Только Word
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1.Обеспечение безопасности дорожного движения как необходимое условие укрепления национальной безопасности страны.
1.1 Основы обеспечения безопасности дорожного движения……………...7
1.2 Система управления безопасности дорожного движения………………………………………………………………………...10
1.3. Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения…………………………………………………………...13
Заключение по главе………………………………..…………………………...16
Глава 2. Организация управления безопасности дорожного движения.
2.1 Основные факторы, влияющие на состояние безопасности дорожного движения…………………………………………………………………………17
2.2. Роль специальных служб в обеспечении безопасности дорожного движения (дорожное строительство, управление организацией движения)………………………………………………………………………..21
2.3. Значение инфраструктуры обеспечения безопасности дорожного движения………………………………………………………………………...25
Заключение по главе……………………………………………….…………...27
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по оценке и снижению безопасности дорожного движения в г. Железногорске…………..………...29
3.1. Общий анализ дорожной инфраструктуры г. Железногорска…………30
3.2. Характер дорожно-транспортных происшествий в г. Железногорске и их основные причины……………………………………..…………………….31
3.3.Отношение жителей г. Железногорска к безопасному поведению на дорогах г. Железногорска………………………………………..……………42
Заключение по результатам анализа состояния ДТП в г. Железногорске…44
3.4. Рекомендации по повышению безопасного поведения жителей г. Железногорска на дорогах……………………………………..……………….46
Общие выводы по ВКР…………………………………………..……………...48
Литература……………………………………………………….……………... 50
В современном прогрессирующем мире, человек постоянно спешит по своим делам и забывает про свою безопасность. В ряде случаев переходя дорогу, мы забываем оглядываться по сторонам, чем подвергаем опасности не только свою жизнь, но и жизнь других участников дорожного движения.
Все чаще человек не соблюдает простые правила дорожного движения. В современном мире не в одной отросли уже довольно сложно обойтись без использования автомобиля. Автомобилизация, приносит как пользу, так и вред, связанный с огромным числом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), приносящим как физический ущерб, так и материальный.
Актуальность работы.
Проблема снижения аварийности на дорогах страны является одной из важнейших в связи с тем, что ежегодно в России происходят десятки тысяч ДТП, в которых погибает и получает увечья большое количество людей. Так, в течение 2016 года в стране произошло 173 694 ДТП, в которых погибло, 20 308 и было ранено 221 140 человек. [60]
В данной работе рассматривается состояние ДТП в городе Железногорске Красноярского края, который, как и многие города нашей страны имеет проблемные участки дороги, такие как опасные пешеходные переходы и нерегулируемые участки дороги. Эти факторы становятся причиной аварий с участием пешеходов и не редко заканчивающиеся летальным исходом.
Поэтому весьма актуальным и значимым является анализ причин приводящих к возникновению ДТП и разработка конкретных мер по их снижению. Этим и был обусловлен выбор нами темы выпускной квалификационной работы «Состояние и снижение дорожной аварийности с участием пешеходов в г. Железногорске».
Объект исследования: процесс управления безопасностью дорожного движения.
Предмет исследования: формы и методы управления снижением безопасности дорожного движения в г. Железногорске.
Цель исследования: анализ причин возникновения дорожно-транспортных происшествий в г. Железногорске и разработка плана мероприятий по их снижению.
Задачи исследования:
1.Анализ теоретико-методологических основ безопасности дорожного движения.
2. Оценка состояния безопасности дорожного движения в г. Железногорске.
3. Разработать и экспериментально апробировать методические рекомендации по повышению безопасности дорожного движения в г. Железногорске.
Гипотеза: повышение безопасного поведения пешеходов на улицах г. Железногорска возможно при обеспечении тесного взаимодействия всех служб, обеспечивающих безопасность дорожного движения и осуществлении постоянного мониторинга состояния основных факторов, влияющих на безопасность.
Практическая значимость исследования: разработанные нами методические рекомендации по повышению безопасности дорожного движения в г. Железногорске могут использоваться:
-дорожными службами;
-государственной службой организации дорожного движения (ГИБДД);
-в образовательных учреждениях для профилактики дорожного травматизма обучающихся.
Методы исследования:
-теоретические методы: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования (выявление актуальности и состояния изученности проблемы);
-эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование (изучение проявления творческих способностей школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»).
