Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ КАТАРСКОЙ ЕРЕСИ ВО ФРАНЦИИ В XIII ВЕКЕ

Работа №151972

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

история

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение………………………………………………………………………..3
1. Франция в XIII веке…………………………………………………………9
1.1. Политическая централизация. Возникновение городов и их роль в развитии страны. Внутренняя колонизация………………………………….9
1.2. Краткий обзор феодальной и социальной истории Лангедока………..13
1.3. Основные факторы распространения еретических вероучений……....15
2. Основные постулаты катарской ереси…………………………………….19
2.1. Возникновение ереси катаров……………………………………………25
2.2. Основы вероучения катаров……………………………………………...25
2.3. Катаризм и католицизм…………………………………………………...30
2.4. Сравнительный анализ обряда крещения у католиков и катар………...33
3. Борьба с катарской ересью……………………………………………...….37
3.1. Основные методы и формы борьбы…………………………………..…37
3.2 Попытка обращения к «светской длани»…………………………..…….38
3.3. Проповедь……………………………………………………………...…..41
3.4. Крестовый поход против альбигойцев……………………………..……44
Заключение………………………………………………………………..……47
Библиографический список……………………………..………………….…50

Исторически Франция всегда делилась на Север и Юг – как в политическом, так и в экономическом и духовном планах. Подобные различия не могли не наложить отпечаток на историческую судьбу страны. И именно в XIII веке эти различия в полной мере дают о себе знать – к этому времени завершается образование городов, они приобретают значительный политический вес и экономическую силу. Свойства природного ландшафта определяют производительные силы северной и южной частей страны – Юг занимает лидирующие позиции во многих отраслях производства, более того, он получает богатое правовое наследие Римской империи. Все это приводит к приобретению южными частями Франции неповторимой самобытности, что находит свое отражение в такой важной отрасли средневековой жизни, как религия. Невозможно переоценить роль религии в средние века. Она являлась двигателем общественной мысли, она была катализатором всех без исключения общественных процессов, она принимала роль политического инструмента, проникая во все сферы жизни людей.
В данной работе будут рассмотрены особенности катарской ереси, получившей широкое распространение в Южной части Франции. Вероучение катаров представляет собой некий синтез древних философских воззрений, вылившихся в религиозные учения, и непосредственно христианства, в частности католицизма. Именно этим и объясняется актуальность данной темы. Историю христианства как одной из ведущих мировых религий невозможно полно представить без рассмотрения сопутствующих ему религиозных воззрений. Катарское вероучение, признанное еретическим, является наиболее ярким примером такого мировоззрения. Дошедшие до нас исторические источники проливают свет на события, происходящие в Южной части Франции в начале XIII века. Эта часть страны взята для исследования не случайно, ведь нигде катарская ересь не прижилась настолько прочно, как на свободолюбивом Юге.
Объектом работы является социально-духовное развитие Франции начала XIII века. Предмет исследования– особенности катарской ереси во Франции начала XIII века.
Цель данной курсовой работы – изучение основных постулатов катарской ереси, распространенной в Южной части Франции в начале XIII века.
Для достижения поставленной цели исследования нужно выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать исторические источники и имеющуюся литературу по изучаемому периоду.
2. Рассмотреть политическое и экономическое развитие Франции к началу XIII века.
3. Выделить особенности социально-экономического развития Южной Франции
4. Выделить основные факторы, способствующие распространению еретических вероучений в южном регионе Франции.
5. Рассмотреть основные постулаты катарской ереси
6. Провести сравнительный анализ между постулатами катаризма и католицизма.
Хронологические рамки исследования охватывают сравнительно небольшой исторический промежуток времени – конец XII – середину XIII века. Именно к этому периоду относится назревание конфликта между Римским папой и правителями Юга Франции, а также непосредственные действия католической церкви против еретиков Лангедока. Географические рамки работы включают в себя такие территории Юга Франции как Гасконь, Лангедок и Прованс. Именно здесь в полной мере переживала расцвет катарская ересь.
Актуальность данной темы определяется степенью ее изученности; так как количество источников для изучения катарской ереси невелико, в исторической науке до сих пор ведутся дискуссии насчет того, кто такие катары, каким они видели этот мир и каков был размах их пропагандисткой деятельности. Этим проблемам посвящены научные работы таких российский ученых, как Николай Осокин, Лев Карсавин, Александр Веселовский, Альберт Манфред, а также французских – Зои Ольденбург, Роже Каратини, Ашиль Люшера, Жака Мадоля.
