РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ТРАГИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ПРОШЛОГО: ТЕРАКТЫ 1990-Х И 2000-Х ГОДОВ В ЗЕРКАЛЕ РОССИЙСКИХ СМИ
|
Введение 4
1 Историческая память в коллективном сознании и в журналистике 8
1.1 Понятие исторической памяти 8
1.2 Особенности репрезентации исторической памяти и прошлого в
журналистике 15
1.3 Память и нарратив 22
1.4 Структура и анализ нарратива 27
2 Репрезентация терактов 1990-2000-х годов в современной российской
журналистике 29
2.1 Методология исследования 29
2.1.1 Репрезентация взрывов жилых домов в сентябре 1999 года 32
2.1.2 Категория анализа «Рассказчики» 33
2.1.3 Категория анализа «Персонажи» 36
2.1.4 Категория анализа «Время нарратива» 38
2.1.5 Категория анализа «Событийное содержание воспоминаний
повествователя» 41
2.1.6 Категория анализа «Субъективные переживания повествователя» 43
2.1.7 Выводы 46
2.2 Репрезентация теракта на Дубровке 47
2.2.1 Категория анализа «Рассказчики» 48
2.2.2 Категория анализа «Персонажи» 49
2.2.3 Категория анализа «Время нарратива» 52
2.2.4 Категория анализа «Событийное содержание воспоминаний
повествователя» 55
2.2.5 Категория анализа «Субъективные переживания повествователя» 55
2.2.6 Выводы 59
2.3 Репрезентация теракта в Беслане 60
2.3.1 Категория анализа «Рассказчики» 61
2.3.2 Категория анализа «Персонажи» 63
2.3.3 Категория анализа «Время нарратива» 66
2.3.4 Категория анализа «Событийное содержание воспоминаний
повествователя» 69
2.3.5 Категория анализа «Субъективные переживания повествователя» 70
2.3.6 Выводы 75
2.6.7 Память о терактах в медиатекстах 76
Заключение 82
Список использованных источников 86
1 Историческая память в коллективном сознании и в журналистике 8
1.1 Понятие исторической памяти 8
1.2 Особенности репрезентации исторической памяти и прошлого в
журналистике 15
1.3 Память и нарратив 22
1.4 Структура и анализ нарратива 27
2 Репрезентация терактов 1990-2000-х годов в современной российской
журналистике 29
2.1 Методология исследования 29
2.1.1 Репрезентация взрывов жилых домов в сентябре 1999 года 32
2.1.2 Категория анализа «Рассказчики» 33
2.1.3 Категория анализа «Персонажи» 36
2.1.4 Категория анализа «Время нарратива» 38
2.1.5 Категория анализа «Событийное содержание воспоминаний
повествователя» 41
2.1.6 Категория анализа «Субъективные переживания повествователя» 43
2.1.7 Выводы 46
2.2 Репрезентация теракта на Дубровке 47
2.2.1 Категория анализа «Рассказчики» 48
2.2.2 Категория анализа «Персонажи» 49
2.2.3 Категория анализа «Время нарратива» 52
2.2.4 Категория анализа «Событийное содержание воспоминаний
повествователя» 55
2.2.5 Категория анализа «Субъективные переживания повествователя» 55
2.2.6 Выводы 59
2.3 Репрезентация теракта в Беслане 60
2.3.1 Категория анализа «Рассказчики» 61
2.3.2 Категория анализа «Персонажи» 63
2.3.3 Категория анализа «Время нарратива» 66
2.3.4 Категория анализа «Событийное содержание воспоминаний
повествователя» 69
2.3.5 Категория анализа «Субъективные переживания повествователя» 70
2.3.6 Выводы 75
2.6.7 Память о терактах в медиатекстах 76
Заключение 82
Список использованных источников 86
Прошлое человечества - это не только сложный и интересный предмет для изучения, но ещё и поле споров, субъективных мнений и оценок. Репрезентация памяти в СМИ всегда поднимает перед журналистами проблемы достоверности, полноты и непредвзятости отражения. Журналистика в процессе репрезентации прошлого сталкивается не с сухими, но подтверждёнными наукой фактами, а с воспоминаниями живых людей о значимых событиях, повлиявших как на их жизни, так и на всё общество в целом. События прошлого остаются неизменными, но то, как мы говорим о них в то или иное время обусловлено его социальным, политическим и культурным аспектами.
