Подготовка старших школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях террористического характера.
Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования готовности старшеклассников к действиям в условиях террористического акта.
1.1 Концепция обеспечения безопасности образовательного учреждения 7
1.2 Подготовка учащихся и сотрудников к действию в экстремальных ситуациях и организация мероприятий по противодействию терроризму в образовательных учреждениях.......16 1.3.Формы и методы подготовки учащихся к действиям при террористических актах на уроках ОБЖ. 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке старшеклассников к безопасным действиям в условиях террористического акта 30
2.1 Методы исследования уровня подготовки старшеклассников к действиям в условии террористического акта ……………………………………….31
2.2 Организация проведения опытно-экспериментальной работы по формированию готовности старшеклассников к действиям в условиях террористического акта. 35
2.2.1.Констатирующий этап исследования 35
2.2.2. Формирующий этап эксперимента 38
2.2.3.Контрольный этап эксперимента 49
Общие выводы по выпускной квалификационной работе 54
Список использованной литературы 56
Приложение 1. Тест А. Латчук «оценка знаний учащихся»………………..61
Приложение 2. Тест Н. Роуи и Э. Пилл «тест, определяющий готовность к выживанию в экстремальной ситуации»……………………………………...63
Актуальность работы.
В настоящее время терроризм в мире приобретает все более угрожающие масштабы из-за активизации деятельности различных террористических организаций. Увеличение террористических актов отмечается также и в России. Об этом свидетельствуют взрывы жилых домов в Москве, Волгодонске, трагедия на мюзикле Норд-ост на Дубровке в Москве, теракт на праздновании Дня Победы в Каспийске, захват заложников в Буденовске, серия взрывов в метро в разные годы, в т.ч. 3 апреля 2017 года в Петербургском метрополитене.
В результате действий террористов ежегодно погибают десятки тысяч ни в чем не повинных людей. Так в 2014 году общее количество смертей в результате действий террористов по всему миру составило свыше 32 тысяч человек, а в 2016 году - 29 376 человек (сведения из доклада лондонского Института экономики и мира). По данным Би-би-си только за июль 2016 года от террористических атак погибло около 1580 человек.
Постепенно терроризм приобретает характер одной из глобальных проблем человечества, так как угрожает сложившемуся мировому и внутригосударственному порядку, посягает на фундаментальные ценности человеческой цивилизации – право личности на жизнь, свободу, собственность и др. Это заставляет мировое сообщество по-новому оценить характер и приоритеты международного сотрудничества, подводит к необходимости изменения подходов к вопросам национальной безопасности, обуславливает необходимость обращения к изучению сущности, причин и признаков этого явления, поиска путей нейтрализации террористической деятельности.
В настоящее время основную угрозу в осуществлении террористических актов представляют исламисты и, в частности, Исламское государство Ирака и Леванта или сокращено ИГИЛ. Эта организация является запрещенной в России. Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия и средств связи. В различных регионах мира политическими и националистическими радикалами, взявшими на вооружение методы террора для достижения своих целей, организована разветвленная сеть подполья, складов оружия и взрывчатых веществ, обеспечивающих структур, финансовых учреждений. В качестве прикрытия для террористических организаций функционирует система фирм, компаний, банков и фондов.
Совершенно очевидно, что для противодействия этому крайне опасному явлению необходима координация усилий всех государств на высшем уровне, создание сети международных организаций. Для осуществления эффективных действий по борьбе с терроризмом необходима также выработка его единых международно-правовых понятий, точной правовой характеристики этого вида преступления.
В борьбе с терроризмом Россия занимает ведущее место в мире, осуществляя планомерную деятельность по уничтожению радикальных исламистов. Об этом свидетельствует участие в настоящее время Российской Федерации в оказании военной помощи Сирии в борьбе с исламистами.
Особенно уязвимыми и беззащитными перед опасностью, возникающей при террористических актах, являются дети. В связи с этим в процессе обучения актуальным является формирование у школьников знаний и умений, необходимых для адекватного поведения в опасных ситуациях, возникающих при террористической угрозе. Наиболее полно и целенаправленно это может быть осуществлено в рамках изучения школьниками курса «Основы безопасности жизнедеятельности», что и послужило основанием для выбора нами темы выпускной квалификационной работы «Подготовка старших школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях террористического характера».
Объект исследования: процесс повышения эффективности образовательного процесса на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет исследования: подготовка старших школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях террористического характера.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по активизации познавательной деятельности школьников на уроках ОБЖ в вопросах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях террористического характера.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по теме выпускной квалификационной работы.
2. Определить основные формы и методы формирования у школьников на уроках ОБЖ знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях террористического характера.
3.Разработать и обосновать методические рекомендации по повышению эффективности формирования на уроках ОБЖ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях террористического характера.....
