Глава 1. Проектный подход в образовании.
1.1.Проектная деятельность в образовании………………....................6
1.2.Проекты в школе………………………………………………….….14
1.3. Характеристика безопасного поведения при пожарах……………21
ГЛАВА.2.Проектирование как условие эффективной организации научно- методической деятельности педагога на уроках БЖ.
2.1. Состояние предмета ОБЖ на современном этапе………………..…28
2.2.Проектирование на занятиях по тематике «Безопасное поведение при пожарах»…………………………………………………………………………46
Выводы……………………………………………………………………...50
Заключение………………………………………………………………….53
Список литературы………………………………………………………...54
Развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования и воспитания приоритет человеческой личности. Современный педагог поставлен перед необходимостью решения, помимо традиционных, таких актуальных и сложных психолого-педагогических задач, как аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих. Главная суть их в анализе и рефлексии целостного педагогического процесса, причин возникающих затруднений и их преодоления, прогнозировании результатов и последствий принимаемых решений, коррекции протекания педагогического процесса, установлении необходимых коммуникативных связей, их регуляции и поддержки, в восхождении от отдельных педагогических функций к их системе, от типовых педагогических технологий к креативным, творческим, личностно-ориентированным, преобразующим суперпозицию учителя и субординационную позицию ученика в личностно-равноправные позиции.
Технологии такого типа "способствуют "запуску" внутренних механизмов развития личности посредством использования в учебно-воспитательном процессе сюжетно-ролевых игр, психолого-педагогического тренинга, использования новых педагогических технологий" - форм воспитательной работы (Т.И. Шамова, Н.Е. Щуркова.).
Актуальность исследования. В последние годы возникает много трудностей в организации и осуществлении воспитательного процесса в школе. Школьная молодежь в условиях глобальных и противоречивых преобразований в нашем обществе оказалась в зоне риска и причин этому немало: экономических, политических, педагогических: диктат в воспитании, шаблон и формализм в учебно-воспитательном процессе, мероприятия "для галочки", обязаловка сменилась вседозволенностью, равнодушием к жизни, учебе, общественной деятельности, социальной ответственности за свое поведение, пренебрежение нравственными ценностями, выросла подростковая преступность. Одной из причин исследователи считают и слабую разработанность современной теории воспитания: модели современной личности, цели и задачи воспитания, а также основы педагогической технологии учебно-воспитательного процесса.
В этих сложных условиях обострилась потребность в более тонком прикосновении к личности, возникла необходимость повернуться к ней лицом, помочь в становлении молодежи субъектом собственной жизни, пробуждение желания и интереса к самоопределению, самореализации, саморефлексии, к овладению культурой общения, поведения, досуга, что и будет обеспечивать гармоническое развитие общества и личности.
Современная наука предлагает различные подходы к проблеме активизации обучения школьников: обновление содержания, внедрение новых педагогических технологий и т.д. Одним из путей оптимизации учебно-воспитательного процесса, повышения эффективности педагогической системы по праву можно считать организацию учебно-познавательной деятельности школьников. Понятие познавательной деятельности было сформулировано в трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурье, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и их последователей. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространённых видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов....
В процессе выполнения проекта школьники впервые встречают задачи, где нет единственно правильного решения. Поэтому со временем снижается боязнь ошибочных действий, которые могут снизить оценку. Появляется желание конструктивно разобраться в проблеме, чтобы избавиться от существующих недостатков и добиться желаемого результата.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявлять интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности по отношению к процессу деятельности и ее результатам. Было замечено, что практическая деятельность и опыт работы оказывают сильное влияние на индивидуальное саморазвитие учащихся. Традиционные школьные курсы перегружены учебной информацией, что приводит к заметному разрыву между теорией и практикой. По моему мнению, знания наиболее качественны, если они приобретаются в процессе решения практических задач. Это значит, что знание образов действий необходимы не до решения практических задач, а во время решения. Одновременно поиск решения практических задач актуализирует необходимость приобретения знаний, активизирует познавательную деятельность.
Широкие возможности для проектной деятельности открывают информационные технологии. Ведь благодаря компьютерной технике учащиеся способны создавать красиво и правильно оформленные проекты, выполняют презентации, создают почти профессиональную рекламу продукции…
Анализ педагогической работы по реализации проекта «Безопасное поведение при пожарах» показывает, что использование проектной деятельности полностью оправдывает себя в рамках существующей системы школьного обучения. Мы считаем, что метод проектов является эффективным способом мотивации учебной и практической деятельности учащихся, а опыт, приобретенный в ходе работы над проектом, в дальнейшем поможет им реализовать свои возможности.
1. Бабанский Ю.К.. Методы обучения в современной образовательной школе. – М., 2008.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: Учеб. –Ростов.1999.
3. В. Гузеев. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения.// Директор школы. – 1995. - №6
4. В.В. Давыдов .Теория развивающего обучения. - М., 1996
5. Воскобойникова Н.П. и др. О педагогических технологиях и системах обучения / М.2000.
6. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. – М., 1998
7. Гузеев В.В. Организационные формы обучения и уроков // М.1998
8. Жуковский И., Жуковская А. Проектная деятельность как средство
9. Землянская Е. Обучение в сотрудничестве //Учитель.-2002.С.35-37.
10. И. Чечиль. Метод проектов. // Директор школы. – 1998. - №3-4
11. Информационные и коммуникационные технологии в школе // Народное образование.-2000.-№7.-С.35-46.
12. Карлащук В.И. Некоторые аспекты программированного обучения. //М.1999.
13. Кузнецова Т. Секрет многоярусного урока: [ Технология индивидуализированного обучения ] // Первое сентября.-2000.-28 нояб.-Прил.-С.2.
14. Малышева Е.С. Структурно-логические схемы // ФПС.-2001.
15. Моренко Л. Искусство задавать вопросы // Начальная школа.М.-2001....33