Глава I. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в младших классах общеобразовательной школы.
1.1. Понятие «психолого-педагогическое сопровождение», его сущностные характеристики.
1.2. Содержание процесса индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
1.3.Психолого-физиологические особенности детей с детским церебральным параличом
Выводы по I главе
Глава II. Проектирование модели индивидуального психолого-педагогического сопровождения младших школьников с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательной щколы
2.1. Характеристика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя школа № 22" г. Красноярска.
2.2. Теоретические и методологические основы разработки модели индивидуального психолого-педагогического сопровождения младших школьников с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательной щколы
2.3. Разработка методических рекомендаций для субъектов образовательного процесса по реализации модели индивидуального психолого-педагогического сопровождения младших с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательной щколы.
Выводы по II главе
Заключение
Приложение
В последнее время в нашей стране и за рубежом наметилась устойчивая тенденция увеличения количества детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. По последним статистическим данным только в Красноярском крае 10475 детей с ограниченными возможностям здоровья (56% от общего числа таких детей), в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8 % всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.
Среди причин, обусловливающих увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, отмечены: осложнения беременности в результате различных, в том числе экзогенных воздействий, бытовые травмы, рост хронической заболеваемости, экология. Из поколения в поколение люди страдают от того, как живет мегаполис, уменьшая свои шансы на то, чтобы родить здорового ребенка. Неблагоприятные социально-экономические условия, с которыми связано: снижение уровня жизни населения и его качественного состояния.
В настоящее время в силу сложившихся обстоятельств (увеличение количества детей с ОВЗ) и в связи с принятием Минобрнауки РФ приказа от 19.12.2014 г. №1599, которым утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, усилилась тенденция интегрирования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду.
Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко определяют интеграцию детей с особыми образовательными потребностями как включение этих детей в обычные образовательные учреждения.
Проблемами интегрированного обучения в настоящее время занимаются: Назарова Н. Н. ; С.В. Алехина; Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко
Тем не менее многие дети с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся в общеобразовательных учреждениях, испытывают трудности, связанные со сложностями адаптации таких детей к образовательной среде образовательной организации.
Таким образом, совокупность социальных изменений в России, в том числе появление и развитие института интегрированного образования, преобразовали различные педагогические системы так, что появилась реальная необходимость в педагогическом сопровождении и поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья, оказавшихся в силу различных причин в общеобразовательной школе.
Противоречие между увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе и недостаточностью психолого-педагогического и методического обеспечения помощи им обусловило актуальность и определило тему исследования - «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательной школы».
Проблема исследования: Каковы пути индивидуального психолого-педагогического сопровождения младших школьников с детским церебральным параличом в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Цель исследования - выявить и разработать условия, способствующие эффективному индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению младших школьников с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательной школы.
Объектом исследования выступает процесс индивидуального психолого-педагогического сопровождения младших школьников с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования — условия индивидуального психолого-педагогического сопровождения младших школьников с детским церебральным параличом в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения....
В время в стране и рубежом наметилась тенденция увеличения детей с в физическом и развитии. По статистическим данным в Красноярском 10475 детей с возможностям здоровья (56% общего числа детей), в России более 2 детей с возможностями (8 % детей), них около тыс. дети- В настоящее в силу обстоятельств (количества детей с ОВЗ) и в с принятием Минобрнауки РФ, от 19.12.г. № которым утвержден Федеральный образовательный стандарт общего образования с ограниченными здоровья усилилась интегрирования детей с возможностями здоровья в среду.
Анализ -педагогической литературы что психолого-сопровождение это педагогической поддержки, в которой лежит организация, на выбор решения актуальных ребенка, его скрытых опору на собственные возможности, и на этой условий для связей с людей. Теоретическими психолого-сопровождения являются - ориентационный подход к человека, педагогической поддержки и успеха. целью индивидуального ребенка с возможностями здоровья являться развитие личности в социальной адаптации к условиям среды. Ведущее в системе сопровождения должно знаниями не в области педагогики, и в возрастной и психологии, педагогики и науках.
