Только Word
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1.Урбанизация как всемирно-исторический процесс
1.1. Причины и динамика процесса урбанизации ………………………… 5
1.2. Современный процесс урбанизации ………..……………………...... 14
1.3. Проблемы и перспективы развития мировой урбанизации………... 28
Глава 2. Урбанизация Сибири
2.1. Этапы и факторы заселения и урбанизации Сибири в составе
России в XVII-XX вв. ………………………………………………………. 31
2.2. Динамика городского населения Сибири в XVII-XX вв. ………….. 36
2.3. География городов Сибири …………………………………………. 43
2.4. Проблемы урбанизации Сибири ……………………………………. 53
Глава 3. Методика изучения городов в школе
3.1. Город как объект изучения школьной географии …………………… 57
3.2. Элективный курс в системе профориентационного обучения ….. 59
3.3. Элективный курс профильного обучения «Города Сибири» …….. 65
Заключение ………………………………………………………………… 71
Библиографический список ………………………………………………. 72
Тема выпускной работы является достаточно актуальной, так как процесс урбанизации протекает во всех странах и их регионах, но в разных формах. Россия является высоко урбанизированной страной, уровень урбанизации достиг 78% [32]. Урбанизация в России имеет специфические особенности в ходе, темпах, масштабах, последствиях др. Географические факторы оказали большое влияние на ход урбанизации в разных районах страны. В свете этого обстоятельства было бы интересно выявить особенности урбанизации Сибири как огромного региона, в котором проживает 22% населения страны.
Объектом исследования является процесс урбанизации Сибирского федерального округа (СФО).
Предмет исследования – изучение процесса урбанизации Сибири в школе.
Цель – выявить основные черты урбанизации Сибири.
Задачи:
◦ рассмотреть причины и факторы урбанизации;
◦ изучить особенности урбанизации в России и Сибири;
◦ рассмотреть изучение процесса урбанизации в общеобразовательной школе.
В работе была использована монографии по урбанистике Перцика Е.Н., Пивоварова Ю.Л., Вишневского А.Г., учебники по социально-экономической географии России, справочники и энциклопедии, материалы периодической печати, ресурсы Интернета и другие.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: картографический, аналитический, статистический, сравнительный.
Структура работы: в I главе рассматриваются особенности процесса урбанизации в мире, во II главе – ход урбанизации в Сибири, в III главе – применение материалов данной работы в школе.
Города Сибири сформировались длительное время под воздействием многих факторов, главным из которых была капиталистическая и социалистическая индустриализация.
Количество сибирских городов и их численность населения в них примерно соответствуют доле населения Сибири в России, т.е. 13-15%. Среди сибирских городов больше промышленных центров и меньше доля городов - исторических центров по сравнению с городами европейской части России.
Важной особенностью городских поселений Сибири является повышенная доля посёлков городского типа, что отражает специализацию сибирской экономики на добыче природных ресурсов.
Среди сибирских городов по своей значимости и роли в регионе резко выделяются наиболее крупные города – Новосибирск, Омск, Красноярск. Эти центры стали агломерациями и в дальнейшем будут продолжать играть роль крупных региональных центров.
Проведённое исследование показывает, что сибирские города имеют как общие, так и специфические черты. Это послужит базой для изучения этих особенностей в элективном курсе при изучении населения Сибири и России в школе.
1. Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/ минобрнауки. рф/новости/2973
2. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего, основного общего, среднего общего образования) по географии утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 №2357.
4. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. - 303 с.
5. Бочарова С. Урбанизация и социально-экономическое развитие Сибири в 60–80-е годы. – М., 1989.
6. Брагина Е.А. Урбанизация в развивающихся странах: современный этап. - В кн. География мирового развития. Сборник научных трудов. Выпуск 1/Под редакцией Л.М.Синцерова.- М., Институт географии РАН, 2009.
7. Вишневский А. Г. Модернизация России: позади или впереди? // Куда идет Россия?.. Альтернативы общественного развития. - II Интерцентр, М., 1995: с. 208-217.
8. Города Сибири XVIII – начала XX в. - Сборник научных статей / Под ред. В.А. Скубневского. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002.
9. Города Сибири XVII – начала ХХ в.- Барнаул, 2004. Вып. 2.
10. Гущин Н.Я. Население Сибири в XX веке. Новосибирск: Инст-т истории СО РАН, 1995.
11. Даринский А.Б. Методика преподавания географии – М.: Просвещение, 1975.
12. Даринский А.Б. Урок географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1984.
13. Дмитрук Н.Г., Низовцев В.А., Васильев С.В. Методика обучения географии.- М.: Академия, 2012.
14. Душина И.В., Понурова Т.А. Методика преподавания географии. – М.: Изд-во «Московский лицей», 1996.
15. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б., Шилина И.Б., Бахчиева О.А. Практикум по методике обучения географии. — М.: Экзамен, 2008...49