Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ союзников СССР по Антигитлеровской коалиции в Великой Отечественной войне в советском военном кинематографе 1945 – 1991 гг. и возможности его репрезентации в школьном курсе истории

Работа №152043

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение………………………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы и источниковая база исследования
§1.1 Терминологическая база исследования………………………………..
§2.1. Анализ источников исследования……………………………………..
§3.1. Система критериев исследования……………………………………..
Глава II. Трансформация образа союзников в советском послевоенном кинематографе
§2.1. Репрезентация образа союзников СССР по Антигитлеровской коалиции в период «сталинского» кино (конец 1940-х – начало 1950-х гг.)……………………………………………………………………………...
§2.2. Репрезентация образа союзников СССР по Антигитлеровской коалиции в фильмах периода «оттепели» и советском кинематографе второй половины 1960-х – первой половины 1980-х гг. …………………..
§2.3. Визуальная репрезентация образа союзников СССР по Антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной войны в художественном кинематографе периода «перестройки» ………………...
Глава III. Возможности репрезентации образа союзников СССР по Антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной войны в школьном курсе истории
3.1. Использование исследовательской работы в развитии личностных и метапредметных результатов обучения на уроках истории в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования………………………………......................
§3.2. Образ союзников СССР по Антигитлеровской коалиции в советском художественном кинематографе периода 1945 – 1991 гг. в контексте школьной основной общеобразовательной программы по истории………………………………………………………………………...
§3.3. Возможности использования материалов диссертационного исследования во внеурочной деятельности…………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список источников и литературы…………………………………………
Приложения…………………………………………………………………...


Актуальность исследования. В переломные моменты истории перед современниками встает необходимость переосмысления тех понятий, которые раньше относились к своего рода догматам, что является своеобразным поиском новых ценностей. В связи с этим представляется общественно значимым изучение такого феномена советской пропаганды, как «образ союзника».
Научная актуальность темы исследовательской работы обусловлена следующими факторами. Современная геополитическая обстановка характеризуется весьма сложными отношениями между рядом ведущих мировых держав, в частности отношениями между странами, которые когда-то победили нацистскую Германию во Второй мировой войне. Речь, прежде всего, идет о СССР и его союзниках по Антигитлеровской коалиции. Сегодня между ведущими державами мира накопилось множество противоречий, которые формируют нестабильную обстановку в мире и решающим направлением в этой области остаются отношения между правопреемницей Советского Союза – Россией и Соединенными Штатами Америки. В условиях нестабильности отношений между ведущими сверхдержавами остается актуальной проблема идентификации образа союзника и врага в сознании социума.
Формирование образа союзника и врага происходит главным образом посредством пропаганды, манипуляции сознанием, которая ведется различными средствами и в различной форме: через средства массовой информации, глобальные информационные сети, печатные и иллюстративные источники, медиатексты и т.п. Сегодня благодаря развитыми технологиям на распространение информации, которую необходимо донести до объекта, тратится минимальное количество ресурсов и времени. Советский кинематограф с точки зрения социальной науки является малоизученной областью, как в современной науке, так и в предшествующие периоды. Более того, кинематограф как средство донесения образа до широких масс являлся в советском государстве предметом подконтрольным государству, а значит предметом малообсуждаемым. Что касается таких специфических тем, как Великая Отечественная война, отношения с капиталистическими странами, то подача их широкому потребителю строго регламентировалась с точки зрения идеологии. Изучение многогранной проблемы образов власти, механизмов их формирования заставляет обращаться к смежным с историей гуманитарным наукам, таким как историческая и социальная психология, культурология и политология. Интеграционный подход к изучению данной темы позволяет всестороннее изучить и проанализировать поставленные проблемы, что дает возможность повысить степень объективности и непредвзятости исследования проблемы, отказаться от политизированной окраски.
Степень изученности проблемы. Большинство работ, посвященных проблемам формирования и трансформации образа в массовом сознании через пропаганду посвящены в основном изучению образа врага.
Изучению образа врага посвящена работа Фатеева А.Г. «Образ врага в советской пропаганде. 1945 - 1954 гг.» Целью исследования является установление причин и условий возникновения и формирование в рамках советской пропаганды образа врага, его различных форм; его структуры и функций в различных сферах общественной жизни.
Автор заключает, что «образ врага» является идеологическим выражением общественного антагонизма, динамическим символом враждебных государству и гражданину сил, инструментом политики правящей группы общества. Феномен «большого времени», он существует на протяжении всей российской истории, но только в XX веке пропагандистские органы государства начали планомерно и систематически внедрять образ врага в массовое сознание. Источником, главной причиной возникновения советского варианта образа врага является наличие внутренних — социально-экономических, политических, идеологических, и международных противоречий....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами было проведено исследование историографии проблемы репрезентации союзников СССР по Антигитлеровской коалиции в Великой Отечественной войне в советском художественном кинематографе
В ходе работы была сформирована источниковая база исследования. Среди большого количества советских художественных фильмов о Великой Отечественной войне, созданных в период с 1945 по 1991 гг. нами были выделены те медиатексты, в которых присутствует образ союзников СССР по Антигитлеровской коалиции в ходе Великой Отечественной войны. Выбранный для изучения комплект медиатекстов включает в себя 18 фильмов, созданных на различных этапах советской истории, в период с 1945 по 1991 гг.
Поскольку исследовательская работа носила новаторский характер, перед нами стояла задача создать инструментарий для критического анализа источниковой базы.
В соответствии со спецификой исследовательской работы была разработана система критериев для анализа источниковой базы.
С помощью подобранных критериев были проанализированы выбранные фильмы и выявлены следующие закономерности.
Во-первых, специфика образа союзника в каждом фильме всецело зависела от внутри- и внешнеполитической обстановки. В условиях тоталитарного, а затем авторитарного режимов в СССР тот или иной контекст визуального образа менялся в зависимости от меняющейся концепции идеологии. Кроме того, в силу исторических обстоятельств, те государства, которые ранее являлись союзниками СССР по Антигитлеровской коалиции, с началом идеологической, политической и военной конфронтации в рамках холодной войны, становятся фактическими противниками советского государства.
Одним из признаков недемократических режимов является создание в общественном сознании образа врага (внутреннего или внешнего). В данном случае, покончив с внутриполитической борьбой и внутренними врагами, уничтожив внешнего врага в лице нацистской Германии и ее сателлитов, милитаристской Японии, советская пропаганда формирует образ нового врага – своих бывших союзников США и Великобритании, а затем и НАТО. Трансформация образа союзника в образ врага произошла относительно быстро и была неизбежна в силу дихотомии социалистической и капиталистической систем. На дискредитацию и обличение внешнего врага направлены все средства агитации и пропаганды, в том числе кинематограф.
Во-вторых, при изучении образа союзника была отслежена динамика его трансформации через временной отрезок с 1945 по 1991 гг. Этот период советской истории условно можно разделить на несколько эпох:
1945 – 1953 гг. – послевоенный период;
1954 – 1964 гг. – период идеологической «оттепели»;
1965 – 1985 гг. – период «развитого социализма»;
1986 – 1991 гг. – период «перестройки».
Каждая эпоха имеет свои политические, социокультурные и идеологические аспекты развития. Расположив выбранные для изучения фильмы на хронологической шкале, можно увидеть два пиковых момента с наибольшим обращением в кинематографе к образу союзника вне зависимости от мотивов этого обращения. Первый пик приходится на конец 1940-х – начало 1950-х гг. и имеет свои специфические особенности. Преобладающими жанрами фильмов с образом союзника в сюжете в этот период являются историко-документальная киноэпопея, шпионский детектив....