Данная работа направлена на изучение процесса освещения современными отечественными СМИ трагических событий прошлого.
Журналистские материалы, даже повествующие о прошлом, несомненно являются ярчайшими носителями информации и о настоящем времени. Анализируя их, можно отметить изменения общественных настроений и мнений. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения взаимосвязей между течением времени и отражением образа прошлого в журналистике.
Объектом исследования является конструирование прошлого в материалах СМИ, а предметом - отображение терактов 1990-х и 2000-х годов в российской журналистике наших дней.
Сфера научного исследования - отражение прошлого в журналистике. После изучения теоретической базы на тему исторической памяти исследуемая проблема будет рассмотрена на примере репрезентации терактов 1990-х и 2000х в российских СМИ.
Цель работы заключается в выделении особенностей репрезентаций памяти о терактах 1990-2000-х годов в публицистике.
Задачи нашего исследования:
- определить понятие исторической памяти;
выявить специфику репрезентации исторической памяти в
журналистике;
• выделить структуру нарративов о терактах 1990-х и 2000-х годов в современных СМИ;
• сравнить повествования о терактах в разных публикациях.
Теоретическая база выпускной квалификационной работы построена на основе работ опытных исследователей. Проблеме исторической памяти посвящены работы В.Н. Бадмаева, В.П. Булдакова, О.В. Вербиной, О.О. Дмитриевой, С.Г. Дорониной, Т.П. Емельяновой, А.М. Кумыкова, О.Б. Леонтьевой, Л.Н. Мазур, Л.П. Репиной, П. Рикёра, Г.Л. Тульчинского, М.М. Федоровой, М. Хальбвакса, Н.С. Шаповаловой, А.М. Эткинда. Специфика отражения памяти в журналистике рассматривается в работах А.В. Богдановича, Е.Л. Вартановой, М.А. Воскресенской, В.А. Давыдова, Е.Г. Дьяковой, А.А. Казакова, У. Липпмана, С.В. Мохиревой, В.А. Сидорова, Е.Д. Федоровой. Информация о мнемических нарративах, их структуре и анализе содержится в работах В.А. Ачкасова, Р. Барта, Н.В. Евстигнеевой, О.А. Оберемко, Л.Ю. Логуновой, В.А. Рычкова, О.Ю. Малиновой, А.А. Нечаевой, В.Я. Проппа, М.В. Репьевской, В.Н. Сырова, И.В. Тивьяевой, Цв. Тодорова, Г.Л. Тульчинского, Е.В. Федосеевой, Н.С. Шаповаловой, Е.Р. Ярская-Смирнова. Тема грамматических времён в нарративах разбирается в работе Е.В. Падучевой.
Эмпирическая база исследования состоит из 5 журналистских материалов, опубликованных в 2019-2020 гг.:
• «Забытые» (интернет-портал «Такие дела», 11.02.2019): В материале собраны истории нескольких героев - жертв и родственников погибших во время терактов и катастроф за период с 1999 по 2011 годы. Особое внимание уделяется их жизни после трагедий и помощи со стороны государства.
• «Редакция» - о терактах, с которых началась эпоха Путина» (YouTube- канал «Редакция», 19.11.2020): Документальный фильм на YouTube-канале о взрывах жилых домов в сентябре 1999 года с привлечением пострадавших и расследовавших эти теракты людей.
...
Данная работа направлена на изучение процесса освещения современными отечественными СМИ трагических событий прошлого.
Журналистские материалы, даже повествующие о прошлом, несомненно являются ярчайшими носителями информации и о настоящем времени. Анализируя их, можно отметить изменения общественных настроений и мнений. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения взаимосвязей между течением времени и отражением образа прошлого в журналистике.
Объектом исследования является конструирование прошлого в материалах СМИ, а предметом - отображение терактов 1990-х и 2000-х годов в российской журналистике наших дней.
Сфера научного исследования - отражение прошлого в журналистике. После изучения теоретической базы на тему исторической памяти исследуемая проблема будет рассмотрена на примере репрезентации терактов 1990-х и 2000х в российских СМИ.