-методы математической статистики (выявление достоверности полученных результатов).
Методологические основы исследования:
Теоретико-методологическую основу исследования проблемы составляют теоретические труды в области отраслевой направленности: основы дорожного хозяйства, организация дорожного движения, управления и менеджмента в дорожном хозяйстве, а также нормативно-правовые основы деятельности системы безопасности дорожного движения.
База исследования: г. Железногорск, администрация города, ГИБДД.
о результатам анализа состояния ДТП в г. Железногорске
Представленный в третьей главе ВКР аналитический материал о состоянии аварийности на дорогах г. Железногорска свидетельствует о том, что оно зависит от большого количества разнообразных факторов, среди которых не может быть главных или второстепенных. Такое утверждение связано с тем, что любой из факторов может стать причиной гибели людей или их увечий.
Несмотря на то, что в Железногорске проживает 84.543 тыс. человека в течение 2016 и четырех месяцев 2017 года произошло 57 ДТП, в которых пострадало 22 человека, в том числе 4 человека погибли.
Из результатов нашего исследования видно, что главной причиной дорожных происшествий является человеческий фактор - в 60% случаев ДТП виновными являются пешеходы. Это связано с тем, что значительная часть пешеходов пренебрегает правилами безопасного поведения на дорогах. Проведенное нами анкетирование жителей Железногорска по их отношению к проблемам ДТП показывает, что 67% от опрошенных, переходит проезжую часть дороги в неустановленных местах, а 70% не обращают внимание на нарушителей правил дорожного движения.
Особую озабоченность вызывает отношение родителей к воспитанию у детей рациональной культуры поведения на дорогах. От общего количества опрошенных родителей, только 25% из них объясняют детям правила поведения на дорогах, а 75% вообще не уделяют этому никакого внимания. В тоже время 100% респондентов считают важной проблему безопасного поведения на дорогах г. Железногорска.
Таким образом, между пониманием железногорцами важности решения проблемы безопасного поведения на дорогах и реальным их отношением к этому существует существенное противоречие, которое требует своего разрешения. И здесь, на наш взгляд, есть два аспекта, требующих незамедлительного решения. Первый из них – это воспитание у жителей Железногорска ценностного отношения к своей жизни, жизни родственников, друзей, а также участников дорожного движения, второй – использование различных форм по воспитанию у жителей города культуры безопасного поведения на дорогах.
Особую озабоченность вызывает отношение родителей к воспитанию у детей ответственного поведения на дорогах города. С одной стороны, родители понимают необходимость соблюдения детьми правил дорожного движения, а, с другой, 75% из них никакого внимания этому в домашних условиях не уделяют. В своих рекомендациях по повышению безопасного поведения на дорогах мы попытались высказать свое видение положительного решения существующей проблемы.
3. 4. Рекомендации по повышению безопасного поведения жителей г. Железногорска на дорогах.
Обеспечение безопасности дорожного движения важная социальная задача города.
Проблема дорожно-транспортных происшествий в г. Железногорске в последнее время становится все масштабней. Это связано с низкой дисциплинированностью участников дорожного движения, недостаточной эффективностью системы БДД и несоответствием инфраструктуры, установленным требованиям. Для снижения уровня дорожных происшествий необходима общественная поддержка проводимых мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.
Для разработки мероприятий по повышению безопасности дорожного движения для жителей Железногорска мы использовали данные, проводимых мероприятий в городе по снижению аварийности на дорогах, показатели ГБДД о дорожных происшествиях и их причины, а также результаты нашей экспериментальной работы по выявлению основных факторов, влияющих на ДТП в городе.
Считаем, что снижение ДТП на дорогах Г. Железногорска возможно при проведении следующих конкретных мероприятий:
1.Формирование у жителей города ценностного отношения к своей жизни и здоровью, а так же к жизни и здоровью окружающих. Для реализации этого имеется большое количество разнообразных форм, методов и средств, которые могут с успехом использоваться в различных условиях жизни. Проверенным в этом плане является формирование в различных возрастных группах здорового образа жизни и создание в рамках данной деятельности культа здоровья. Человек, который ценит свое здоровье, будет разумно вести себя во всех жизненных ситуациях и, в том числе, на дорогах.
