СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ
ОБЩАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX вв.
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX вв. 8
1.1. Содержание среднего образования в мужских общеобразовательных учебных заведениях 8
1.2. Содержание среднего образования в женских общеобразовательных учебных заведениях 29
1.3. Содержание образования в профессиональных учебных заведениях Енисейской губернии исследуемого периода 42
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 58
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX вв. 61
2.1. Организация учебного процесса в мужских общеобразовательных учебных заведениях среднего звена 61
2.2. Воспитательная работа в мужских общеобразовательных учебных заведениях среднего звена 75
2.3. Организация учебно-воспитательного процесса в женских общеобразовательных учебных заведениях среднего звена 96
2.4. Организация учебно-воспитательного процесса в профессиональных учебных заведениях Енисейской губернии исследуемого периода 107
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 130
Теория такого сложного, изменчивого, многообразного объекта, как процесс обучения и образования, не появляется вдруг. Она есть результат длительного исторического опыта. Каждый последующий этап ее развития предполагает критическое освоение идей прошлого. Не каждый из периодов истории был для процесса образования в одинаковой степени плодотворным. Наиболее интенсивно развитие происходило там, где борьба различных направлений и течений педагогической мысли сопровождалась накоплением новых знаний о закономерностях познавательной деятельности учащихся и о реалиях процесса обучения. К числу таких периодов относится и рубеж XIX – ХХ вв. Поэтому наиболее актуальными в настоящее время являются исследования по истории образования различных регионов России в конце XIX – начале XX вв., в период интенсивного экономического роста и политических изменений, в период становления гражданского общества.
Енисейская губерния, являясь неотъемлемой, исторически сложившейся частью Российского государства, в то же время характеризуется рядом региональных особенностей (связанных с территориальным расположением, политикой государства в отношении региона, степенью развития промышленности и т.д.). Политические, экономические и социальные изменения, происходящие в России в течение последнего десятилетия, дают основания для проведения исторических аналогий. Изучение, в частности, истории образования Енисейской губернии конца XIX – начала XX вв. предоставляет возможность показать новые, неисследованные стороны процесса становления и развития системы образования России в целом. Подобное исследование позволит выявить основные тенденции развития системы образования, показать тесную взаимосвязь экономических, политических, социальных процессов и изменений, происходящих в системе образования.
Актуальность исследования: критическое освоение исторического опыта и конкретизация историко-педагогических представлений о целостности системы образования в Енисейской губернии как одного из регионов России может способствовать лучшему пониманию, а, следовательно, и решению проблем обучения в условиях современной педагогической действительности.
Научная привлекательность данной темы заключается в том, что сегодня происходит осознание приоритетности региональных факторов для реформирования системы образования. Вопросам истории образования России в целом посвящено значительное число научных работ. В системе историко-педагогических исследований по проблеме среднего образования в Енисейской губернии имеется крайне мало работ. Среди наиболее полных источников следует отметить следующие: А.П. Панчуков «История начальной и средней школы Восточной Сибири», Ф.Ф. Шамахов «Школа Западной Сибири в конце XIX – начале XX вв.», А.И. Шилов «Среднее образование Восточной Сибири в конце XIX – начале XX вв.», «Средняя школа Восточной Сибири конца XIX – начала XX вв.»,
Таким образом, существует противоречие между потребностью современного образования в исследовании исторического опыта развития среднего общего и профессионального образования в Енисейской губернии и крайне незначительной разработанностью этого направления.
Возникает проблема: чем характеризуется процесс развития среднего общего и профессионального образования в Енисейской губернии конца XIX – начала XX вв.?
Актуальность данной проблемы и неразработанность ее в историко-педагогических исследованиях послужила основанием для выбора темы выпускного исследования: содержание образования и организация учебно-воспитательного процесса в средней общей и профессиональной школе Енисейской губернии конца XIX – начала XX вв....
Содержание образования средней общеобразовательной и профессиональной школы Енисейской губернии отражало изменения, происходившие в жизни общества дореволюционной России конца XIX – начала XX вв., и являлось своеобразным показателем общественного положения различных типов школ. Условно можно выделить три этапа развития среднего образования:
– первый период – 1867–1896 гг.,
– второй – 1896–1908 гг.,
– третий период – 1908–1920 гг.
Поэтапное развитие характеризовалось постепенным движением от сословно-крепостнической школы к частичному внутришкольному преодолению элитарности и затем постепенному созданию единой школы, проявлению признаков ее гуманизации и демократизации.
