Только Word
Введение 3
Глава 1. Методы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории 12
1.1 Основные методы 12
1.2 Разработанные методы 29
Глава 2. Работа с детьми с ОВЗ в школе №32 г. Красноярска 33
2.1. Основы инклюзивного образования в школе №32 33
2.2 Виды детей с ОВЗ в школе №32 37
2.3 Психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ в школе №32 44
2.4 Реализация инкюзивного образования на конкретном ребенке 52
2.5 Применение методов на практике 54
Заключение 61
Список используемых источников 63
Проблема инклюзивного образования в России в последние годы как никогда остра. Детей с особыми потребностями всё больше (сейчас их около двух миллионов), специализированных учреждений, занимающихся их обучением и воспитанием, благодаря повсеместной оптимизации, всё меньше, педагогические кадры зачастую не имеют специального образования, помогающего работать с такими учениками, а общество не готово интегрировать в себя детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
В столичном регионе дела с инклюзивным образованием обстоят лучше (как и со многими сферами жизни в принципе): больше подготовленных кадров, лучшая оснащенность учебных заведений всем необходимым, есть больше возможностей для повышения квалификации учителей, работающих с особыми детьми, да и Министерство образования Российской Федерации в относительном доступе. Увы, в регионах в целом и Красноярском крае в частности (даже в его столице - Красноярске) всё нуждается в корректировке и многочисленных доработках. Для многих учителей стал новостью тот факт, что у них в классах есть дети с особыми потребностями, у большинства нет соответствующего образования или хотя бы курсов, а общество смотрит на этих «ненужных» детей с презрением и ненавистью.
С историей всё так же оставляет желать лучшего. Есть все предпосылки для того, чтобы она стала обязательным выпускным экзаменом. И если прочие дисциплины ученики с особыми потребностями могут в большей или меньшей степени осилить благодаря практической направленности и большему на них акценту (математика и русский язык), то история повлечет за собой множество провальных результатов, и, как следствие, множество сломанных судеб. Трудно поведать о прошлом тому, кто не может даже читать и считать, но жизнь и Министерство образования диктуют свои правила, и наша задача как педагогов – помочь детям с особыми потребностями освоить эту нелёгкую дисциплину в меру их ограниченных возможностей.
Историография. Проблемой обучения детей с ОВЗ занимались многие отечественные и зарубежные ученые и педагоги.
Рассмотрим работу Ахметовой Д.З. «Педагогика и психология инклюзивного образования». Ахметова – доктор психологических наук, профессор – с помощью коллег (З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др.) даёт исчерпывающее представление о том, чем же по сути является инклюзивное образование, что является его основополагающими компонентами. Выводятся следующие принципы:
1.Ценность человека зависит не только от его способностей и достижений. Каждый человек уникален
2.Каждый человек способен чувствовать и думать
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений: все люди нуждаются друг в друге, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников и наставников.
5.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
6.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Именно на этих принципах, по мнению автора, строится образование в целом, и инклюзивное образование в частности. Однако, автор выражает сожаление, что не все руководствуются этими принципами и ещё существуют проблемы и противоречия, которые необходимо решить.
Поэтому в работе даётся многогранное представление об инклюзивном образовании: начиная от теоретических основ, зарубежного опыта и психологических обследований детей с отклонениями до гендерных аспектов, технологий обучения, психологического сопровождения и даже словарь терминов. Иными словами, авторский коллектив хорошо потрудился над тем, чтобы осветить проблему со всех сторон и дать фундаментальные знания об инклюзивном образовании интересующимся.....
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – тяжёлый труд, однако, при должном упорстве и уровне мастерства, приносящий ценные плоды. Ведь цель инклюзии - не только интеграция детей с ОВЗ, но и «одна школа для всех». Инклюзивные походы, методы и приёмы могут помочь детям с ограниченными возможностями в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможность для эффективной социализации, а это в данном случае – самое главное.
