Только Word
Введение. Актуальность темы исследования. 3
Глава 1.Театр и государство. 13
1.1.Взаимоотношения государства и театра в 90-е .гг. 13
1.2. Перевод театров страны на новые условия хозяйствования . 26
Глава 2. Изменения в системе организации театрального дела. 31
2.1. Состояние театрального дела накануне комплексного эксперимента. 31
2.2. Зарождение альтернативных театров 37
2.3. Этапы театральной реформы. 42
3.Особенности развития театрального искусства. 50
3.1. Репертуар российских театров в 90-егоды . 50
3.2. Особенности формирования театральной культуры в 90-е годы. 57
3.3. Особенности театральной жизни красноярских театров 60
Заключение. 64
Список литературы. 72
Несомненна высока социальная значимость темы, выбранной для дипломной работы. В свое время с появлением кино многие предрекали скорую смерть театру, который, в сравнении с кинематографом, зрелищем мобильным, легко воспроизводимым и требующим для воспроизведения ограниченного и несложного оборудования, казался в тот момент громоздким, неповоротливым, очень прихотливым и требующим для своего воспроизводства слишком много условий. Более того, весь ХХ век с этой точки зрения стал большим испытанием для театра, так как вслед за созданием кино пришло телевидение, видеозаписи, а теперь и всемирная электронная сеть. Но, несмотря на все новшества в сфере развлечений, которые преподнес нам ХХ век, театр жив. Более того, интерес к нему не ослабевает, а растет. Театр не был вытеснен ни кинематографом, ни телевидением, ни Интернетом. И вряд ли когда-либо появится альтернатива этому виду искусства, которая отменит его специфику, уникальность и заменит его. В последнее время, напротив, интерес к театру растет. Сам по себе этот факт не только отраден, но и крайне интересен. В сегодняшнем постсоветском обществе, на сломе, в условиях смены основополагающих принципов переходное поколение наших соотечественников тянется к театру. Растет число театральных коллективов, реализующих свои творческие возможности в самых различных направлениях художественных поисков. Об этом свидетельствует и обновление академических театров, и появление новых, негосударственных, и регулярные гастроли, и организация театрального фестиваля «Золотая маска». Разумеется, это разнообразие носит не случайный характер. Все эти театры обращаются к разным группам зрителей, собирают разные аудитории, имеют различные творческие кредо, используют самые различные средства творческого и художественного выражения, обращения к зрителям. На фоне этих фактов трудно говорить об упадке театра. Конечно, на театре существуют проблемы связанные с новыми формами, с репертуаром, с воспитанием новых артистов, с критикой, наконец, но все они иллюстрируют скорее то, что театр находится в развитии, в постоянном становлении и обновлении, но не в упадке, не в регрессе.
Историография При изучении выбранной темы дипломной работы я столкнулась с различными точками зрения на культуру, театральную жизнь, взаимоотношения между государством и театром. Положение дел в театральном искусстве в 90 годы Ю.Фохт-Бабушкин оценил следующим образом: «Достаточно противоречиво отношение публики к театру: какие-то показатели не изменились, какие-то ухудшились, а какие-то улучшились. Можно всё-таки считать, что ситуация в данном случае более или менее стабильна» Однако такую точку зрения на положение дел в театральном искусстве в середине 90-х годов разделяли не все специалисты. Так, В.Дмитриевский утверждал: «Хотя посещаемость театра сегодня невысока, социологические исследования последних лет показывают, что престиж театра в общественном сознании всё ещё достаточно высок. Другими словами, театр ценят, хотя активность посещений надает» .
Более жестко оценивал сложившуюся ситуацию В.Жидков: «... по мере демократизации политической сферы роль театрального искусства в духовной жизни нашего общества и его место в системе художественной культуры неуклонно сокращаются. Это выражается в изменении общественных потребностей, обращенных к сценическому искусству, что приводит к падению посещаемости спектаклей, прежде пользовавшихся повышенным спросом, и в результате многие ранее популярные театры испытывают сегодня серьёзные трудности с привлечением зрителей на свои спектакли» .
Изменение роли театра отмечал и известный знаток театра Э.Радзинский: «Театр - это искусство времён тоталитаризма, именно тогда он расцветает, потому что заменяет всю общественную жизнь. Наш театр был не столько искусством, сколько властителем дум. И когда время предложило театру стать искусством, одни попытались совместить несовместимое, а другие попросту умерли, исчезли. Сейчас с театром происходит неизбежное: он занимает положенное ему в рыночной стране место, и это место, естественно, не в первых рядах рыночной жизни. Театр будет зависеть or того, сколь театрален окажется правящий класс, его субсидирующий» ).В подтверждение подобных суждений можно привести и мнение Л.Смелянского, который считал, что «в условиях рынка «стоимость» театра как социального института резко упала. Можно сказать, что «сверхтеатр» стал просто театром» .
В.В.Хренов высказывает две точки зрения на культуру и театральную в частности. Первая «служанка» государства, пропагандирующая господствующую систему ценностей. Вторая: культура-основной механизм развития общественного сознания, которая борется с традиционным застоем и содействует общему социальному развитию общества...
Театр - род искусства, особенностью которого является художественное отображение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями. Театр – искусство синтетическое, коллективное, вторичное. Театр — зрелище. Театр — праздник. Театр— развлечение. На этом празднике не только смеются, но и плачут, волнуются и страдают, решают философские проблемы Театр сравнивают с кафедрой, со школой. Как всякое сравнение. Театр — школа, в которой не учат в обычном смысле слова. В этой школе не задают уроков и не требуют запоминаний. В этой школе нет учеников и учителей. Театр — школа, в которой учатся с удовольствием, учатся, не замечая того, что учатся. В этой школе только показывают — показывают жизнь.
