Введение 3
1 Теоретико-правовые основы управления здравоохранением РФ 11
1.1 Теоретические аспекты исследования системы здравоохранения РФ в современных условиях 11
1.2 Правовое регулирование системы здравоохранения на современном этапе ее развития 22
1.3 Современное состояние и тенденции развития системы здравоохранения РФ 28
2 Исследование системы здравоохранения Пензенской области 38
2.1 Общая характеристика система системы здравоохранения Пензенской области 38
2.2 Анализ реализация политики в области здравоохранения в регионе 51
3 Предложения и рекомендации по совершенствованию управления системой здравоохранения Пензенской области 69
3.1 Приоритеты необходимой государственной политики в сфере здравоохранения 69
3.2 Предложения, направленные на укрепление здоровья граждан, проживающих на территории Пензенской области 75
Заключение 84
Список использованных источников 89
Приложения 99
В современных условиях развития мирового сообщества важнейшим фактором существования и воспроизводства человеческого капитала становится здоровье нации. Здравоохранение в этой связи приобретает особую значимость, поскольку оно направлено на восстановление, охрану и поддержку физического, психического и социального благосостояния людей. Для эффективного развития здравоохранения необходимо создание системы организации и управления учреждениями здравоохранения, адекватной современным, качественно новым, экономико-правовым отношениям. При этом, государственная политика в сфере здравоохранения, должна быть направлена не только на наиболее полное обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью, она также должна быть направлена и на здоровую часть населения, формируя систему условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья каждого отдельного человека, повышению его активного долголетия.
Между тем, эксперты отмечают, что современная система здравоохранения, к сожалению, не отвечает поставленным перед ней задачам. Крупные инвестиции, сделанные государством в последнее время (реализация национального проекта «Здоровье», материнский капитал и ряд других инициатив), конечно же, улучшили, но радикально не изменили ни систему здравоохранения, ни уровень здоровья нации.
Более того, на сегодняшний день развитие системы здравоохранения в России затруднено в силу следующих обстоятельств:
- на уровне социально-практической деятельности в области здравоохранения не выработана комплексная технология диагностики, профилактики и решения многих социальных проблем в сфере охраны здоровья;
- на уровне нормативно-правового регулирования здравоохранительной
деятельности существует ряд проблем и противоречий, которые негативным образом сказываются на субъектах системы здравоохранения (пациентах и врачах);
- отсутствием концептуального осмысления специфики системы здравоохранения как объекта социальных изменений на фоне общемировых тенденций развития национальных систем здравоохранения, и необходимостью выявления и обоснования особенностей и тенденций социальных изменений региональной системы здравоохранения в России и зарубежных странах с целью применения наиболее ценного в российском опыте;
- отсутствием разработанных организационных и экономических механизмов институционального подхода к реформированию и стратегическому развитию системы здравоохранения;
- и, наконец, демонстраций российского населения преимущественно недоверчивого отношения к системе здравоохранения. Это обусловлено тем, что здоровье населения - не только показатель социального благополучия нации, но и системообразующий институциональный фактор социума.
Безусловно, в процессе происходящих реформ система здравоохранения испытывает влияние всех компонентов общественной жизни: политических, экономических, морально-этических.
Политические, экономические и социальные перемены, внесшие существенные коррективы в жизнь российского общества и совпавшие по времени с началом реформ в здравоохранении, оказали двоякое воздействие на их ход и характер. Проблемы организации и функционирования системы регионального здравоохранения также обусловлены наличием ряда противоречий между:
- сложившимся пониманием принципов социальных изменений системы социально-экономических отношений и их переносом на все сферы жизни общества, включая здравоохранение;
- отсутствием внятной стратегии преобразований системы регионального здравоохранения, направленной на оптимизацию отрасли и потребностями института здравоохранения;
- непрекращающимися на протяжении десятилетий процессами реформирования системы здравоохранения и ограниченными социально значимыми положительными результатами их осуществления.
Таким образом, исследование регионального уровня, позволяющее установить территориальные особенности системы здравоохранения, выявить проблемные зоны и обосновать применение совершенствования управления медицинской деятельностью, на наш взгляд, является крайне актуальным и необходимым....
Здравоохранение является одним из важнейших и жизненно необходимых критериев, определяющих качество жизни граждан любой страны. Это фундамент благополучного развития и существования любого государства.