1. Белоконева А.С. Конструирование образа внешнего врага: исследование советских СМИ и официальных документов начала "холодной войны": 1946-1953 гг.: автореф. дис. …канд. социол. наук/А. С. Белоконева; Московский РГГУ. – Москва, 2004. – 175 с.
2. Волобуев О.В. Советский тоталитаризм: образ врага // Тоталитаризм и личность. Пермь, 1994. С. 121-135.
3. Вреск С. Советский союз и Югославия в 1968 году: кризис взаимоотношений//Вестник Санкт-Петербургского университета. – серия 2: История. – 2010. - №4. – С.150
4. Гудков JI. Идеологема «врага»: «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции. // Образ врага: Сб. ст./ Сост. JL Гудков. М., 2005. С. 7-80.
5. Игрицкий Ю.И. Россия и Запад: корни стереотипов // Россия и внешний мир: диалог культур: Сб. ст. М., 1997. С. 177-184.
6. Исаева К.М. История советского киноискусства в послевоенное десятилетие: учебное пособие/К.М. Исаева; М.: ВГИК, 1992. – 76 с.
7. Колдомасов И. О. Формирование образа союзников с помощью печатных СМИ в советском обществе военных лет (1941-1945 гг.). /И.О.Колдомасов// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. – 2009. - № 7 (62). – С.44.
8. Колдомасов И.О. Образ союзников по антигитлеровской коалиции в представлениях советского общества 1941-1945 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Колдомасов Илья Олегович; [Место защиты: Ин-т истории и археологии УрО РАН]. - Екатеринбург, 2010. - 30 с.
9. Колесникова А.Г. «Образ врага» в советской пропаганде периода «Холодной войны»: от события к образу»/А.Г. Колесникова// Приволжский научный вестник. – 2011. - №3. – С.17 – 18.
10. Колесникова, А. Г. Формирование и эволюция образа врага периода «холодной войны» в советском кинематографе (середина 1950-х - середина 1980-х гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Колесникова А. Г. - М., 2010. - 226 с.
11. Липпман У. Общественное мнение /У. Липпман; пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
12. Морозов И. Формирование в народном сознании «образа врага» как способ политической мобилизации в России // «Наши» и «чужие» в российском историческом сознании: Материалы Международной научной конференции/ Под ред. С.Н. Полторака. СПб., 2001. – С. 54.
13. Орлова А.С. Способы воплощения «Образа врага» в советском киноискусстве 1940-х годов (на материале художественных фильмов о Великой Отечественной войне/А.С. Орлова//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Выпуск № 4 / том 21. – Москва. – 2015. – С.32.
14. Савельев А.Н. Образ врага: от биологии к политологии// Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня. Мн., 2004. С. 134-185.
15. Сенявская Е.С. Противники России в войнах ХХ века: эволюция «образа врага» в сознании армии и общества/Е.С. Сенявская; М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. - 288 с....23


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