Только Word
Введение ……………………………………………………………….. 3
1. Анализ образовательного процесса по допризывной подготовке старшеклассников в общеобразовательной школе ………………………….. 6
1.1. Требования нормативно-правовых актов по допризывной подготовке старшеклассников ………………………………………………. 6
1.2. Анализ требований ФГОС к подготовке к военной службе и военно-патриотическому воспитанию учащихся ……………………………11
1.3. Анализ образовательного процесса курса ОБЖ в области подготовки молодёжи к военной службе ……………………………………16
2. Анализ применения современных технологий в образовательном процессе по ОБЖ ………………………………………………………………23
3. Разработка предложений по применению интегрированных технологий в образовательном процессе по курсу ОБЖ и проверка их эффективности ………………………………………………………...............32
3.1. Теоретическое обоснование применения интегрированных уроков при изучении основ военной службы ……………………………………… 32
3.2. Разработка технологической карты интегрированного урока по основам военных знаний……………………………………………………...38
3.3. Организация и проведение педагогического эксперимента по проверке эффективности применения интегрированных технология в образовательном процессе по основам военных знаний ………………….40
Заключение ……………………………………………………………..54
Библиографический список ……………………………………………55
Приложения …………………………………………………………… 58
Строительство и развитие Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях связаны с неуклонным повышением качества подготовки граждан к военной службе, особенно в условиях сокращения сроков военной службы по призыву. В этих условиях особую актуальность приобретает совершенствование образовательного процесса по основам военной службы в общеобразовательной школе. В решении этой задачи учителю призваны помочь современные образовательные технологии и применение межпредметных связей школьных предметов Школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» включает совокупность знаний во всех образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. В тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» используются сведения из физики, химии, биологии, географии и экологии, которые изучаются в образовательной области естествознания. Раздел «Основы военной службы» связанных с изучением законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации предполагает использование сведений о человеке, обществе и государстве образовательной области обществознания. В физической культуре используются основы знаний о здоровом образе жизни и правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом.
Реализация межпредметных связей осуществляется за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и т.д.
Актуальность настоящей работы обусловлена объективными интеграционными процессами в современном мире и неуклонным возрастанием требований к качеству подготовки граждан к военной службе в условиях сокращения сроков военной службы по призыву. В этих условиях особую актуальность приобретает совершенствование образовательного процесса по основам военной службы в общеобразовательной школе на основе интеграционных технологий обучения.
Цель работы: на основе анализа межпредметных связей школьных предметов разработать предложения по повышению эффективности образовательного процесса по основам военной службы с применением межпредметных связей курса ОБЖ и физики.
Объект исследования: образовательный процесс по формированию основ военных знаний обучающихся 11 классов.
Предмет исследования: интегрированное обучение при формировании основ военных знаний старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ образовательного процесса по допризывной подготовке старшеклассников в общеобразовательной школе.
2. Теоретически обосновать и разработать предложения по применению интегрированных технологий в образовательном процессе по курсу ОБЖ.
3. Разработать технологическую карту интегрированного урока по основам военных знаний с применением межпредметных связей курса ОБЖ и дисциплины физики и проверить эффективность их применения.
Гипотеза исследования: повышение эффективности формирования основ военных знаний обучающихся может быть достигнуто при выполнении следующих условий:
применение технологий интегрированного обучения при изучении основ военной службы;
внедрение в образовательный процесс разработанных нами предложений.
Методы исследования:
анализ нормативно-правовых актов организации обучения основам военных знаний в образовательных учреждениях;
обзор и анализ литературы по использовании межпредметных связей при изучении курса ОБЖ;
педагогическое наблюдение,
тесты, устные опросы
педагогический эксперимент.
Исследование проводилось базе Шилинской и Миндерлинской СОШ
Таким образом, в настоящей выпускной квалификационной работе проведен анализ межпредметных связей школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) на основании которого разработана технологическая карта интегрированного урока по основам военных знаний с применением межпредметных связей курса ОБЖ и физики и осуществлена в ходе педагогического эксперимента проверка эффективности проведенного урока.
Выводы:
1. Формированию основ военных знаний допризывной молодежи способствуют грамотно выбранная методика преподавания предмета, работа во внеурочное время, занятия в кружках, участие в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, а также использование инновационных технологий.
2. Применение интеграционных технологий при изучении основ военной службы позволяет повысить эффективность образовательного процесса по основам военной службы, качество знаний обучающихся, развивает интерес к военной службе в целом, активизирует мышление обучающихся способствует повышению качества подготовки старшеклассников к военной службе.
3. Проведение интеграционного урока по основам военной службы с применением межпредметных связей способствовало повышению эффективности формирования навыков безопасного поведения обучающихся в условиях воздействия поражающих факторов ядерного оружия.
В результате проведенного педагогического эксперимента выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждения.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, предложенные нами рекомендации по применению межпредметных связей в образовательном процессе по безопасности могут быть использованы в практической педагогической деятельности преподавателей-организаторов курса ОБЖ и учителей предметников общеобразовательных организаций
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ.
3. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 481 «Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.
4. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 N 1742-р «Об изменении Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года»
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
6. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ
7. Приказ Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы».
8. Федеральный перечень учебников, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г. № 1067.
9. Абаскалова, Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учебное пособие/Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. - Новосибирск: Арта, 2011. - 304 с.
10. Адольф, В. А. Педагогика: учебно-методический комплекс дисциплины/ З.К. Бакшеева, С.А. Вахрушев. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2011. - 168 с.
11. Айзман, Р. И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Р. И. Айзман, С. В. Петров, В. М. Ширшова. - Новосибирск: Арта, 2011. - 208 с.
12. Айзман, Р. И. Безопасность жизнедеятельности: практикум: учебное пособие/Р.И. Айзман [и др.]. - Новосибирск: Арта, 2011. - 288 с.
13. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник/С.В. Белов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт; М.: ИД Юрайт, 2011. - 680 с.
14. Краевский В. В. Методология педагогической науки. - М.,2000
15. Латчук, В.Н., Марков, В.В., Миронов, С.К. Вангородский, С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс – Москва «Дрофа», 2008-2012г.г....32