2.Самыми незащищенными на дорогах города являются дети и, как правило, им, прежде всего, необходимо объяснять и прививать правила безопасного поведения на дорогах. Для того чтобы обучить их правильному поведению, необходимо осуществить теоретическую подготовку (разобрать проблемы безопасности и риска), осуществить анализ уже имеющихся навыков, оценить психологическую подготовку (решительность) и выявить какие качества личности развиты в ребенке (проницательность).
При формировании знаний у ребенка о правильном безопасном поведении, следует научить его ориентироваться в дорожной обстановке, помочь понять правила дорожного движения, которые включают в себя обязанности пешехода, правила пересечения проезжей части, дорожные знаки, а также сигналы светофоров и регулировщиков. Все это следует осуществлять в игровой форме с помощью плакатов и мультимедийных приспособлений, работой со схемами и карточками, увлечь ребенка в ролевую игру. Большое значение в воспитании у детей культуры безопасного поведения на дорогах имеют такие внеклассные мероприятия как викторины, экскурсии, соревнования.
В семье, родители должны проводить воспитательные беседы с ребенком, пропагандировать соблюдение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах, подкрепляя эти беседы личным примером.
3.При анализе дорожной инфраструктуры нами выявлено, что ряд из ее объектов не отвечает установленным требованиям (знаки, светофоры, разметка, освещение, «карманы» для остановок транспорта и др.). Безусловно, что это создает повышенную опасность на дорогах города. В связи с этим считаем, что реализация наших предложений может существенно повлиять на снижение аварийности (см. раздел 3.2.).
4.Значительное влияние на ДТП оказывает состояние дорожного полотна, что требует от дорожных служб проведения своевременного его ремонта. Если же это по объективным причинам невозможно сделать, то проблемные места дорожного покрытия необходимо обозначить соответствующими знаками.....
1. Автомобилист и ГАИ. Права и обязанности. Сборник законодательных актов, регламентирующих взаимоотношения автомобилистов и правоохранительных органов. М.: МВД России, 1996,
2. Амбарцумян В.В, В.Н. Бабавнин, О.П. Гуджоян, А.В. Педритис]; под ред. В.Н. Луканина. - М.: Машиностроение, Безопасность дорожного движения : учеб. пособие для подгот. и повышения квалификации кадров автомоб. трансп.1998. - 304 стр.
3. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: учебник для вузов / В.Ф. Бабков. - М.: Транспорт, 1993. - 271 стр.
4. Белов С.В., Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Под общ. ред. Белова С.В. 2-е изд., испр. и доп./ С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, Л.Л. Морозова, А.В. Ильницкая. - М.: Академия, 2007.
5. Буга П.Г.. Шелков Ю.Д. Организация пешеходного движения в городах. – М:, 1980
6. Вол М. Анализ транспортных систем: пер. с англ. / М. Вол, Б. Мартин. - М.: Транспорт, 1989. - 514 стр.
7. Врубель Ю.А. Организация дорожного движения: в 2 ч. / Ю.А. Врубель. - Минск: Белорусский фонд безопасности дорожного движения, 1996. - Ч. 1. - 328 стр.; Ч. 2. - 306 стр.
8. Горев А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Э. Горев, Е. М.Олещенко. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — С. 150 (256 с.)
9. ГОСТ Р ИСО 39001-2014 Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению.
10. Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. – М., 2006
11. Игнатов Л.Н. Организационные основы деятельности органов внутренних дел по обеспечению дорожного движения. – М., 2006.
12. Иларионов В.А., Куперман А.И., Мишурин В.М. Правила дорожного движения и основы безопасности управления автомобилем. М.: Транспорт, 1995.
13. Ильянов В.В. Теория транспортных потоков в проектировании автомобильных дорог и организации движения / В.В. Сильянов. - М.: Транспорт, 1977. - 301 стр.
14. Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения: учебник для вузов / Г.И. Клинковштейн, М.Б. Афанасьев. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Транспорт, 2001. - 247 стр.
15. Кременец Ю.А. Технические средства организации дорожного движения: учебник для вузов / Ю.А. Кременец, М.П. Печерский, М.Б. Афанасьев. - М.: Академкнига, 2005. - 279 стр....64