Цель работы заключается в выделении особенностей репрезентаций памяти о терактах 1990-2000-х годов в публицистике.
Задачи нашего исследования:
- определить понятие исторической памяти;
выявить специфику репрезентации исторической памяти в
журналистике;
• выделить структуру нарративов о терактах 1990-х и 2000-х годов в современных СМИ;
• сравнить повествования о терактах в разных публикациях.
Теоретическая база выпускной квалификационной работы построена на основе работ опытных исследователей. Проблеме исторической памяти посвящены работы В.Н. Бадмаева, В.П. Булдакова, О.В. Вербиной, О.О. Дмитриевой, С.Г. Дорониной, Т.П. Емельяновой, А.М. Кумыкова, О.Б. Леонтьевой, Л.Н. Мазур, Л.П. Репиной, П. Рикёра, Г.Л. Тульчинского, М.М. Федоровой, М. Хальбвакса, Н.С. Шаповаловой, А.М. Эткинда. Специфика отражения памяти в журналистике рассматривается в работах А.В. Богдановича, Е.Л. Вартановой, М.А. Воскресенской, В.А. Давыдова, Е.Г. Дьяковой, А.А. Казакова, У. Липпмана, С.В. Мохиревой, В.А. Сидорова, Е.Д. Федоровой. Информация о мнемических нарративах, их структуре и анализе содержится в работах В.А. Ачкасова, Р. Барта, Н.В. Евстигнеевой, О.А. Оберемко, Л.Ю. Логуновой, В.А. Рычкова, О.Ю. Малиновой, А.А. Нечаевой, В.Я. Проппа, М.В. Репьевской, В.Н. Сырова, И.В. Тивьяевой, Цв. Тодорова, Г.Л. Тульчинского, Е.В. Федосеевой, Н.С. Шаповаловой, Е.Р. Ярская-Смирнова. Тема грамматических времён в нарративах разбирается в работе Е.В. Падучевой.
Эмпирическая база исследования состоит из 5 журналистских материалов, опубликованных в 2019-2020 гг.:
• «Забытые» (интернет-портал «Такие дела», 11.02.2019): В материале собраны истории нескольких героев - жертв и родственников погибших во время терактов и катастроф за период с 1999 по 2011 годы. Особое внимание уделяется их жизни после трагедий и помощи со стороны государства.
• «Редакция» - о терактах, с которых началась эпоха Путина» (YouTube- канал «Редакция», 19.11.2020): Документальный фильм на YouTube-канале о взрывах жилых домов в сентябре 1999 года с привлечением пострадавших и расследовавших эти теракты людей.
...
В данной работе была изучена репрезентация исторического прошлого на примере отражения в современных российских СМИ терактов 1990-2000-х годов. Исследование проводилось на основании изучения нарративов в отобранных целенаправленной выборкой материалах.
В рамках исследования были поставлены следующие задачи:
• дать обзор понятию исторической памяти;
• выявить специфику репрезентации исторической памяти в журналистике;
• выделить особенности репрезентации терактов 1990-х и 2000-х годов в журналистских материалах;
• изучить структуру нарративов о терактах в современных СМИ.
Первые две задачи были выполнены в рамках первой главы. На основании теоретической базы исследования были выявлены отличия между историей и исторической памятью. Первая стремится к объективности, безоценочности и существует без своих непосредственных свидетелей. Вторая, в свою очередь, субъективна, избирательна, мифологична, нравоучительна, оценочна, а также существует, благодаря своим «носителям». Коллективная память неразрывно связана с настоящим и влияет на него.
Репрезентация памяти в журналистике имеет свою специфику. В частности она связана с различиями между реальностью и медиареальностью. Последняя выстраивается таким образом, что не может отразить все события реальности со всеми их аспектами. Это происходит в связи с таким факторами, как:
• повестка дня;
• как минимум двухступенчатый комплекс интерпретаций (носитель памяти по-своему интерпретирует реальность, журналист по-своему интерпретирует информацию от носителя памяти);
- намеренная актуализация памяти или её забвение (например, из-за естественного забывания отдельным индивидуумом или целенаправленного политического курса государства).
