Только Word
Введение…………………………………………………………………...………3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ»….............6
1.1.1. Строение головного мозга……………………………………………...….6
1.1.2. Строение спинного мозга……………………………………………..….14
1.2. Физиология центральной нервной системы……………………………....17
1.2.1. Строение и функции нейрона………………………………………..…...17
1.2.2. Синапсы центральной нервной системы…………………………...……20
1.2.3. Виды поведения животных…………………………………………...…..25
1.3. Психологические механизмы адаптации животных к городской среде………………………………………………………………………………28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ, В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА…………………………………………...39
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ ПО БИОЛОГИИ «ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ»……………………45
Заключение……………………………………………………………………... 54
Литература……………………………………………………………………….55
Новая образовательная система с экономическим и социальным уклоном, требует, чтобы система школьного образования ей соответствовала. В ней будут созданы условия для получения учащимися образования с учетом их индивидуальных способностей и потребностей, профориентации школьников, установления связи между общим и профессиональным образованием. Согласно Концепции модернизации российского образования главная роль в решении этой задачи предоставляется школе с профильным обучением в классах старшей ступени.
На сегодняшний день новый стандарт общего среднего образования в профильных классах по биологии представляет собой специальные требования к тем навыкам, которые должны получить учащиеся. Таким образом, выпускники профильного обучения должны уметь самостоятельно проводить биологические исследования и правильно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать информацию; развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения проблем биологической науки; пользоваться биологическими терминами и символами; проводить исследования и эксперименты, моделировать биологические объекты и процессы.
Отсюда следует, что достижение установленных целей невозможно без включения в современную систему образования элементов исследования и развитие ее основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают учащимся лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них творческие способности, критическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности в целом.
Анализ педагогической и психологической литературы, опыта работы учителей биологии показал, что в теории и практике преподавания биологии в средней школе существует ряд разногласий: между необходимостью общества в достаточно высокой самореализации нового поколения, способного творчески мыслить, и в низком уровне развития исследовательских способностей у выпускников школы; между широкими возможностями содержания биологического образования в школе, для развития исследовательских способностей и недостаточной разработкой в учебном процессе методики для развития этих способностей. Данные разногласия указали нам на актуальность нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, выбрана тема исследования и разработан элективный курс, способствующий углубленному изучению основ поведения животных. Актуальность темы исследования определила объект и предмет исследования:
Объект исследования – разработка элективного курса на тему «поведение животных», в ходе изучения предмета биологии.
Предмет исследования – применение практического занятия, как формы организации обучения биологии в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №151» г. Красноярск.
Цель работы – разработать элективный курс на тему «Поведение животных».
Задачи:
- разработать содержание элективного курса «Поведение животных»
- представить собственное практическое применение материалов для организации практического занятия, в рамках элективного курса, в ходе изучения биологии;
- разработать методические рекомендации к элективному курсу «Поведение животных».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Первая глава посвящена содержанию курса «Поведение животных». Вторая глава посвящена практическому применению материалов для организации практического занятия, в рамках элективного курса. Третья глава посвящена разработке методических рекомендаций к элективному курсу «Поведение животных».
1. Выявлен материал учебного содержания элективного курса «Поведение животных » с направленным формированием и развитием исследовательских умений школьников, а также выделены педагогические условия развития исследовательских умений в рамках курса.
2. Применение материалов осуществлялось для организации и проведения практического занятия по теме «Исследование поведения животного на открытой местности (городской среде)» , в рамках элективного курса, в ходе изучения биологии. Апробация осуществлялась на базе МАОУ СШ № 151 г. Красноярска. В эксперименте участвовали учащиеся 9-х классов.
3. Разработаны методические рекомендации к элективному курсу «Поведение животных». Элективный курс разработан с учетом предъявляемых требований. Построен таким образом, чтобы на конкретном содержании продолжить формирование и развитие исследовательских умений (определять цель; выдвигать гипотезу; подбирать литературу по теме исследования; методику исследования; проводить эксперимент; фиксировать и анализировать результаты эксперимента; формулировать выводы) через включение учащихся в активную исследовательскую деятельность.
Таким образом, можно утверждать, что задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. - М.: Колосс, 2005. - 512 с.
2. Биология. Полный курс. В 3-х томах. Том 3. Зоология , автор: Г.Л. Билич, В.А.Крыжановский, Издательский дом «Оникс 21 век», 2004 г. – 544с
3. Bapyxa Э. А. Анатомия и эволюция нервной системы. Ростов н/Д, 1992, стр. 27-35.
4. Воронова Н.В., Климова И.В., Менджерицкий А.М.. Анатомия Центральной Нервной Системы. Москва 2006, стр. 18-29
5. Догель В.А. Зоология беспозвоночных: учебник для университетов. - М.: Высшая школа, 1981. - 606 с.
6. Зоология позвоночных, автор: В.М. Константинов, С.П. Наумов, С.П.Шаталов.-3-е издание, перераб., издательский центр «Академия», 2004г. - 464с.
7. Зорина З.А., Полетаева И.И.. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.: «Аспект – Пресс», 2001, - 354 с.
8. Константинов В.М., Шаталова С.П., Наумов С.П. Зоология позвоночных. Учебник для студентов биологических факультетов педагогических вузов. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 464 с.
9. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2011. - 296 с.
10. Психология животных / Под ред. Ю.Б. Разумовского. М.: ЮНИТИ-АНА, 2004.
11. Зоопсихология и сравнительная психология: Учебно-методический комплекс для специальности 020400 «Психология»/ Сост. Р.К. Махмутова. Ижевск, 2008. 104с.
12. Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде. Н.Н. Мешкова, Е.Ю. Федорович — М.: Аргус, 1996. — 226 с.
13. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений – 3-е изд. – М.: Учебно методический коллектор «Психология», 2001, - 464с.
14. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии/ Сост. Н.Н. Мешкова, Е.Ю. Федорович. 4-е изд. — М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2005. — 376 с....33