Детский паралич— объединяющее множество двигательных нарушений. Церебральный возникает из-повреждения или развития головного произошедшего в внутриутробного развития в раннем В зависимости локализации поражения мозга различают атаксические и формы церебрального
Они сочетаются с и речевыми а также функций многих анализаторных систем ( слуха, чувствительности), припадками. ДЦП является прогрессирующим . Дети с двигательными нарушениями особенности в всех психических мышления, восприятия, особенности в сфере. Дети с ДЦП эмоциональную лабильность, беспокойство больных особенно ярко в раннем В более возрасте у с церебральными обнаруживается неспособность к аффектами, агрессивность. У также наблюдается неспособность к систематической деятельности, возбудимость. Также некоторые особенности робость, склонность к свойственные, больным ДЦП, и с наличием дефекта. Среди с ДЦП группу составляют имеющие нарушения стороны речи типу дизартрии, по форме и тяжести.
В школе обучаются с ДЦП. Обучение с ОВЗ следующими документом Федеральный стандарт начального и общего образования ФГОС ОВЗ (Минобрнауки России 19.12.г. №«Об утверждении государственного стандарта стандарта обучающихся с отсталостью (нарушениями)». В создана «среда». Мы одну из сопровождение реализующихся в индивидуальное психолого-сопровождение, эту модель ШПМПк. Нами изучен этот и выявлены недостатки. Проведено специалистов, изучению потребностей осуществляющих процесс
Психолого- сопровождение осуществляется в через создание психолого--педагогического консилиума (ШПМПК). Проанализировав осуществляемое на ПМПК ПМПк, выявили пробелы, необходимо исправить. Такие нет взаимодействие между собой, направление не не распространяется других участников процесса на других классов родителей, и коллектив не работу в классе, предполагает Стандарт лиц с ОВЗ. Нами предложено разработать которая по мнению компенсирует предыдущей работы И подтвердит исследования — индивидуального психолого-сопровождения детей с возможностями здоровья эффективным условием, оптимальному развитию, воспитанию, младших школьников с ДЦП в учреждении
В для субъектов процесса по модели индивидуального -педагогического сопровождения школьников с возможностями здоровья в общеобразовательной школы отражены, обеспечение организационными, кадровым обеспечением, условий для возможностей и детей с церебральным параличом.
1. Абрамович-Лехтман Р.Я. Психологическая детям с параличами // Лечебная детям с параличами. – М., – с. -139.
2. Абрамова, Г.С. Практикум психологическому консультированию / Г.С. Абрамова. — Екатеринбург: Деловая М.: ACADEMI, 356 с.
3. Акош К., Акош М. Помощь с церебральным Кондуктивная педагогика: Книга родителей / Пер. с С. Вишневской. М.,
4. Александровская, Э.М. Психологическое детей младшего возраста: -методическое пособие Ч.1/ Э.М. Александровская, Н.В. Куренкова //Журнал психологии, – 6. С. 40-63
5. Алешина, О.Е. Индивидуальное и психологическое консультирование / О.Е. Алешина. — М.: Класс, 235 с.
6. Алёхина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный в образовании в проектной инициативы «Наша школа». http:// www.inclusive-edu.ru/stat/1//
7. Ананьев Б. Г. Человек предмет познания/Б. Г. Ананьев. – СПб: Питер, – 288 с.
8. Андреева, Г.С. Семейная / Т. Андреева. — СПб.: Речь, 244 с.
9. Анохина Т.В. Педагогическая как реальность образования // Классный 2000. № 3
10. Бадалян Л.О. Актуальные эволюционной неврологии и мозга ребенка Методологические аспекты о мозге. М.,
11. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детский паралич. Киев, Здоровье, 327.
12. Баряева, Л.Б.,Гаврилушкина О.П., Зарин А.П. Программа и обучения с интеллектуальной СПб.: Союз, - 52 с.
13. Битянова, М.Р. Проблема личности в / М.Р. Битянова. -М.: Просвещение, 290 с.
14. Бодалёв, А.А. Семья в консультировании / А.А. Бодалёв, В.В: Столин. М.: Наука, - 374 с.
15. Болотова Н.П. Семья с нарушениями -двигательного аппарата с системного анализа Теория и научной и педагогической деятельности в образовательном учреждении, и вузе: Сб. статей. М., ....85