Только Word
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы экологического образования в условиях среднего профессионального образования……………….……………………..6
1.1. Становление экологического образования………………...………..6
1.2. Формирование профессиональных компетенций в рамках ФГОС СПО по дисциплине «Экологические основы природопользования»…….....20
Глава II. Экспериментальная методика преподавания дисциплины «Экологические основы природопользования»……………………………….29
2.1 Экспериментальная база «Красноярский технологический техникум пищевой промышленности»………………………………………………….....29
2.2. Рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования»……………………………………………………...…….32
2.3. Методика проведения занятий по дисциплине «Экологические основы природопользования» и анализ результатов………………………….50
Заключение……………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………75
Приложения……………………………………………………………………...78
В современном обществе экология играет большую роль в жизни людей. Каждый человек использует природные ресурсы в ходе своей жизнедеятельности. Но каждый ли задумывается, какой урон приносит планете, на которой живет? Природные ресурсы должны использоваться рационально. Для того чтобы понять принципы такого вида природопользования, необходимо знать основные законы природы, которым подчиняется все живое на Земле. Изучение основ экологии включает в себя накопленные знания по биологии, географии, химии и взаимосвязь живого и неживого на планете.
Изучение дисциплины «Экологические основы природопользования» в среднем профессиональном образовании, безусловно, важный аспект в становлении обучающихся как разносторонне развитых будущих специалистов и членов общества, владеющих экологической компетентностью.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования от 22 апреля 2014 года № 373, обучающиеся должны формировать компетенции - общие и профессиональные. Общие компетенции направлены на развитие социальных навыков, например, ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Профессиональные компетенции направлены на виды деятельности, непосредственно связанные с будущей профессией. Для того чтобы стать компетентным специалистом в своей области, необходимо освоить все ОК и ПК.
В данной работе проанализирована методика обучения дисциплин экологического цикла, разработана рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования» и проведен анализ проделанной работы с обучающимися в ходе педагогического эксперимента.
Для эксперимента нами была выбрана специальность 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий. Обучающиеся Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Красноярский технологический техникум пищевой промышленности».
Актуальностью данной работы является разработка учебной дисциплины согласно современным Федеральным Государственным образовательным стандартам с учетом профессиональной деятельности каждой из специальностей пищевой промышленности и с учетом возрастных особенностей учащихся.
Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту от 22 апреля 2014 г. № 373 по специальности 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, дисциплина ЕН.02. Экологические основы природопользования включает в себя усвоение обучающимися общих и профессиональных компетенций (ОК 1-9, ПК 1.1-1.4, 2.1-2.4, 3.1-3.4, 4.1-4.3, 5.1-5.5). Предыдущий Федеральный Государственный образовательный стандарт был утвержден от 15 июня 2010 г. № 611 по специальности 260103 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», включал освоение ОК 1-10, ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.4, ПК 3.1-3.4, ПК 4.1-4.3, ПК 5.1-5.5. Произошло изменение в общих компетенциях профессии. Следовательно, рабочая программа должна быть составлена с учетом измененных компетенций.
Разработкой учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» занимались педагоги: Анисимова А. Н. (преподаватель Красноярского технологического техникума пищевой промышленности), Кавардакова Л. А. (преподаватель Нижневартовского нефтяного техникума), Михайличенко О.В. (преподаватель Керченского политехнического колледжа), Сергеева Л.Ю. (преподаватель Темниковского сельскохозяйственного колледжа) и др...
Выполненное исследование имеет теоретико-экспериментальный характер. Предложенная в настоящем исследовании рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования», способствует формированию общих и профессиональных компетенций у студентов среднего профессионального образовательного учреждения. Экспериментально доказана эффективность лекционного метода обучения.
В процессе выполнения диссертационного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы позволило выявить теоретические основы экологического образования в условиях среднего профессионального образования;
2. Рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана с учетом предъявляемых требований. Она разработана таким образом, чтобы на конкретном содержании способствовать формированию общих и профессиональных компетенций;
3. Проведена экспериментальная апробация методики преподавания дисциплины «Экологические основы природопользования» и доказана эффективность рабочей программы и курса лекций в достижении обучающимися результатов по формированию общих и профессиональных компетенций.
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР. – 2009.
2. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева; под ред. Н.Д. Андреевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 208 с.
3. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании// Высшее образование в России. 2006. - № 1. – с. 45-52.
4. Богданова Н.А. Особенности формирования профессиональных компетенций студентов СПО. [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/osobiennosti-formirovaniia-profiessional-nykh-kompietientsii-u-studientov-spo. - 08.05.2017
5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика – 2003. - № 10. – с. 8-14.
6. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория комплексного обучения. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. – 84 с.
7. Ветров Ю., Ивашкин А. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования // Высшее образование в России. 2006 - № 1. – С. 45-52.
8. Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.doopt.ru – 26.11.2017
9. Дмитриева Ф.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов СПО через внедрение в образовательный процесс практико-ориентированных задач. ВЕСТНИК СВФУ, 2012, том 9, № 3. – с. 131-135.
10. Дмитриенко Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика. – 2004. – № 2. – С. 54-59.
11. Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2017 [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://zakonobobrazovanii.ru/#zakonobobrazovanii. – 08.05.2017.
12. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3.
13. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
14. Королев П.М. Энвайронментальная этика [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://samlib.ru/k/korolew_p_m/env_eth.shtml. - 07.05.2017.
15. Крепша Н.В. Курс экологии. – Томск: Изд-во ТПУ, 2011.-119 с....31