Средняя школа Енисейской губернии исследуемого периода отражала общие тенденции развития школы России, однако обладала при этом рядом особенностей, связанных с территориальным расположением, политикой государства в отношении региона, степенью развития промышленности и т.д. Процесс развития содержания обучения характеризовался ослаблением классицизма и формально-догматического обучения, обращением к личностному, умственному и нравственно-эстетическому развитию учащихся, чему служили постоянное совершенствование учебных планов, разработка новых программ, проявление признаков дифференциации и индивидуализации обучения.
В развитии образования проявились следующие тенденции: полный учет возрастных особенностей учащихся; построение учебных курсов по концентрическому принципу; расширение межпредметных и внутрипредметных связей; целенаправленное обучение учащихся самостоятельно мыслить, более осознанно усваивать материал через требование учебных программ; усиление научности школьных курсов и одновременно их практической направленности, отказ от односторонних формальных целей образования и выработка таких навыков и умений, которые позволили бы учащимся применять полученные знания в практической жизни.
Развитие содержания среднего образования раскрывает во временном плане тенденцию более полного учета и реализации прогрессивных идей как при построении учебных курсов разных типов общеобразовательной и профессиональной школы, так и отдельных учебных предметов. Все большую значимость и достойное положение в учебных планах гимназий и реальных училищ стали занимать предметы, содержание которых имело патриотическую направленность. В целом развитие содержания среднего образования было ориентировано на создание благоприятных условий для духовного развития учащихся и подготовки их теоретической и практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
К позитивным изменениям в организации учебно-воспитательной работы можно отнести разнообразие форм обучения; совершенствование методов обучения, направленных на развитие психических процессов личности; преодоление отставания и повышение успеваемости учащихся. Опыт учебной работы общеобразовательных школ енисейской губернии наглядно показывает, что развитие русской педагогической и методической постепенно оказывало все большее влияние на организацию учебного процесса и нашло большее или меньшее отражение в работе всех общеобразовательных школ и абсолютного большинства преподавателей в Енисейской губернии.
Передовые для своего времени школы региона предпринимали попытки построения учебного процесса, обеспечивающего развитие способностей, стимулирующего познавательную активность, самостоятельность и творческое мышление учащихся. Шире стали использовать активные методы обучения, развивающие мыследеятельность, познавательную инициативу, самостоятельность в решении учебных задач. Широко применялась наглядность, показывались опыты, проводились эксперименты...
1. Абаимов В. К вопросу о народном образовании Сибири // Восточное образование. 1880. № 2–3.
2. Бакай Н.Н. К 25-летию Красноярской губернской гимназии (1869-1893 гг.). Красноярск: типография Е.Ф. Кудрявцева, 1893. С. 35–120.
3. Бакай Н.Н. К 25-летию Красноярской женской гимназии (1896-1894 гг.). Красноярск: Типография Е.Ф. Кудрявцева, 1895. С. 11–56.
4. Бугаевич И.В. Ручной труд в общеобразовательных средних школах дореволюционной России // Ученые записки. ЛГПИ им. А.И. Герцена. 1958. Т. 182. Вып. 3. С. 79–126.
5. Бугров С.В., Куценко Н.В., Шаповал А.Н., Шилов А.И.. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса средних школ г. Красноярска в конце XIX – начале ХХ вв. // Актуальные проблемы образования: история и современность. 2016. № 6. С. 62–71.
6. Веселов А.Н. среднее профессионально-техническое образование в дореволюционной России (Очерки по истории). М., 1959. 120 с.
7. Ганелин Ш.И. История педагогики / Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант. М., 1940. 408 с.
8. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. 2-е изд., испр. и доп. М.: Учпедгиз, 1954. 303 с.
9. Джуринский А.И. История педагогики. М., 1999. 432 с.
10. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала ХХ века: Историко-педагогический очерк. М.: Педагогика. 1987. 125 с.
11. Ельницкий К.В. Очерки по истории педагогики. СПб., 1891. 143 с.
12. Жолудев Д.Г. Исторический очерк о школах Красноярского края (До Великой Октябрьской революции). Енисейск, 1961. 155 с.
13. Зенченко Н.С. Воспитательная работа в общественных средних школах России начала ХХ века // Уч. Зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1958. Т. 182. С. 5–77.
14. Зенченко Н.С. Коммерческие училища как общеобразовательная школа России начала ХХ века (На материале С.-Петербургских коммерческих училищ): дис. … канд. пед. наук. М., 1953. 16 с.
15. Знаменский С.Ф. Основные задачи в области образования. М., 1915. 34 с....91