Целью дипломной работы является: воспроизведение целостной картины театральной жизни России в постсоветский период, выявление основных закономерностей и логики театрального процесса.
Результатом исследований в работе стало решение задач:
• определить наиболее значимые этапы театральной реформы в период перестройки,
• выявить основные закономерности и логику театрального процесса в условиях децентрализации управления культурой;
• показать становление новых принципов функционирования театра в рыночных условиях в контексте общероссийских тенденций;
• дать характеристику организационно-творческой деятельности театров (финансирование; репертуарная политика; система связей «театр — зритель»);
• определить специфику театральной культуры, сложившуюся под влиянием новых условий.
В результате исследования различного рода источников выявлено 3 этапа театральной реформы в период перестройки. Первый и второй этапы театрально реформы не стали кардинальным переломом в театральном деле. А вот третий этап театральной реформы, начавшийся с выхода Постановления «О социально-экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций в РСФСР» и стал настоящим прорывом. Постановление определило правовой, экономический и социальный статус некоммерческих театральных организаций. Теперь театр мог существовать в различных организационно-правовых формах, а его деятельность должна была регистрироваться.
Следующим шагом театральной реформы стал перевод театров на новые условия хозяйствования разработка новой концепции государственной дотации (театр получал гарантированное нормативное бюджетное финансирование, включаемое в доходы учреждения, и самостоятельно составлял смету расходов);
— возможность привлечения и использования альтернативных источников финансирования (кредиты, благотворительные пожертвования, спонсорские средства, собственные доходы);
— закрепление достижений театрального эксперимента 1987-1988 годов (творческая свобода, ценообразование, гибкость системы оплаты труда).
Логика театрального процесса в условиях децентрализации управления культурой прослеживается с одной стороны во взаимоотношениях театра и государства в разные периоды времени. Таким образом, взаимоотношения театра и государства определялись культурной политикой коммунистической партии и правительства. Это была программа тотальной «советизации» всех сфер государственной, социальной, культурной, частной жизни. Советская система идей и ценностей утверждалась в стране как единственно возможная форма бытия и сознания. Чем дальше, тем жестче и агрессивнее советская власть внедрялась в жизнь - до тех пор, пока господствующая идеология не подавила все формы открытого неповиновения и не обрела право абсолютной монополии в эпоху, получившую именование «тоталитарной». Даже после отказа от решающей роли репрессивной политики в области культурного строительства, в эпоху относительной либерализации советского режима, господствующая идеология не отказалась от своего монопольного права на управление всей художественной жизнью СССР.
В годы перестройки меняется характер взаимоотношений между государством и театром и он ознаменовался попыткой преодолеть системный кризис театрального дела в рамках театрального эксперимента следствием которого менялась эффективность системы управления театрами , уровень оплаты труда работников театра, принцип оплаты труда улучшалось состояние системы материально-технического обеспечения театров. С другой стороны логика театрального процесса в условиях децентрализации управления культурой прослеживается в переводе театров страны на новые условия хозяйствования, которое являлось вторым важным шагом театральных реформ, существенно расширив самостоятельность театров, право приобретать товары, необходимые для осуществления новых постановок и для эксплуатационной деятельности, материалов. Театрам было разрешено использование банковского кредита на цели производственного и социального развития с погашением за счет театра.
В работе раскрыты новые принципы функционирования театра в рыночных условиях в контексте общероссийских тенденций;....
Зсоношка. Организация. Творчество // Театр.- 1958.- А 6,-С. 35 - 40. / I
2. В условиях реформы // Театр.- 1970.- И 5,- С. 78 - 85.
3. Вопросы управления // Театр.- 1573.- » 12.- С. 43 - 50. /
4. Изучению театра - комплексный подход // Экономика и организация театра./ Под ред. А.З.ЕНита.- Л., 1971;- С. 68 - 73.
5; Проблемы эффективности управления театрами // М.,- 1973,-С. 216 - 226. / 0,4 авг.л./
6. Некоторые проблемы прогнозирования развития театров // Актуальные проблемы экономики, организации и социологии театра: Тез. докладов Всесоюз. научно-практич. конф. - Киев;- 1976.- C¿ 67-69. /0,1 авт. л./
7. О прогнозирования развития театра // Социологические исследования театральной жизни.- М., 1978,- С. 205 - 220. /0,6 авт. л./
8. Театр в эпоху научно-технической революция // Проблемы перспективного планирования и управления в сфере художественной культуры: Тез.докл. научно-практич.конф.- М.1979.-С. 124 -125. /ОД ант. л./
9. Научно-техническая революция и театр // Театр и художественная культура.- М., 1930.- С. 214 - 233.
10. Взаимодействие с театральной аудиторией// Театр и город. -М., 1986,- С. 133 - 137. /0,2 авт. л./
11. Поговорим о моделях // Театральная жизнь.- 1987,- Й 17,0. 17 - 19. /0,5 авт. л./
12. Совершенствование форм работы театров .//Художественная культура . - К. ,1987. - С.141-150. (0,9 авт.л.).
13. Создание региональных хозрасчетных объединений театрально-зрелищных предприятий //Социально-экономические проблемы художественной культуры. - II., - 1987. - С. 134-151. (0,8 авт.л.).....23