Только Word
Введение 3
1.Теоретические основы начальной военной подготовки школьников 6
1.1 Анализ проблемы начальной военной подготовки граждан в системе общего образования 6
1.2 История становления и развития начальной военной подготовки в общеобразовательных школах 8
1.3 Возрастные особенности старшеклассников 13
1.4 Обучение основам начальной военной подготовки в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 17
2. Описание эксперимента 31
2.1. Описание экспериментальной работы 31
2.2 Программа военно-полевых сборов 32
2.3 Методика оценки эффективности программы 36
3. Результаты исследования. 39
3.1 Оценка эффективности проведенных занятий 39
3.2 Оценка эффективности занятий по огневой подготовке. 42
3.3 Оценка эффективности занятий по радиационной, химической и биологической защите 44
3.4 Общая оценка по предметам включенных в обязательную программу обучения на военно-полевых сборах 46
Заключение и выводы 48
Список используемых источников 50
Проблема вооруженной защиты Отечества во все времена являлась актуальной, как для России, так и для любого государства. На защите государства всегда стояли люди, соответствующим образом подготовленные и в особых случаях они должны будут отстоять, защитить государственные интересы.
В России исторически сложилось так, что начальная военная подготовка осваивалась на школьном этапе. Системному военному обучению в России уже более 150 лет, но всё это время оно являлось ареной внутренних социальных, культурных, политических, религиозных и иных противоречий.
Российская школа имеет свой, огромный, проверенный веками и различными политическими системами, опыт гражданского, военно-патриотического и патриотического обучения и воспитания. Длительное время начальная военная подготовка являлась одним из учебного процесса средней России. частности, начальное обучение в школах кроме образовательного развития их физического патриотического естественным привлекало к молодёжь не в но во вне время. Основы знаний раздел «Основы безопасности и сегодня в образовательную
Изменение военно-политической в мире, преобразование государства, Концепция совета безопасности Российской нынешняя армии, взглядов в доктрине существенно подходы подготовке к воинской
Подготовка юношей военной создание условий для у них качеств процессе в общеобразовательных во многом решению проблемы, юношам успешно трудности, связанные воинской и более короткие овладевать современным и техникой, в первую необходимо для защиты [6].
работа обусловлена разработки организационных методических подготовки к воинской в структуре процесса создания для успешного главной задачи в – у юношей к защите верности долгу, и ответственности принадлежность к Силам Федерации.
данной работе исходили из что готовности к воинской можно значительно с приобретения знаний и навыков на сборах, основным военной службы.
исследования состоит выявлении подготовки школьников к службе в условиях, имеются ослабление военной между государствами мире необходимость боевой готовности армии; снижение последние авторитета службы и высокие требования качеству службы. проблемы является того, каким можно условиях учебного времени средств я подготовки старших классах сделать ее эффективной, прежде физическую и готовность к нашей [8].
исследования: процесс по по военной
Предмет исследования формирование навыков военной у
Цель работы сформировать навыки военной у 10-х классов военно-полевых сборах.
соответствии поставленной были сформулированы задачи:
1. информационным изучить начальной военной обучающихся общеобразовательной
2. Сформировать начальной подготовки у 10-х классов базе лагеря.
3. сформированность навыков военной подготовки 10-х
Гипотеза : Предполагается, формирование навыков военной у 10−го будет более при дисциплин военно-полевых сборах.
Изучив ситуацию, которая существует в школах, а также особенности воспитательного и образовательного процессов, можно сделать следующие выводы по патриотическому воспитанию методом военно-полевых сборов.
Теоретический анализ литературы позволил выявить основные предпосылки становления и развития начальной военной подготовки в системе общего образования.
Таким образом, анализ этапов становления и развития начальной военной подготовки в системе общего позволил констатировать, что основными ее тенденциями являются:
- усиление социальной роли общего образования;
- повышение роли и места начальной военной подготовки в системе общего образования;
- совершенствование содержания военной подготовки, форм, методов и средств обучения;
- совершенствование системы подготовки высококвалифицированных специалистов по начальной военной подготовке.
Основной целью и задачей данных военно-полевых сборов заключалось в подготовке юношей к службе ВС РФ. Развить морально волевые качества, умения и навыки обращения с оружием и специальными средствами, приемами рукопашного боя и т.д. Всем учащимся прошедшим военно-полевые сборы выставляется оценка в журнале по предмету ОБЖ, полученная на сборах, те учащиеся, которые не прошли сборы по уважительной причине сдают дисциплины теоретически.
В настоящей работе были сделаны следующие выводы:
1. Анализ информационных источников показал, что изучение раздела ОБЖ по начальной военной подготовке, проходит в большинстве школ в теоретическом формате, в данном случае военно-полевые сборы позволяют сформировать навыки и подготовить обучающихся к практическими действиями.
2. На базе военно-полевого лагеря в ПГТ Северо-Енисейске были проведены занятия по отработке навыков начальной военной подготовки у обучающихся 10-х классов.
3. Оценка навыков начальной военной подготовки у обучающихся 10-х классов показала, что средний балл по строевой подготовке увеличился на 0.7 балла, по стрельбе на 0.6 балла, по РХБЗ на 0.4 балла.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждается, что формирование навыков начальной военной подготовки у обучающихся 10−го класса будет более эффективным при изучении дисциплин на военно-полевых сборах.
1. 100 вопросов – 100 ответов: Об армии, авиации, флоте/Авт. сост. В.Г. Черкашин. – М.: Молодая гвардия, 1985.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А., «Патриотическое воспитание в школе»- М.:Айрис-пресс,2002г.
3. Анайский А.С., Кулаков В.Ф, Лутовинов В.И, Концепция военно-патриотического воспитания молодежи 2010 г.
4. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989 г.
5. Бачевский В. Г. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи: (Задачи и проблемы на современном этапе) / В. Бачевский, С.Наумов // Основы безопасности жизнедеятельности. – 1999 г.
6. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2004 г.
7. Васнев, В. А. Основы подготовки к военной службе: метод, материалы и документы / В. А. Васнев, С. А. Чиненный; под ред. В. А. Васнева. - М.: Просвещение, 2003 г.
8. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство Мысль, 1984 г.
9. Видякин М.В «Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник Мероприятий » Волгоград 2006 г.-208с.
10. Инструктивно методическое письмо «О преподавании "Основ безопасности жизнедеятельности" в 10 - 11классах общеобразовательных учреждений на 2016 г.»
11. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург, - 2009 г.
12. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2011г.
13. Мизиковский Г.В. Меж предметные связи в курсе допризывной подготовки юношей – М.: Просвещение (Библиотека руководителя начальной военной подготовки ) 1990г.- 79с.
14. Общие вопросы методики преподавания// Основы безопасности жизнедеятельности № 8,9 2003 г.
15. Основы подготовки к военной службе: Методические материалы и документы: Книга для учителя. - Просвещение, 2003 г.....30