Проведенные в рамках темы выпускной квалификационной работы экспериментальные исследования по изучению подготовки обучающихся старших классов к безопасному поведению в экстремальных ситуациях, вызванных террористическим актами, показывают, что значительная часть молодых людей имеет низкий уровень знаний и не обладает практическими умениями. Результаты тестирования, проведенного нами на констатирующем этапе экспериментальной работы в 10 классах, свидетельствует о том, что около половины обучающихся (47,5%), принявших участие в тестировании, имеют низкий уровень знаний в вопросах рационального поведения в сложных ситуациях. Высокий уровень знаний в исследуемом вопросе показали всего 18,5% респондентов. Обучающиеся, проявившие высокий уровень знаний, представляют, что такое терроризм, каковы его последствия и как надо себя вести в экстремальных ситуациях в целях сохранения жизни.
Свыше 40% испытуемых имеет низкий уровень подготовки к выживанию в сложных условиях. В основном подготовка обучающихся в этом вопросе находится на среднем уровне и составляет 46,5% и только 13% из них имеет высокий уровень подготовленности к выживанию в стрессовых ситуациях.
Нам представляется, что такие низкие показатели являются следствием отсутствия целенаправленной работы в образовательных учреждениях по подготовке обучающихся к безопасному поведению в сложных ситуациях, вызванных террористическими действиями. Безусловно, это, прежде всего, необходимо отнести к качеству преподавания школьного учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Свое мнение в этом вопросе мы попытались проверить на формирующем этапе нашей опытно-экспериментальной работы.
Для проведения формирующего этапа исследования была разработана экспериментальная Программа в основу, которой были положены как результаты анализа литературы по изучаемой проблеме, так и данные тестирования. В данный документ вошли в основном темы, связанные с терроризмом и его последствиями. Каждое из занятий мы попытались обосновать, исходя из современных подходов дидактики, считая основной задачей при организации учебной деятельности обучающихся – повышение их познавательной деятельности. В этих целях нами на занятиях использовались в основном активные педагогические технологии обучения.
В результате апробирования разработанной Программы в экспериментальном классе были получены положительные результаты. Количество обучающихся в экспериментальной группе с высоким уровнем знаний в вопросах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях увеличилось на 28% и на такую же величину уменьшилось их число с низким уровнем знаний.
Аналогичные изменения произошли в показателях, характеризующих подготовленность обучающихся к выживанию в экстремальных ситуациях. Число обучающихся с высоким уровнем подготовленности увеличилось к концу эксперимента на 33% и на 28% уменьшилось их число, характеризующее низкий уровень подготовленности.
Таким образом, разработанная нами Программа и ее апробирование в процессе проведения занятий по ОБЖ в лицее «Гармония» № 103 г. Железногорска показывают, что при целенаправленном подходе можно значительно повысить качество подготовки обучающихся старших классов к безопасному поведению в экстремальных ситуациях, вызванных террористическими актами. Полученные результаты исследования при апробации программы на уроках ОБЖ подтвердили выдвинутою нами гипотезу. При использовании на уроках ОБЖ и внеурочной работе активных технологий обучения в сочетании с практическими видами деятельности позволяет более качественно готовить обучающимися к рациональному поведению в опасных ситуациях...
1. "О противодействии терроризму" № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru
2. "О противодействии экстремизму" № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://s-pravdoy.com
3. Адельханян, Р. Признаки террористического преступления по международному праву. /Р. Адельханян // Российская юстиция. -2002. – № 8. – С 17-20
4. Айзман, Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. / под общ. Ред. Р.И. Айзмана, С.Г. Кривощекова, И.В. Омельченко. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2005. -464 с.
5. Александровский, Ю. Психогении в экстремальных ситуациях /Ю. Александровский [и др.]. – М.: Просвещение, 2003. – 142 с.
6. Андреева, Н.В. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Настольная книга руководителя / Н.В. Андреева – М.: Айрис-пресс, 2006. – 248 с.
7. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст] /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2007.- 334 с
8. Антюхин, Э. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности / Э. Антюхин, М. Сулла // Основы безопасности жизни. – 2007. – № 5. – С. 34-37.
9. Белова, С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2001. – 448 с.
10. Васецкий, Н.А. Российское законодательство на современном этапе Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) / Н.А. Васецкий. – М.: Издательство Государственной Думы РФ, 2003. – 189 с.
11. Васильева, Л.Н. Транснациональные преступления как угроза национальной безопасности России (конвенционные механизмы противодействия) / Л.Н. Васильева //Журнал российского права. – 2005. – № 10. – С. 11-14.
12. Величко, В. Некоторые аспекты проблемы борьбы с терроризмом в России. /В. Величко // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: "Международные отношения", 2002. – 182 с.
13. Вилкс, А. Политические и криминологические проблемы современного терроризма. /А. Вилкс // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: "Международные отношения", 2002. – 182 с.
14. Гурова, Р.Г. Современная молодёжь; социальные ценности
15. Дик, Н.Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее /Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 352 с....48