Рассмотрим часть зарубежной историографии на тему катарской ереси. Так, Люшер Ашиль (1846-1908) – французский историк-медиевист, определяет катарскую ересь как попытку возвращения к истинному христианству. По его мнению, многие еретики скорее считали еретиками католических епископов, нежели самих себя, так как духовные иерархи были глубоко дискредитированы в глазах общества своим греховным поведением. Катарские «совершенные» вели по-настоящему праведный образ жизни, и таким образом могли являться посредниками между землей и небом, наставлять основную массу катар на истинный путь спасения души. Другой французский исследователь Роже Каратини (1924-2009) – один из крупнейших ученых-энциклопедистов, прежде всего отмечает скудность источниковой базы для изучения вероучения катар, подчеркивая тот факт, что основная масса дошедших до нас источников относится к уставам церковных соборов, созданных для того, чтобы бороться с этой ересью, а также к приговорам, вынесенным катарам судом Инквизиции. Однако Роже Каратини так же, как Люшер Ашиль отмечает сходство католического и катарского вероучений, (несмотря на принципиальные различия в концепции сотворения мира) особенно выделяя одержимость и тех и других мыслью о спасении души. Жак Мадоль, давая обширный анализ историографии темы, делает акцент на самобытности катар Окситании и на различиях между ними и Болгарскими богомилами. «Катаризм, такой, как мы его изучаем, расцвел только один раз», - заявляет он в своем труде.1 Зоя Ольденбург (1916-2002) – специалист по средневековой Франции, опровергает мнение о том, что полное представление о религиозной доктрине катаров можно составить только на основании разногласий их с официальной церковью. Подобно Роже Каратини, она допускает тот факт, что большая часть катарского учения до нас не дошла, а возможно именно она и содержит секрет необычайной популярности альбигойского вероучения. Тем не менее, Зоя Ольденбург отмечает факт наличия разночтений между катарскими сектами, чего нельзя заметить у предыдущих исследователей....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проанализировав исторические источники и имеющуюся литературу относительно катарского вероучения, можно сделать вывод о том, что как зарубежными, так и российскими исследователями был внесен немалый вклад в изучение катаров. Стоит отметить, что катаризм рассматривается ими как христианство, только в своем более раннем проявлении и со своими характерными особенностями.
Рассматривая политическую и экономическую ситуацию во Франции к началу XIII века, мы отметили деление территории на север и юг, а также создание предпосылок для формирования централизованного государства, которому способствовало бурное развитие городов, тесно связанных с еретическими вероучениями.
Так как города на юге развились гораздо раньше, чем на севере, благодаря быстрому экономическому росту и сохранившемуся с римских времен самоуправлению, это помогло им быстрее обрести свободу. Именно поэтому успешно прижиться и распространиться катарскому вероучению удалось именно на юге Франции. Рассмотренное нами политическое, экономическое, а также социальное развитие данного региона способствовало проникновению новых идей, а терпимость южан и их национальная гордость за свой самобытный регион подобно ветру при пожаре разносила катаризм по южным землям. Также распространению катарского вероучения способствовала политическая анархия на юге и глубоко дискредитированные в глазах общественности католические священники и вышестоящие духовные сановники. Поэтапное рассмотрение факторов распространения еретических вероучений в южном регионе Франции позволило выявить не только сугубо религиозные причины распространения еретичества, но и политические, а также экономические. Религия в то время была мощнейшим инструментов влияния и борьбы политических лидеров за самый ценный ресурс – землю. Этот тезис подтверждает изучение альбигойского крестового похода. Несмотря на грамотное религиозное обоснование, его нельзя не рассматривать в контексте широкомасштабной политической акции против магнатов богатого и процветающего Юга. Рассмотрев основные постулаты катарской ереси, нельзя не согласиться с большинством исследователей – катаризм действительно имеет христианские корни, различия его и католицизма проявляется лишь в расставлении акцентов в вопросах создания мира, спасения души, существования ада и рая, природы Христа и т.д. Не стоит также отрицать того факта, что катаризм и католицизм в некоторых основополагающих моментах резко различались. В процессе сравнительного анализа между постулатами катаризма и католицизма были выявлены принципиальные различия: отрицания катарами идеи триединства, а также воплощения Христа в человеческом обличии и его пресуществления, отрицание существования ада, не признания католического обряда крещения, деление катарских верующих на простых и «совершенных».
Раскрывая формы и методы борьбы католической церкви с ересью, мы убедились в том, что римский папа Иннокентий III поначалу не хотел применять насилие в отношении еретиков, он хотел их обращения в католическую веру, именно для этого организовывались открытые проповеди, дискуссии еретиков с папскими легатами, длившиеся до двух недель, создание первого нищенствующего ордена также было привязано к профилактической работе посланников Папы в Лангедоке. Сами же южные феодалы мало внимания уделяли борьбе с еретиками, даже по настоянию Папы. Более того, мы пришли к выводу о том, что само духовенство Лангедока совершенно не хотело менять своих привычек и уступать власть агентам Иннокентия III. Именно эти ни к чему не приведшие попытки Папы вернуть еретиков в лоно католической церкви и образумить магнатов Юга заставили Иннокентия организовать альбигойский крестовый поход.
Изучение истории еретических движений позволяет приоткрыть завесу таинственности средневекового общества и усмотреть подлинные цели и интересы официальной церкви и светских правителей. Стоит отметить, что последствием альбигойского крестового похода было не что иное, как организация инквизиции, которая олицетворяла собой высочайшее давление католической церкви на общество и ее всеобъемлющую власть. Таким образом, катарская ересь оставила существенный след в истории Франции, дала толчок столетиями формировавшимся общественным процессам, а также показала нарастающий кризис института папской власти и истинное представление об ортодоксальной церкви в глазах людей того времени. Несмотря на небольшое количество первоисточников, изучение катарского вероучения дает нам ценные данные о социально-духовном развитии Франции начала XIII века, а также почву для новых исследований.