По теме актуализации отслежено следующее замечание. Выход большей части проанализированных материалов (3 из 2) приурочен к годовщинам терактов. Один из материалов, дата выхода которого не связана с годовщиной, содержит в себе нарративы сразу о трёх терактах, поэтому не может быть оценён с этой точки зрения. Это подтверждает тезис о том, что память о событиях прошлого актуальна всегда исключительно для своих групп-носительниц, а для общества в целом зачастую актуализируется в необходимые моменты.
В первой главе также была выведена специфика мнемических нарративов. Они представляют собой субъективные версии произошедшего, «записанные» в памяти. Многообразие мнемических повествований в поле памяти общества «оздоравливает» его так же, как и агрессивное господство одного нарратива омертвляет. Кроме того, были приведены данные о структуре нарратива и подходам к его анализу, определившие ход работы во второй главе исследования.
Журналистика является одним из средств рефлексии прошлого и сохранения коллективной памяти. Именно с помощью живых свидетельств о событиях прошлого - субъективных, оценочных и эмоциональных (при условии доступа «к микрофону» максимально разнообразных видов свидетелей) - выстраивается социальная и историческая самоидентификация групп. В этом смысле журналистика, пуская в своё пространство мнемическое поле, оказывает на общество огромное влияние.
Две последние задачи были выполнены во второй главе. Было выделено пять категорий для проведения нарративного анализа, которые были исследованы на примере пяти журналистских публикаций: двух текстов, подкаста и двух документальных фильмов.
...
В рамках исследования были поставлены следующие задачи:
• дать обзор понятию исторической памяти;
• выявить специфику репрезентации исторической памяти в журналистике;
• выделить особенности репрезентации терактов 1990-х и 2000-х годов в журналистских материалах;
• изучить структуру нарративов о терактах в современных СМИ.
Первые две задачи были выполнены в рамках первой главы. На основании теоретической базы исследования были выявлены отличия между историей и исторической памятью. Первая стремится к объективности, безоценочности и существует без своих непосредственных свидетелей. Вторая, в свою очередь, субъективна, избирательна, мифологична, нравоучительна, оценочна, а также существует, благодаря своим «носителям». Коллективная память неразрывно связана с настоящим и влияет на него.
Репрезентация памяти в журналистике имеет свою специфику. В частности она связана с различиями между реальностью и медиареальностью. Последняя выстраивается таким образом, что не может отразить все события реальности со всеми их аспектами. Это происходит в связи с таким факторами, как:
• повестка дня;
• как минимум двухступенчатый комплекс интерпретаций (носитель памяти по-своему интерпретирует реальность, журналист по-своему интерпретирует информацию от носителя памяти);
- намеренная актуализация памяти или её забвение (например, из-за естественного забывания отдельным индивидуумом или целенаправленного политического курса государства).
По теме актуализации отслежено следующее замечание. Выход большей части проанализированных материалов (3 из 2) приурочен к годовщинам терактов. Один из материалов, дата выхода которого не связана с годовщиной, содержит в себе нарративы сразу о трёх терактах, поэтому не может быть оценён с этой точки зрения. Это подтверждает тезис о том, что память о событиях прошлого актуальна всегда исключительно для своих групп-носительниц, а для общества в целом зачастую актуализируется в необходимые моменты.
В первой главе также была выведена специфика мнемических нарративов. Они представляют собой субъективные версии произошедшего, «записанные» в памяти. Многообразие мнемических повествований в поле памяти общества «оздоравливает» его так же, как и агрессивное господство одного нарратива омертвляет. Кроме того, были приведены данные о структуре нарратива и подходам к его анализу, определившие ход работы во второй главе исследования.
Журналистика является одним из средств рефлексии прошлого и сохранения коллективной памяти. Именно с помощью живых свидетельств о событиях прошлого - субъективных, оценочных и эмоциональных (при условии доступа «к микрофону» максимально разнообразных видов свидетелей) - выстраивается социальная и историческая самоидентификация групп. В этом смысле журналистика, пуская в своё пространство мнемическое поле, оказывает на общество огромное влияние.
Две последние задачи были выполнены во второй главе. Было выделено пять категорий для проведения нарративного анализа, которые были исследованы на примере пяти журналистских публикаций: двух текстов, подкаста и двух документальных фильмов.
...





