов развивающего ухода и сетевого взаимодействия.
В целях проверки правильности гипотезы мы выявили сущность и содержание понятия жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. Под жизненно важными компетенциями мы понимаем знания, умения и навыки, необходимые ребенку для нормализации его повседневной жизни.
Опытно- экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
1. Констатирующий, который состоял в изучении состояния жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР. Базой исследования явился психоневрологический интернат для детей «Журавлик», экспериментальная детская группа, состоящая из 5 человек (1 девочка и 4мальчика), дети-сироты с ТМНР. Специалистами реабилитационного центра была проведена констатирующая диагностика особенностей развития детей- сирот с ТМНР.
Диагностика проводилась следующими методами: анализ документов, наблюдение, скрининг зрения и слуха. На констатирующем этапе экспериментального исследования было выявлено, что у большинства детей, находящихся в экспериментальной группе, был изначально низкий уровень жизненно важных компетенций.
2. Формирующий этап, который состоял в реализации плана взаимодействия специалистов в рамках сетевого взаимодействия. Организация в течение полугода психолого-педагогического сопровождения, обогащенного развивающим уходом и сетевым взаимодействием, дала возможность выявить на контрольном этапе повышение уровня сформированности жизненно важных компетенций у большинства детей до среднего уровня, и только однако у одного ребенка развить уровень компетенции не удалось, так как на это повлияли его глубокие нарушения в развитии.
Анализ динамики уровня сформированности жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР с помощью организации комплексного психолого-педагогического сопровождения и развивающего ухода в условиях сетевого взаимодействия показал положительный результат.
Таким образом, теоретико-практическим путем нами было выявлено значение сетевого взаимодействия как важного условия развития жизненных компетенций детей - сирот с ТМНР. Поставленные задачи исследования были успешно выполнены. Это подтверждает нашу гипотезу, которая заключалась в том, формированию жизненных компетенций у детей – сирот с
тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей – сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- обогащение психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития за счет включения ресурсов развивающего ухода и сетевого взаимодействия.
Подобные работы
- Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие импрессивной речи у пятиклассников с тяжелыми множественными нарушениями развития средствами альтернативной коммуникации
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021