В настоящее время здоровье населения идеологически возведено в ранг одного из критериев развития страны, что полностью соответствует фундаментальному праву человека в условиях современной цивилизации и установкам Всемирной организации здравоохранения на полное физическое и социальное благополучие, психическое и духовное развитие личности при максимальной продолжительности жизни.
Российское здравоохранение является одной из наиболее ресурсоемких отраслей социальной сферы. Эффект работы отрасли измеряется не только в показателях медицинской статистики, но и способствует достижению стабильного экономического роста страны и ее регионов, сохраняя жизнь и здоровье, и возвращая к активному труду граждан трудоспособного возраста, способствуя улучшению демографической ситуации за счет снижения младенческой смертности и смертности от управляемых причин. Именно поэтому повышение эффективности работы отрасли здравоохранение так значимо для общества в целом.
Система здравоохранения в России - одна из подсистем социальной политики общества и находится в тесной взаимосвязи со многими другими подсистемами и институтами социума. Она представляет собой относительно самостоятельную целостную многоуровневую структурированную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся в отношениях координации, иерархии, субординации, имеет свои внутренние и внешние функции, направленные на разработку и реализацию мер по снижению заболеваемости, инвалидности, смертности населения.
Принципиальное значение для функционирования системы здравоохранения имеет тот факт, насколько совершенно законодательство, регулирующее данную сферу. Проведенное исследование показало, что правовая основа функционирования системы здравоохранения сформирована. Ее основу составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 19.12.2015 г. № 1382 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год» и многочисленные стандарты оказания медицинской помощи по различным группам заболеваний и состояний. Таким образом, российское государство гарантирует каждому человеку охрану здоровья в соответствии с нормами международного права и внутренним законодательством.
В сложных экономических условиях системе здравоохранения удалось обеспечить динамику сокращения показателей смертности от отдельных причин и увеличения заработной платы медицинским работникам; сохранена доступность бесплатной медицинской помощи для населения; реализован комплекс мероприятий по реструктуризации системы оказания медицинской помощи и повышению ее эффективности.
Наиболее значительные институциональные преобразования в сфере здравоохранения в последние годы связаны с модернизацией системы ОМС, проведенной в 2011-2015 гг. Ее главными результатами стали стабилизация финансовых потоков в систему ОМС и выравнивание имевших место различий в размерах государственного финансирования медицинской помощи гражданам в разных регионах. Если в 2010 г. размеры доходов территориальных фондов ОМС в расчете на одного жителя различались в 4,2 раза, то в 2014 г. этот размах был уменьшен до 1,9 раза, а если рассматривать финансовое обеспечение базовой программы ОМС, то территориальных различий здесь больше нет....
1. Конституция Российской Федерации. - СПб.: Питер, 2015г. - 62с.
2. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 29.11.2010г. № 326-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: от 03.07.2016г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 21.11.2011г. № 323-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: от 03.07.2016г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
4. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597. [Электронный ресурс]. Дата обновления: от 07.05.2012г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
5. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 598. [Электронный ресурс]. Дата обновления: от 07.05.2012г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
6. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения: постановление Правительства РФ от 30.06.2004г. № 323. [Электронный ресурс]. Дата обновления: от 01.07.2016г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
7. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 19.06.2012г. № 608. [Электронный ресурс]. Дата обновления: от 29.11.2016г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. № 294. [Электронный ресурс]. Дата обновления: от 15.04.2014г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
9. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: постановление Правительства РФ от 28.11.2014г. №1273. [Электронный ресурс]. Дата обновления: от 17.11.2015г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
10. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1662-р. [Электронный ресурс]. Дата обновления: от 08.08.2009г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
11. Об утверждении структуры Министерства здравоохранения Российской Федерации: приказ Министерства здравоохранения РФ от 31.12.2013г. № 1160. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 12.02.2015г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
12. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Пензенской области: постановление Правительства Пензенской области от 31.01.2013 № 30-пП. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.09.2016г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
13. Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие здравоохранения Пензенской области на 2014 - 2020 годы»: постановление Правительства Пензенской области от 02.10.2013г. № 743-пП. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 29.11.2016г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
14. Антимонов А.В., Сергеев В.В. О факторах эффективного сотрудничества территориального органа Росздравнадзора с общественными организациями. //Вестник Росздравнадзора. - 2015. - № 4. - С. 76-79.
15. Богма К.А. Особенности государственной политики в сферездравоохранения. //Здравоохранение Российской Федерации. - 2016. - № 3. - С. 162-167...(78)