Только Word
Введение……………………...…………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования экологических знаний у младших школьников…………………………………………………………..…8
1.1 Экологические знания как элемент современного образовательного процесса……………………………………………………………………………8
1.2 Особенности формирования экологических знаний в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...19
1.3 Экскурсии и особенности их проведения в начальной школе……………25
Выводы по главе 1…………………………………………………………….…45
Глава 2. Организация опытно - экспериментальной работы по расширению экологических знаний младших школьников о животном мире Красноярского края ………...…………………………………………………...47
2.1 Актуальный уровень сформированности экологических знаний о животном мире у младших школьников………………………………………47
2.2 Методические рекомендации по организации и проведению зоологических экскурсий для младших школьников…………….………………………………………………...………59
2.3 Выявление эффективности зоологических экскурсий как условия расширения экологических знаний младших школьников…………………...61
Выводы по главе 2………………………………………………………………70
Заключение………………………………………………………………………71
Список использованной литературы…………………………………………...73
Приложения……………………………………………………………………...80
Актуальность исследования. Одной из приоритетных задач современного экологического образования и воспитания подрастающего поколения является задача «формирования целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы и осознания целостности окружающего мира: освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей» [65].
Изменение экологических условий на планете вследствие дисгармонии взаимодействия общества и природы, развития многоплановой деятельности человека в области природообразования обусловило возникновение многочисленных социально-экологических проблем [23], одна из которых – подготовка экологически грамотного жителя планеты, владеющего широким спектром экологических знаний, способного внести свой вклад в решение сложных задач по сохранению, обеспечению гармонии социальной и природной среды. Экологические знания – это знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс знаний, относящихся к природной среде, среде обитания всего живого, неразрывно связанных с духовными и нравственными ценностями человечества.
Психолого-педагогическое обоснование данной проблемы отражено в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П. Сидельковского, П.М. Якобсона и других. Психологи отмечают, что у детей младшего школьного возраста сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой, но для этого необходимо владеть широким спектром экологических знаний, знать и понимать взаимосвязи в природе.
Выдающиеся деятели прошлого видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Мысль об огромном воспитательном значении материалистических представлений была сформулирована А.И. Герценым: «Нам кажется почти невозможным без естествоведения воспитать мощное умственное развитие; никакая отрасль знаний не приучает так ума к твердому, положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду, и что еще важнее, к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение природы...» [14].
В традиционной, исторически сложившейся методике изучения природы и общества наряду с уроками рассматриваются и экскурсии. Особая роль в развитии экскурсионной формы обучения принадлежит А.Я. Герду, который считал, что «преподавание естественноведческих наук должно, по возможности начинаться в саду, лесу или поле». Методикой проведения экскурсий занимались практически все известные педагоги и методисты К.Д. Ушинский, Ю.К. Бабанский, Н.М. Верзилин, Т.А. Ильина, Л.С. Севрук, К.П. Ягодовский, С.А. Павлович, В.М. Пакулова, Н.З. Смирнова, Е.А. Галкина, Т.В. Голикова и многие другие.
На сегодняшний день проблема организации и проведения зоологических экскурсий остается актуальной несмотря на то, что в педагогике начальной школы уже накоплен достаточно богатый методический опыт. Это объясняется тем, что зоологические экскурсии требуют тщательной предварительной подготовки, сложны в организации и проведении.
Вышеуказанные обстоятельства актуализируют проблему исследования, которая состоит в теоретическом обосновании, разработке и реализации организационно-педагогических условий расширения экологических знаний младших школьников о животном мире Красноярского края, в том числе – занесенных в Красную книгу Красноярского края.
Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Зоологические экскурсии как условие расширения экологических знаний младших школьников о животном мире Красноярского края»....
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы мы выявили сущность понятий «знания», «расширение знаний», «экология» и «экологические знания», «экскурсия» и «зоологическая экскурсия», рассмотрели возрастные особенности младших школьников, которые необходимо учитывать при разработке и проведении зоологических экскурсии.
Мы выделили критерии экологических знаний: широта, глубина и прочность. Также мы выделили уровни экологических знаний: низкий, средний, высокий.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы подобрали методики: «Узнай животное», «Тестирование», «Незаконченные предложения», «Итоговый контроль знаний по темам».
Результаты констатирующего эксперимента, проведенного во 2 «Е» и 2 «Л» классах МАОУ СШ № 153 г. Красноярска, позволили сделать вывод о преобладании у большинства учащихся низкого и среднего уровня экологических знаний, наименее сформирован критерий «широта».
С целью расширения экологических знаний младших школьников о животном мире Красноярского края нами был проведен отбор содержания зоологических экскурсий, с учетом возрастных особенностей учащихся. Далее разработаны и реализованы организационно–педагогические условия расширения экологических знаний, а именно 5 экскурсий, включающих в себя изучение: биологических особенностей беспозвоночных и позвоночных животных, их значения в природе и для человека, а также элементарные правила нравственного поведения в мире природы.
По окончанию формирующего эксперимента нами был проведен второй контрольный срез по методикам, аналогичным констатирующему этапу исследования. В обоих классах преобладает средний уровень экологических знаний, но в экспериментальном классе количество детей с высоким уровнем экологических знаний увеличилось на 17%, а количество детей с низким уровнем снизилось на 50%. Наибольшие изменения произошли по такому критерию, как «широта».
Результаты экспериментальной работы подтвердили высказанную в начале исследования гипотезу о том, что расширение экологических знаний младших школьников будет эффективным, если зоологические экскурсии будут направлены на изучение:
– биологических особенностей наиболее интересных и редких беспозвоночных и позвоночных животных различных природных зон Красноярского края: их образа жизни, взаимосвязей в живой природе (в том числе цепей питания), при условии освоения таких способов изучения природы, как запись и зарисовка; использование приемов сравнения и классификации;
– значения в природе и для человека уже знакомых и наиболее интересных, для детей этого возраста, насекомых, птиц и млекопитающих, в том числе – занесенных в Красную книгу Красноярского края.
– элементарных правил нравственного поведения в мире природы.