Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интерактивные методы обучения на уроках истории как способ повышения учебной мотивации и познавательной активности учащихся 6 класса

Работа №151975

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение …………………………………………………………………….
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС………..…….

9
1.1. Понятие и сущность технологии интерактивного обучения ………
9
1.2. Реализация требований ФГОС второго поколения через использование интерактивных методов обучения на уроках истории ……………………………………………………………….


22
1.3. Учет педагогом психологических особенностей младших подростков при проведении урока ……………………………….

32
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ………………………………………..


38
2.1. Урок с использованием метода малых групп и анализ его проведения……………………………………………………………

38
2.2. Урок с использованием метода «мозгового штурма» и анализ его проведения …………………………………………………………..

49
2.3. Урок с использованием технологии case study и анализ его проведения …………………………………………………………..

60
Заключение ………………………………………………………………….
72
Список используемой литературы ………………………………………..

Приложение ………………………………………………………………….



Современный подход к обучению ориентирован на внесение в процесс обучения новизны, что вызвано особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера.
Многолетняя практика свидетельствует, что обучение с помощью традиционных технологий не позволяет развить ключевые, базовые компетентности, поэтому нужна решительная перестройка учебного процесса.
В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых все учащиеся активно включаются в поисковую образовательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации, побуждаются к активным действиям; при которых организовывается совместная деятельность, устанавливаются партнерские отношения между педагогом и учащимися и обеспечивается интенсивное межличностное общение в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимопомощи. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.
Актуальность и целесообразность применения на уроках технологии интерактивного обучения исходит из того, что новые запросы и требования ФГОС второго поколения невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных педагогических технологиях. Необходимы новые подходы к организации обучения, которые будут направлены на развитие личности ученика и с помощью которых ученик сможет стать живым участником образовательного процесса.
Необходимость внедрения интерактивного обучения в практику обусловлена определенными тенденциями. Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации. Вторая вытекает из развития требований к качествам личности самого выпускника, который должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях в профессиональной сфере.
Актуальность изучения и применения интерактивных технологий на уроках истории обусловлена еще и тем фактором, что в настоящее время учителя зачастую сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, надо назвать однообразие уроков. Увлечь учеников своим предметом, сегодня очень сложно без применения новых интерактивных технологий, так как односторонняя коммуникация оправдана лишь в случае недостатка информации, невозможности ее получения другим способом, кроме как из рассказа учителя. Только новые творческие подходы к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразие приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность.
Объектом моего исследования будут являться методы обучения истории. Предметом – влияние интерактивных методов обучения на мотивацию и познавательную активность учащихся 6 класса.
Цель работы заключается в выявлении эффективности интерактивных методов обучения и их влиянии на мотивацию и познавательную деятельность учащихся 6 класса на уроках истории. Исходя из этого, передо мной стоят следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность и особенности технологии интерактивного обучения;
2. Проанализировать, как применение интерактивных технологий на уроках способствует реализации требований ФГОС основного общего образования;
3. Выделить основные психологические особенности детей младшего подросткового возраста, которые педагог должен учитывать при проведении урока;...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в выпускной квалификационной работе были рассмотрены понятие, сущность и особенности интерактивных методов обучения, показано, каким образом применение интерактивных технологий способствует реализации требований ФГОС, выделены психологические особенности учащихся 6 класса, представлены технологические карты уроков истории в 6 классе с применением таких интерактивных методов как «мозговой штурм», метод малых групп и кейс-стади, а также проанализированы результаты применения этих интерактивных методов в практической деятельности и выявлена их эффективность и влияние на мотивацию и познавательную деятельность учащихся.
Изучение теоретического анализа внедрения интерактивных методов в учебный процесс показывает, что используя интерактивный подход к обучению, можно оптимизировать процесс освоения учебного материала и сделать его более эффективным в условиях общеобразовательной школы. Специально организованный способ многосторонней коммуникации, который лежит в основе интерактивных методик, предполагает активность каждого субъекта образовательного процесса, а не только педагога, паритетность, отсутствие репрессивных мер управления и контроля с его стороны. При такой организации урока даже самые пассивные учащиеся будут включаться в активную деятельность. А ученики лучше запоминают и усваивают именно то, до чего они доходят в деятельности. Уровень учебной мотивации и познавательной активности школьников будет значительно выше, чем на уроках традиционного типа.
Требования ФГОС второго поколения можно реализовать через применение интерактивных методов обучения. Интерактивные технологии, относясь к числу инновационных, в совокупности с другими прогрессивными технологиями, способствуют реализации системно – деятельностного подхода, достижению основных результатов образования – личностных, предметных, метапредметных, а вместе с тем, и развитию универсальных учебных действий. Исходя из этого, можно говорить, что с помощью грамотного применения интерактивных технологий на уроках, учитель успешно может реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Таким образом, интерактивное обучение - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними. Интерактивное обучение позволяет реализовать субъект - субъектный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать на каждом занятии в различных формах коммуникативные умения учащихся; формировать их активно-познавательную позицию и познавательный интерес, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно-воспитательного процесса.
Рассматривая возрастные и психологические особенности учащихся 6 класса можно отметить, что применение интерактивных методов в 6 классе благоприятно сказывается психологическом и эмоциональном состоянии школьников: удовлетворяется их потребность в общении, поскольку они имеют возможность общаться не только на переменах, но и на уроках. Активное взаимодействие, совместное достижение общих учебных задач вызывает у младших подростков больший интерес нежели однообразный рассказ учителя.
Исследуя интерактивные методы обучения на эмпирическом уровне, анализируя результативность их применения на уроках истории в 6 классе с точки зрения влияния на мотивацию учащихся и их познавательную деятельность, мы проследили положительную динамику. Результаты рефлексии и личных наблюдений показывают, что по сравнению с традиционными уроками, которые проводились параллельно интерактивным, познавательная активность учащихся, их мотивация и заинтересованность ходом урока и результатами работы выросла в среднем на 42,6% (активность на традиционных уроках составляла в среднем 39%, на уроках с применением технологии «малых групп», «мозгового штурма» и case study – 81%, 88% и 76% соответственно).

