Разработка мероприятий по привлечению слушателей в Институт
непрерывного образования Сибирского федерального университета с учетом
международного опыта
Введение 4
1 Мировой опыт организации непрерывного образования 7
1.1 Понятие и сущность непрерывного образования 7
1.2 Система функционирования непрерывного образования в зарубежных
странах 14
1.3 Непрерывное образование в России 20
2 Механизм привлечения слушателей в Институты непрерывного образования 29
2.1 Место Института непрерывного образования СФУ в системе
непрерывного образования 29
2.2 Диагностика системы привлечения слушателей в Институт непрерывного
образования Сибирского федерального университета 37
3 Мероприятия по привлечению слушателей в Институт непрерывного
образования Сибирского образования 46
3.1 Характеристика наиболее популярных институтов и центров
дополнительного образования 45
3.2 Практические рекомендации по привлечению слушателей в Институт
непрерывного образования Сибирского федерального университета 52
Заключение 60
Список сокращений 62
Список использованных источников 63
Приложение А 68
Приложение Б 75
Приложение В 79
В настоящее время в современной системе образования сложилась устойчивая тенденция формирования нового типа личности, стремящейся к постоянному изучению новых дисциплин, получению разносторонних компетенций. Необходимость таких изменений образовательной системы осознается во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации. Действующая система образования с акцентом на европейский уклад, уже не способна удовлетворить требования динамично развивающегося мира, в том числе из-за изменения значимости человека и человеческого ресурса.
В данных условиях активизируется роль человеческого капитала, раскрытия и развития интеллектуальных и творческих способностей человека любого возраста, происходит формирование системы образования нового уровня. Это связано с тем, что человеческий капитал становится системообразующим компонентом новой экономики, базирующейся на человеческих знаниях .
Главная особенность такого устройства - это прямое воздействие на когнитивные способности человека, под которыми подразумевают возможности мышления, обусловленные физическим и психологическим развитием личности, креативные способности человека, которые позволяют генерировать нешаблонные идеи и способы решения проблем, а также эффективное использование теоретических и практических знаний.
Под влиянием наступивших изменений и осознания значимости человеческого капитала появился термин непрерывное образование, который подразумевает под собой возможность процесс роста потенциала личности на протяжении жизни за счет приобретения новых знаний и компетенций.
Концепция непрерывного образования играет важную роль наряду с другими идеями развития человеческого потенциала в XXI веке [3]. Основа непрерывного образования - это постоянное профессиональное, творческое обновление и совершенствование личности. А развитие в данном направлении - это гарантия прогресса и процветания общества.
Институты непрерывного образования рассматриваются государствами как источник обеспечения социальной интеграции и достижения равных возможностей человека в общественной жизни. Частью непрерывного образования является дополнительное образование, которое подразумевает под собой общеразвивающие программы и дополнительные профессиональные программы, в число которых входят профессиональная переподготовка и повышение квалификации.
В условиях непредвиденных обстоятельств, например, пандемии, с которой мир столкнулся в 2020 году, значимость непрерывного образования и образования в целом возросла. Подстраиваясь под жизненные реалии образовательные учреждения адаптируют программы курсов дисциплин для комфортного изучения в режиме онлайн, чтобы минимизировать различные риски, и это, с другой стороны, становится новым направлением деятельности, так как у онлайн образования есть ряд преимуществ, основные из которых - это удобство и доступность.
Актуальность темы ВКР обусловлена необходимостью развития и продвижения концепции непрерывного образования как повсеместно, так и в рамках специальных учреждений, а возрастающая конкуренция среди центров дополнительного образования и различных онлайн-площадок, ставит перед институтами в качестве одной из основных задач привлечение слушателей на реализуемые программы. В связи с чем институты уделяют пристальное внимание разработке и реализации мероприятий для увеличения количества слушателей.
Институт непрерывного образования на базе Сибирского федерального университета также стремится привлечь внимание граждан к образованию и предоставить возможность получения непрерывного образования. Учитывая тот факт, что подобные образовательные учреждения в России только набирают обороты, вопрос распространения информации и привлечения аудитории является ключевым. Необходимо почувствовать заинтересованность в концепции непрерывного процесса образования. В данной связи актуальна разработка различных мероприятий для привлечения слушателей в ИНО СФУ.
Целью работы является разработка мероприятий по привлечению слушателей в институт непрерывного образования Сибирского федерального университета на основе изучения системы функционирования зарубежных и российских институтов и рассмотрение тенденций развития непрерывного образования.
...
Концепция непрерывного образования в настоящее время активно распространяется по всему миру. Растущий интерес к концепции связан с формированием системы образования нового уровня, центральными задачами которого становятся увеличение человеческого потенциала и формирование гибкого мышления.
