Только Word
Введение. …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни
1.1 Сущность и элементы здорового образа жизни……………………………6
1.2. Особенности формирования основ здорового образа жизни у подростков среднего возвраста………………………………………………………………...19
1.3. Внеурочная деятельность как средство формирования основ здорового образа жизни …………………………………………………………………….34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ здорового образа жизни у подростков среднего возвраста.
2.1 Диагностика сформированности основ здорового образа жизни у подростков среднего возраста……………………………………………….40
2.2 Разработка программы внеурочной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у подростков среднего возраста ……………..46
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………59
Заключение………………………………………………………………………..65
Список литературы……………………………………………………………..68
Приложение №1 …………………………………………………………………70
Приложение № 2…………………………………………………………………70
Приложение № 3…………………………………………………………………73
Приложение №4…………………………………………………………………76
Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время — важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье, взрослого человека.
Изучение состояния здоровья различных контингентов детей, не выявило положительной динамики за последние пять лет. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной, нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения.
Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей, на гармонизацию каждого ребёнка с самим собой и окружающим миром. Целостная оценка здоровья подразумевает единство организма и личности, с выделением взаимосвязи следующих определяющих компонентов: духовного, физического, психического и социального. Перед школой стоит задача не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль.
Учитель-универсал. О ком эти слова? Я думаю, что этот эпитет по праву относится к учителю начальных классов. Но это не высокие слова, в этом основа, или, точнее сказать, сущность профессии учителя начальных классов. Ведь кто как не он является ваятелем детских помыслов, мировоззрений - ребенок так восприимчив в этом возрасте. Кто как не учитель начальных классов воздействует на умы младших школьников, закладывая основу познания окружающего мира и самого себя. Индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у младших подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъективность в сбережении и укреплении здоровья.
Здоровый стиль жизни школьника включает в себя следующие основные компоненты:
- режим учебы без перегрузок,
- организацию свободного времени с преобладанием движений,
- личную гигиену, привычное питание,
- отсутствие травматизма,
- здоровые привычки, физическую активность.
ЗОЖ школьника является фактором не только здоровьесохраняющего поведения школьника, но и здоровьесозидающего.
Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в многочисленных работах И.И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, Л. Волошиной, М. П. Дорошкевич, Г.К. Зайцева, Т.С. Казаковцевой, Н.В. Тверской и др. Тем не менее, проблема формирования здорового образа жизни школьников остаётся актуальной и требует дальнейшего изучения.
Объект: Процесс формирования здорового образа жизни у подростков среднего возвраста.
Предмет: Формирование здорового образа жизни у подростков среднего возвраста средствами внеурочной деятельности...
В результате выполненной выпускной квалификационной работы нами был изучен и проанализирован теоретический материал по формированию знаний о здоровом образе жизни у подростков среднего школьного возвраста во внеурочной деятельности. В ходе выполнения выпускной квалификационной работы мы определили, что знания о здоровом образе жизни нужно формировать в школьном возрасте, от это зависит здоровье человека в последующие годы.
В рамках эмпирической части данной работы мы определии уровни сформированности представлений и навыков здорового образа жизни у подростков среднего школьного возвраста, а также реализовали программу по ее коррекции выявленных проблем. Таким образом, этапы реализации экспериментального исследования таковы:
Подобраны методы исследования для подростков среднего школьного возвраста: метод наблюдения, метод структурированного интервью и модифицированный вариант методики изучения коммуникативных навыков для создания условий формирования здорового образа жизни у подростков среднего школьного возвраста.
Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях группы, где создавали обстановку, позволяющую испытуемым детям чувствовать себя непринужденно. При формировании представлений детей о здоровом образе жизни стремились активизировать их трудовую деятельность.
После того, как было организовано и проведено исследование, возникла необходимость проверить эффективность работы по созданию педагогических условий, обеспечивающих формирование представлений подростков среднего школьного возвраста о здоровом образе жизни. Разработана и апробирована программа «Быть здоровыми хотим» подростков среднего школьного возвраста. Формирующая программа включила в себя занятия направленные на создание благоприятной атмосферы, настрой на совместную работу, на сплочение детской группы, на коррекцию агрессивных проявлений, на обучение совладания с агрессией, гневом, конфликтом методами бумаготерапии, изотерапии, лепки, сочинения история и пр., а также на закрепление полученных знаний, умений и навыков.
С этой целью проведено контрольное обследование исследуемых подростков среднего школьного возвраста. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего эксперимента.
На основании сделанных выводов повторной диагностики мы можем назвать проведенную формирующую работу эффективной: реализация программы «Быть здоровыми хотим» для подростков среднего школьного возвраста. В рамках реализации здоровье сберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать следующие формы учебной и внеклассной работы: беседы, работу с книгой, утренники, игры, соревнования, уроки и праздники здоровья.
Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Цель достигнута.
Гипотеза доказана.
1. Агаджанян Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 2014 – 27 с.
2. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р.И. Айзман. – Новосибирск, 2015. – 197 с.
3. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. /Н.М. Амосов. - М.:, 2013. - 191 с.
4. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. – М.: АСТ, 2015. – 128 с.
5. Базарный В.Ф. Программа экспресс–диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 2015 – 70 с.
6. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 2014. -
7. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье / И.И. Брехман. – Л.: 2014. – 123с.
8. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 2015 – 212 с.
9. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2014. - № 2.-С.65-66.
10. Венедиктов, Д.Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. – 2015. – № 7. – С. 102–113.
11. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни /М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры.-2014- 9.-С. 9-12.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2014. – 382 с.
13. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2015. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).
14. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. – СПб.: Акцидент, 2015 – 78 с.
15. Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. – СПб.: Акцидент, 2014 – 159 с...38