Таким образом, проведение уроков в нетрадиционной форме с применением интерактивных методов обучения является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности. Применение метода «малых групп», «мозгового штурма», case study, а также других интерактивных методов обучения, повышает заинтересованность учащихся в изучении предмета истории, заставляет их подходить к работе творчески, критически мыслить, добывать знания совместными усилиями, без помощи педагога.
Обратим внимание на то, что не смотря на весь арсенал преимуществ интерактивных методов, они все же не являются единственно верными и правильными методиками, которые удовлетворяют требования ФГОС, формируют те или иные качества личности школьника, влияют на качество усвоения материала или повышают учебную мотивацию и познавательную активность. Эти задачи можно решить, используя и другие инновационные технологии (проблемное обучение и др.). Внедрение интерактивных методов в учебный процесс имеет и свои сложности. Интерактивный урок требует большой подготовки как самого учителя (подготовки к уроку - информация, раздаточный материал, оборудование урока, а также ряда компетенций – знания теории интерактивных методик, навыков межличностного взаимодействия со школьниками, фасилитации групповой и других форм работы), так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. К тому же, не каждый ребенок (или даже класс) может оказаться восприимчивым к подобным технологиям. Только систематическое применение интерактивных методов группой учителей на своих уроках обеспечит их эффективность, а также сможет удовлетворить потребность государства в выпускниках, обладающих вероятностным мышлением, которые обладают не только определенным багажом знаний, но и умеют применять свои знания, умения и навыки в конкретных жизненных ситуациях.


1) Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000. – 624 с.
2) Алексашкина, Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 9. – С.8 – 15.
3) Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс. 1996, 480 с.
4) Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций. – М.: Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана, выпуск №04, 2011.
5) Коротаева, Е.В. Некоторые вопросы интерактивного обучения. – Научный диалог, выпуск №5, 2012. – 111 с.
6) Короткова М.В. Проведение игр и дискуссий на уроке истории. - М.: Владос - Пресс, 2001. - 248 с.
7) Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1997, 608 с.
8) Мясоед, Т.А. Интерактивные технологии обучения. - М., 2004.
9) Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.
10) Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, - Спб.: Питер, 2005. – 229 с.
11) Подласый И.П. Педагогика.- М.: Владос, 1999.- 576с.
12) Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М., Просвещение, 1973. – 288 с.
13) Реутова, Е. А. Применение активных и интерактив­ных методов обучения в образовательном процессе вуза. – Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. – 59 с.
14) Сурмин, Ю.П. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
15) Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методам обучения. - СПб.: Питер, 2004.- 541с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