Теоретической базой, которая описывает цели и задачи непрерывного образования является теория LLL (life - long learning) П.Ленгранда. Центром образовательной системы, в соответствии с теорией, становится человек, стремящийся к личностному росту. Идеи теории положили начало формированию системы непрерывного образования, как образования в течение всей жизни, целью которого является развитие человеческого ресурса.
Российский опыт реализации концепции строится на зарубежных исследованиях и практической реализации принципов непрерывного образования через создание специальных учреждений, институтов, реализующих программы дополнительного образования.
Таким образом на базе российских университетов стали появляться институты и центры дополнительного образования с возможностью повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Институт непрерывного образования Сибирского федерального университета реализует различные программы высокого качества. Помимо этого, актуальной задачей становится разработка мероприятий по привлечению слушателей в ИНО СФУ, в связи с растущей конкуренцией в сфере дополнительного образования.
В работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучено состояние непрерывного образования за рубежом и в России и выявлены тенденции в развитии концепции непрерывного образования на территории Российской Федерации;
• проанализировано функционирование Института непрерывного образования Сибирского федерального университета;
• выявлены сильные стороны и возможности развития Института непрерывного образования;
• разработан комплекс мероприятий и рекомендаций по привлечению слушателей в Институт непрерывного образования.
Результатом исследования являются разработка мероприятий по привлечению слушателей в Институт непрерывного образования Сибирского федерального университета, а именно:
• создание и внедрение массового открытого онлайн курса - подробное описание этапов и сроков создания через диаграмму Ганта;
• совершенствование сайта ИНО СФУ - изучение сайтов конкурентов и предложение мер по исправлению оформления сайта для более эффективного функционирования.
Акцент был сделан именно на этих мероприятиях исходя из проведенных исследований и рекомендаций руководства ИНО СФУ.
Значимость представленной бакалаврской работы заключается в возможности применения результатов исследования в процессе разработки стратегии повышения количества слушателей и конкурентоспособности института за счет развития уязвимых и недоработанных систем.
Материалы исследования также представляют практический интерес в отношении развития концепции непрерывного образования через учреждения, реализующие программы дополнительного образования, с возможностью вступления в международное сообщество для более прогрессивного развития концепции непрерывного образования в России.
1. Антипина Е. В. Трудовой потенциал и непрерывное образование / Е. В. Антипина // Вестник Северного федерального университета. Архангельск: ИПЦ САФУ. -2012. - №4. - С.155-159.
2. Юсупова И. В. Роль системы непрерывного образования / И. В. Юсупова // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 4 (16). — С. 95-102.
3. Колесникова И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1.
4. Игнатович Е. В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования / Е. В. Игнатович // Непрерывное образование: XXI ВЕК. — 2013. — № 2. — С. 53-63.
5. Татарникова А. А. Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования / А. А. Татарникова // Вестник Томского государственного университета. — 2007. — № 299. — С. 144-149.
6. Сивец С. Д. Непрерывное образование: концепция и реализация [Электронный ресурс] / С. Д. Сивец // Электронная библиотека «Элитариум». Режим доступа: https: //www.elitarium.ru/nepreryvnoe_obrazovanie_koncepcij a_i_e e_realizacija/ (дата обращения: 15.02.2021).
7. Дмитриев Н. А. Непрерывное образование как основа формирования региональной системы непрерывного профессионального образования / Н. А. Дмитриев // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2010. — № 6. — С. 110-115.
8. Ильинская Я. А. История формирования концепции дополнительного непрерывного образования / Я. А. Ильинская // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2013. — № 4. — С. 110-125.
9. Пережовская А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития / А. Н. Пережовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 38-41. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7617/ (дата обращения: 12.03.2021).
10. Орешкина А. А. Методологические основы преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования. Стилевые характеристики: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.01 / Орешкина А.А; Институт теории и педагогики. — Москва, 2009. — 417 c.
11. Кедров Б. М. Основы педагогических взглядов Гельвеция К. А., Дидро Д: учебник / Б. М. Кедров — Москва: Московский государственный педагогический университет, 2015. — С.65-69.
12. Лобанова Н.А., Титова Л. Г., Юдин В.В. Непрерывное образование: методология, технологии, управление: коллективная монография / под ред. Н. А. Лобанова, Л. Г. Титовой, В. В. Юдина. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - 298 с.
13. Лазарева М. В. Учебная мотивация как условие непрерывного профессионального образования / М. В. Лазарева // Национальная ассоциация ученых. — 2015. — № 9. — С. 124-128.
14. Савина А. К. Непрерывное образование зарубежом: от идеи до концепции / А. К. Савина // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2015. — № 3 (24). — С. 49-65.
15. Кривоконева А. А. Концепция обучения "Три L" и проблемы непрерывного образования / А. А. Кривоконева, Г. К. Гудович // Вестник Тульского филиала финуниверситета. — 2020. — № 1. — С. 491-492.
... всего 37 источников