ТРАДИЦИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ КНУТА ГАМСУНА (НА ПРИМЕРЕ РОМАНОВ «ГОЛОД» И «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
Только Word
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Особенности творческого пути Кнута Гамсуна. Его место в мировой литературе………………………………………………….………………...…..10
1.1. Биография и творческий путь писателя…………………………………10
1.2. Кнут Гамсун в биографиях и мемуарах…………………………………15
1.3. Кнут Гамсун – норвежский Достоевский……………………………….20
Глава 2. Философское мировоззрение Ф.М. Достоевского и Кнута Гамсуна в произведениях «Преступление и наказание» и «Голод»……………………...25
2.1 Философская мысль Достоевского и Гамсуна………………………….27
Глава 3. Параллель между Раскольниковым Ф.М. Достоевского и героем романа Кнута Гамсуна «Голод»……………………………………………...…34
3.1. Сопоставительная характеристика Родиона Раскольникова и студента из романа «Голод»…………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….44
Приложение: Конспект урока внеклассного чтения в 11 классе на тему: «Кнут Гамсун. Обзор творчества. Роман «Голод»………………………..…49
Список литературы………………………………………………………………59
Данная работа посвящена двум величайшим писателям разных стран, разных временных отрезков – это норвежский классик Кнут Гамсун и русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский. Их творчество и по сей день продолжает удивлять и радовать читателя глубиной философской мысли.
Еще Ю.И. Айхенвальд говорил: «Уже одно то, что Достоевский, пловец страшных человеческих глубин, провидец тьмы, рудокоп души, пережил психологию смертной казни, невероятный ужас ее ожидания, - одно это делает его существом инфернальным, как бы вышедшим из могилы и в саване блуждающим среди людей живых; а в России, на празднестве палачей, это придает ему еще трагическую современность и зажигает вокруг него особенно зловещий ореол». 1
А вот М.Бахтин считал, что «произведения Достоевского глубоко объективны, и потому самосознание героя, став доминантой, разлагает монологическое единство произведения (не нарушая, конечно, художественного единства нового, не монологического типа). Герой, по мнению М.Бахтина, становится относительно свободным и самостоятельным, ибо все то, что делало его в авторском замысле определенным, так сказать, приговоренным, что квалифицировало его раз и навсегда как законченный образ действительности, - теперь все это функционирует уже не как завершающая его форма, а как материал его самосознания». 2
В статье «Гамсун и Россия» Э. Панкратова пишет: «Лучшие произведения Кнута Гамсуна давно уже стали неотъемлемой частью классики новейшей мировой литературы. Художественное значение его творческого наследия весьма велико. Сын небольшой страны, лежащей на северной окраине Европы, кровно связанный с родной землей, ее неброской природой, казалось бы, полностью погруженный в медлительную жизнь маленьких норвежских городков и затерянных в шхерах рыбачьих поселков с их степенным и рутинным бытом, он сумел затронуть в своих романах, пьесах и новеллах вопросы, имеющие общезначимый характер, и уловил многие новые конфликты и общественные настроения, привнесенные в мир веком двадцатым, противоречиями его цивилизации». [19, С.58] В той же статье Панкратова отмечает: «У Кнута Гамсуна есть, несомненно, своё прочное место и в русской духовной жизни. Общеизвестно, что он был одним из любимых и читаемых у нас авторов и в 90-е годы XIX века, и на рубеже XIX—ХХ веков, впрочем, как и теперь. Всегда были читатели, которые с нетерпением ждали выхода его новых произведений. Некоторые его романы издавались в России даже раньше, чем в Норвегии»». [19, С.60]
Матюшова Мария Петровна в статье «Философское миросозерцание Кнута Гамсуна» пишет: «Роман «Голод» сделал Гамсуна одним из первых писателей не только Норвегии, а и Европы. Гамсун нашел своего героя — это полуинтеллигент, который разрывает с цивилизацией, разрушающей личность. Созданный автором персонаж, немного изменяясь, будет появляться во всех его произведениях. Произведения этого замечательного и до сих пор единственного в своем роде писателя настолько оригинальны, настолько сильно в них сказывается индивидуальность автора, что невольно сама его личность возбуждает глубокий интерес читателя.
