Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Понятие гендера, гендерной идентичности и гендерных характеристик 7
1.2. Основные этапы и механизмы гендерной социализации 18
1.3. Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте 29
Глава II. Изучение связи показателей эмпатии с гендерными характеристиками подростков
2.1. Описание процедуры и методов исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 40
Выводы 56
Заключение 59
Список используемых источников 61
Приложение 65
По мнению некоторых исследователей, половая идентификация и присвоение социального пола являются ведущей линией развития в подростковом возрасте. Половое созревание выводит задачу построения гендерной идентичности в число наиболее актуальных в общем процессе становления целостной идентичности.
Гендерная идентичность включает в себя набор предписаний и ожиданий, которые предъявляет общество индивиду в контексте социальных нормативов половых ролей. В процессе общения и совместной деятельности со сверстниками эти нормы приобретают личностный смысл, который и обеспечивает осознание и принятие подростками своей половой принадлежности, способствует выработке моделей поведения и общения в контексте гендерных ролей. Гендерные характеристики личности начинают определять структуру и направленность общения, степень популярности в группе и ряд других параметров, которые отражают процесс социализации.
Маскулинность и фемининность существуют в пространстве социального общения, которое характеризуется социокультурной, культурно-исторической, социально-психологической специфичностью [6]. В работах исследователей гендерного направления психологии общения показана связь между категорией маскулинность / фемининность и особенностями межличностного общения [9]. Так, фемининность проявляется в эмоциональности, в близкой дистанции по отношению к партнеру, в склонности к подчинению, терпимости. Маскулинность выражается в стремлении к доминированию и конкуренции и дистантностью по отношению к партнеру по общению. Стратегии общения и взаимодействия маскулинных субъектов характеризуются проявлением независимости, а стратегии фемининных субъектов отличаются проявлением заботы о других. Андрогинные субъекты используют стратегии взаимодействия в зависимости от требований социальной ситуации [6].
В.А. Лабунская и Ю.А. Менджерицкая выделили различия в проявлении эмпатии в ситуациях затрудненного взаимодействия у субъектов общения с разным типом гендерной идентичности. Так, эмпатия маскулинных субъектов проявляется ситуативно и весьма ограничено. Для фемининных субъектов общения характерны устойчивость и безграничность эмпатии. У андрогинных продолжительность проявления эмпатии меняется в зависимости от пола партнера по взаимодействию [27].
Исследования Е.В. Иоффе также показывают, что фемининные субъекты чаще проявляют сопереживание, коммуникативную совместимость и успешность в общении [18].
Сложность изучения гендерных характеристик подростков связана с тем, что традиционные образцы маскулинности / феминности в современных условиях существенно изменились и продолжают меняться. Это определят особенности развития современных подростков, пытающихся интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. В подростковом возрасте человек начинает выстраивать собственную картину мира и свой образ-Я, не ограничиваясь пассивным усвоением гендерных ролей. Несмотря на большое число исследований, существует проблема, связанная с недостаточной изученностью связи личностных особенностей подростков и их гендерными характеристиками.
Подростковый возраст занимает особое место в развитии личности. Многие из психологических новообразований этого периода составляют основу структуры личности человека. В отрочестве интенсивно развиваются нравственные ценности, жизненные перспективы, новые взгляды на жизнь и на отношения между людьми. Этот период отличается также выраженной потребностью в общении. Потребность в дружеских отношениях выражает стремление к полному пониманию и принятию другого и определяет интимно-личностный характер общения со сверстниками.
Интерес к изучению эмпатии подростков обусловлен огромной важностью этого механизма в развитии личности, а также навыков и средств общения. Эмпатия является условием, необходимым для успешного межличностного взаимодействия. Это личностное свойство имеет социальную природу, и как социально обусловленное качество поддается целенаправленному формированию. Феномен эмпатии формируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и поведенческих компонентов...
Проблема гендерных различий подростков является актуальной для современного общества, где полоролевые стереотипы стремительно меняются. Эта проблема становится предметом психологии развития - отрасли, заинтересованной в изучении типологии гендерных различий и выявлении проблем, возникающих в условиях современного общества.
В настоящее время в возрастном консультировании возникает проблема решения вопросов, связанных с вопросами гендерной социализации. Количество проблем в этом процессе увеличивается вместе с ростом числа неполных и неблагополучных семей, а также в связи с недостаточной информированностью родителей, педагогов о половозрастных психологических изменениях и необходимости соответствующих перестроек родительского поведения и взаимоотношений в системе педагог - ученик.
На наш взгляд, соответствующие представления об особенностях пола должны быть включены в обязательный перечень знаний, умений, социальных навыков, подлежащих усвоению в процессе развития, коррекции.
Подростковый возраст относится к тем периодам в жизни человека, когда общение со сверстниками является не только потребностью, но и одним из важнейших механизмов развития.
От развития коммуникативной сферы в подростковом возрасте зависит дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе. Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития.
Подростки проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Переходя из детского мира во взрослый, у подростков расширяется круг общения. Наиболее важным становится для них общение со сверстниками, которое превращается в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Общение со сверстниками становится для подростка ведущим видом и мотивом деятельности. В подростковых группах формируется более дифференцированная социальная ориентация и социальная перцепция. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Проблемы и трудности в общении подростков нередко связаны с недостаточным уровнем развития эмпатических денденций.
Гендерные характеристики личности, сформировавшись к концу отрочества, начинают определять структуру и направленность общения, выбор ценностей, а также эмпатогенный потенциал личности...
1. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. - М., 2007. - 432 с.
2. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 336 с.
3. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431 с.
4. Берн Ш.М. Гендерная психология [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.koob.ru/burn/the social psychology of gender.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Просвещение, 2009. - 245 с.
6. Буракова М.В. Гендерная идентичность субъекта общения в перспективе социально-психологической адаптивности. В сб.: Психология общения-2000: проблемы и перспективы. - М., 2000.
7. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. - 2007. - №2. - С. 3-14.
8. Волкова А.И. Психология общения. - Ростов-на-Дону, 2007. - 445 с.
9. Воронцов Д.В. Социальная психология пола: учеб.-метод. пособие / Д.В. Воронцов ; под общ. ред. Т.А. Шкурко. - Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2003 - 165 с.
10. Гендерная психология / Под. ред. Клециной И.С. - СПб.: Питер, 2006. - 496 с.
11. Гендерный подход в практике школьного психолога // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. Спб.: Питер, 2003. - С. 369-381.
12. Гусева Ю.Е. Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду. Гендерные проблемы в современном обществознании. Материалы первой межвузовской студенческой конференции. - СПб., 2001.
13. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Межличностные отношения. - М.: «Речь», 2005. - 40 с.
14. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия / Монография. - М. Издательство «Перо», 2014. - 185 с.
15. Захарова И.В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка / И.В. Захарова // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 140-142....(45)