В ходе проведенного исследования выявилась важность и нужность инклюзивного образования для современной российской школы и для самих детей. Наличие в классе того, кто не похож на обычных детей, заставляет и педагогов развивать свои профессиональные навыки, и школьников относиться терпимее к таким, кто не такой как все.
В целом, можно сделать три важных вывода:
1. Методическое разнообразие по инклюзивному образованию огромно. Помимо классических методов, которые используются и в обычном, и в инклюзивном образовательном процессе, используются вспомогательные методы, направленные исключительно на работу с детьми с особыми потребностями;
2. К сожалению, ни один метод не является универсальным средством в обучении детей с отклонениями в развитии. Даже одинаковые заболевания не дают одинакового результата, а поэтому определить, какой метод будет наиболее эффективен на конкретном ребенке, можно только на практике. Однако, в совокупности с вышеупомянутым методическим разнообразием, каждый педагог сможет найти для себя лучшие инструменты для работы с детьми с ОВЗ;
3. В школе №32 основы инклюзивного образования достаточно прочны. Здесь есть необходимая база для того, чтобы инклюзивное образование интенсивно развивалось и приносило пользу тем, кто в нем нуждается – детям.
Но так же выяснилось, что, несмотря на проработанную нормативно-правовую базу, такое образование сопровождает множество проблем на стадии реализации. В первую очередь это нехватка профессиональных кадров, сопротивление родителей детей с особыми образовательными потребностями, а так же четкого понимания того, кто есть «дети с ОВЗ» и как именно лучше с ними работать и в целом взаимодействовать. Оказалось, что некоторые учителя даже не знают того, что у них в классе обучаются дети с ОВЗ.
Разумеется, инклюзивное образование не является универсальным рецептом для всех видов ограниченных умственных и физических возможностей. Важность надомного обучения или специальных коррекционных школ безусловно высока, однако там, где есть возможность обучать детей вместе с их здоровыми сверстниками, её можно и нужно использовать.
На первый взгляд может показаться, что обучение детей с ОВЗ (в частности обучение истории) – это очень трудно. Однако исследование показало, что существует множество методов и приёмов, помогающих таким детям в лучшей степени усвоить материал. Но следует учесть, что эти методы и приёмы отнюдь не универсальны, и нужно применить его на каждом ученике, чтобы понять, подходит это для конкретного ребенка или нет. Отсеивая неэффективное и оставляя лучшее, можно достичь должного результата в обучении особенных детей.
У школы №32 есть все шансы для того, чтобы стать одной из лучших площадок для осуществления инклюзивного образования в городе. А у особенных детей есть все шансы для полноценной интеграции с обществом и усвоения необходимых знаний, в частности по истории. Комбинируя различные методы и приёмы, можно помочь таким детям получить базовые знания о прошлом, развить к нему стойкий интерес, а так же усвоить необходимый минимум для сдачи ЕГЭ по истории, если однажды этот экзамен всё же станет обязательным. Но помимо знаний, детей так же можно научить тому, для чего призвана история: любви к Родине, уважению к достойным людям, умению отличать хорошее от плохого, не совершать ошибок на примере исторических личностей и событий. Иными словами, можно вырастить достойного и образованного человека, несмотря на то, что он немного отличается от остальных....
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития де¬тей/Под ред. К- С. Лебединской. — М., 1982.
2. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. — К.: Радянська школа, 1986
3. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе. - М.: Прометей,2005.
4. Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. - М., 2000.
5. Воронкова В.В. (ред.) Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы. Сборник 1 - М.: Владос, 2000.
6. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе, 2001, Владос
7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003
8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008
9. Замский Х.С. Умственно-отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древнейших времен до середины ХХ века. - М.: Образование, 1995
10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2000.
11. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб., 2003.
12. Костяшкин Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. -М. 1971
13. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996
14. Назарова Н.М. Специальная педагогика.-М «Академия» 2004.
15. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. М.,Теревинф, 2009....24