Две вещи обычно знают о норвежском писателе Кнуте Гамсуне: он написал знаменитый роман «Голод», он сотрудничал с нацистами во время второй мировой войны и даже встречался с Гитлером. Здесь, в оправдание Гамсуна, можно сказать: «у великих людей существуют и великие заблуждения». [17, с.118]
Кнут Гамсун (1859 — 1952, настоящая фамилия — Педерсен) прожил долгую жизнь, более семидесяти лет длилась его литературная карьера. Мировую известность Гамсуну принес роман «Голод», впервые опубликованный полностью в 1889 г
«Голод» — во многом автобиографическое произведение, повествующее о жизни и страданиях молодого интеллигента в Христиании, тщетно пытающегося себя прокормить посредством публикации своих статей в периодических изданиях. Гамсун в необычной манере передал сложные психические состояния героя, его настроения, переходы от отчаяния, гнева, тяжелой озлобленности к своеобразной эйфории — обманчивому подъему сил. Читатель «Голода» вынужден выполнять роль, отведенную главному герою: он вместе с ним переживает и надеется, страдает от недоедания и сходит с ума, безнадежно мечется в поисках из стороны в сторону, и, будучи уже в критическом состоянии, в бреду называет имя мифической девушки Илаяли, которое только и способно вынуть его из небытия. Художественные особенности «Голода» обнаруживали типологическое родство Гамсуна с поэтикой произведений Достоевского. Более того, автор любит часто и много говорить о русской литературе вообще. Так, в «Мистериях», Гамсун устами своего главного героя предлагает собеседникам сравнить три наиболее значимые, по его мнению, исторические фигуры, среди которых оказываются Лев Николаевич Толстой и Иисус Христос. В «Путешествии по сказочной стране» Гамсун, рассекая просторы необъятной России, неоднократно возвращается к теме «великой русской восьмерки»: именно такое число русских писателей он для себя выделяет. Достоевский занимает здесь особое место, поскольку Гамсун всегда признавал значение и роль великого русского писателя для собственного художественного развития. «Достоевский — единственный художник, у которого я кое-чему научился, он — величайший среди русских гигантов», — писал он своей жене Марии Андерсен.
Более того, и в самой России любили Гамсуна как ни в одной другой стране мира: уже в 1910 году в издательстве «Товарищество А. Ф. Маркс» выходит полное собрание сочинений писателя в пяти томах. И это происходит задолго до того, как писатель создаст еще ряд шедевров, получит Нобелевскую премию. Мнение российских читателей совпадало с позицией ряда русских классиков. По поводу популярности Гамсуна в России А. И. Куприн в 1908 году пишет: «И если теперь имя Гамсуна действительно на устах у всех образованных русских читателей, то это явление приятно заметить, как рост художественного понимания и повышения вкуса» [27] ...
В своем исследовании мы провели анализ творчества и философской мысли Ф.Достоевского и К.Гамсуна. При этом мы опирались на размышления критиков и литературоведов, таких как Ю.Айхенвальд, М.Бахтин и другие.
Гипотеза нашего исследования доказана. При проведении сравнительной характеристики героев мы выявили те художественные элементы проблемного, мотивно-тематического комплексов, которые устанавливают параллель между изучаемыми героями произведений Ф.Достоевского и К.Гамсуна.
При проведении параллели между героями исследуемых произведении мы установили, что между героями существует схожесть, как мы видели в душевном состоянии, а также мы наблюдаем и существенное различие.
Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей. Эта теория выработана им в зловещей тишине глубокого и томительного уединения; на этой теории лежит печать его личного характера и того исключительного положения, которым была порождена его апатия. Раскольников написал свою статью о преступлении за полгода до того времени, когда он убил старуху, и вскоре после того, как он вышел из университета по неимению денежных средств.
Те мысли, которые выразились в его статье, были продуктами того самого положения, которое впоследствии, истощивши по капле всю его энергию и извративши его замечательные умственные способности, заставило его обдумать во всех подробностях, тщательно приготовить и успешно выполнить грязное преступление.
Когда Раскольников решился оставить университет, он уже, по всей вероятности, находился в очень бедственном положении. Никакое трудолюбие, никакая добросовестность в исполнении работ, никакая затрата силы и энергии не могли доставить ему ни такого обеда, который покрывал бы текущие расходы его молодого организма, ни такого платья, которое достаточно защищало бы его от холода, сырости и нечистоты, ни такого жилища, в котором его легкие находили бы себе достаточное количество свежего воздуха.
У героя Гамсуна временами проявляется агрессия и желание убить : «бешенство душило меня, самые кровожадные мысли лезли в голову, я готов был убить ее на месте, ударить ногой в живот», но разум преобладал над эмоциями.
Мы наблюдаем, что оба героя страдают не только от голода, но и от отсутствия социальных контактов и внутренней неудовлетворенности. Между героем Гамсуна и Р. Раскольниковым есть много общих черт. Во-первых, нищенский образ жизни, постоянная нужда в материальных средствах, авторы также подчеркивают, что их крошечные комнаты похожи на гробы. Во-вторых, оба героя отдают деньги нуждающимся, оба раскаиваются перед девушками: Раскольников признается в своем преступление Сонечке, гамсуновский герой - в своей нищете молодой девушке по имени «Илаяли». В-третьих, оба молодых человека пытаются понять каково их место в жизни. Если герой Раскольникова выделяет для себя только две ниши, которые может занять человек: «тварь дрожащая» и «власть имущие» и избирает для себя вторую и в результате чего совершает преступление ради «общего счастья», то герой Гамсуна занимает две позиции одновременно: в реальности он «тварь дрожащая», а в своих фантазиях он талантливый писатель, способный на творческие достижения. Однако преступление совершает только один из них. Герой Гамсуна не способен преступить закон, так как у него нет для этого социальной мотивировки: он не винит общество в своих страданиях и соответственно не может мстить ему....
Благовещенская М. П., Измайлов А. А. Кнут Гамсун. СПб., 1982
2. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского//Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. С. 144.
3. Будур Н. Кнут Гамсун. Мистерия жизни - М.: Молодая гвардия, 2008.
4. Галь Н. Слово живое и мертвое. М., 2003.
5. Гамсун К. Избранные произведения. - М., 1992
6. Гамсун, Туре. Спустя вечность: Автобиография: Пер. с норвеж. Л. Горлиной. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006.
7. Гамсун Т. Кнут Гамсун – мой отец. М., 1999.
8. Гамсун М. Под сенью золотого дождя / Пер. с норв. Т. Чесноковой. Рукопись.
9. Гинзбург Л. Кнут Гамсун. «Звезда», 1973, № 10.
10. Даниельсен Р., Дюрвик С, Греши Т., Хелле К., Ховланн Э. История Норвегии. От викингов до наших дней. М., 2003.
11. Кан А. С. История Скандинавских стран. М., 1971.
12. Кнут Гамсун. Полное собрание сочинений в пяти томах. - «Издание А. Ф. Маркса», 1980 г.
13. Кнут Гамсун. Собрание сочинений в шести томах. - Москва.: «Художественная литература», 1991-2000 гг..
14. Коллоен, Ингар Слеттен. Гамсун. Мечтатель и завоеватель: Пер. с норвеж. Э.Л. Панкратовой, А.А. Сельницина. М.: ОГИ, 2010.
15. Лауреаты Нобелевской премии. Т. 1 – 2. М., 1992. С. 303-304...38