1. История альбигойцев и их времени / Н. А. Осокин. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 896 стр. – (Историческая библиотека).
2. История ересей: Сб. / Сост. А. Лактионов. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ОАО «ЛЮКС», 2004. – 572, [4] с. – (Историческая библиотека).
3. Каратини Роже, Катары; [пер. с фр. А. Васильсковой]. – М.: Эксмо, 2010. – 400 с.
4. Люшер Ашиль, Иннокентий III и альбигойский крестовый поход; [пер.с фр. Некрасова М.Ю]. – СПб.: Евразия, 2003. – 288 с.
5. Мадоль Жак, Альбигойская драма и судьбы Франции; [пер. с фр. к.и.н. Цибулько Г.Ф.], под ред. к.и.н. Милютенко Н.И. – СПб.: Евразия 2000. – 320 с.
6. Магр, Морис, Сокровище альбигойцев/ Морис Магр, [пер. с фр. Е. Морозовой] – М.: Энигма, 2009. – 608 с. – (Коллекция Гримуар).
7. Манфред А.З. История Франции (в трех томах) т.1 / В. М. Далин, В.В. Загладин, С.Н. Павлова, С.Д. Сказкин. – М.: Наука, 1974. – 357 с.
8. Ольденбург. З. Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов. – СПб.: Алетейя, 2001. – 236 с.
9. Сидорова Н. А. Народные еретические движения во Франции в XI и XII веках /А.Н. Сидорова // Средние века: сб. науч. тр. – М., 1953. № 4. стр. 74 – 103.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