Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР

Работа №151968

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2015
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты изучения и развития временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 7
1.1. Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста в норме 7
1.2. Особенности формирования временных представлений у детей с задержкой психического развития 15
1.3. Методики изучения временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития. 20
Глава II. Исследование усвоения временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 27
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3. Методические рекомендации 48
Заключение 64
Список литературы 67

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана со временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени– это отражения деятельности и последовательности явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или иной промежуток времени.
Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов возбуждения и торможения. Дифференцировка временных интервалов является результатом условных рефлексов на время.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его».
В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.
Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Абульханова–Cлавская, А.А. Кроник, Е.А. Головаха, Рихтерман Т.Д., Элькин Д.Г. Л.С. Метлина и др., однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.
Одной из задач дошкольного воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) является усвоение временных представлений. Однако, для таких детей этот процесс особенно сложен идля освоения временных представлений требуются специально организованные условия и методы.
Таким образом, проблема нашего исследования заключается в поиске оптимальных путей и средств преодоления у дошкольников с ЗПР трудностей связанных с особенностями усвоения временных представлений.
Исходя из обозначенной проблематики, мы выбрали тему исследования: Особенности усвоения временных представлений старшими дошкольниками с ЗПР.
В настоящей работе мы обобщаем накопленный теоретический и методический опыт в данной области и проводим сравнение развития временных представлений у детей с нормальным и задержанным развитием.
Цель исследования: составить методические рекомендации, направленные на устранение особенностей усвоения временных представлений у дошкольников старшего возраста с ЗПР....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализируя литературные источники по временным представлениям у старших дошкольников мы пришли к выводу, что одной из самых сложных областей знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, являются математические представления, так как они достаточно отвлечённые и оперирование ими требует выполнения сложных умственных действий. У детей с задержкой психического развития имеются нарушения познавательной деятельности, которые затрудняют овладение ими математическими знаниями и умениями, в частности, восприятие и ориентировка во времени и усвоение временных представлений. Основываясь на анализе литературы по изучаемой проблеме, мы можем сказать, что нарушения в понимании категории времени у детей с ЗПР так же вероятно вызвано нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время.
Методика изучения временных представлений со старшими дошкольниками с ЗПР создает основу для общематематического развития детей.
Анализ методических материалов к усвоению временных представлений у старших дошкольников показал, что общеобразовательные программы дошкольного воспитания адаптируются для детей с ЗПР, но перед поступлением в школу требования к представлениям к усвоению временных представлений такие же, как к нормально развивающимся сверстникам.
В рамках решения третьей задачи исследования мы провели констатирующий эксперимент, цель которого: выявить уровень усвоения временных представлений у старших дошкольников с ЗПР, было обследовано две группы детей. Одна группа детей в норме 10 человек из контрольной группы (КГ) состоящая из детей в возрасте 6 – 7 лет. И группа детей 10 человек с ЗПР из экспериментальной группы (ЭГ) состоящая из детей в возрасте 6 – 7 лет.
Ввиду отсутствия готового диагностического материала для исследования усвоения временных представлений у старших дошкольников для создания диагностического комплекса мы взяли материалы Т.Д. Рихтерман и Т.И. Тарабариной [32, 41]. Задания для детей мы сгруппировали в 6 блоков по 12 вопросов в каждом блоке. С помощью данного комплекса материалов у детей исследовались представления о частях суток, способность понимать и использовать в собственной речи понятия «вчера», «сегодня», «завтра», представления о временах года, месяцах, днях недели и способность понимать обратимые активные и пассивные лексико-грамматические конструкции.
Предлагаемая нами итоговая система оценивания позволяет определить уровень сформированности временных представлений как по каждому блоку в отдельности, так и рассчитать итоговую оценку усвоения временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной группы показал, что у детей с ЗПР не сформированы временные представления, начиная с самого низшего уровня, что обусловлено задержкой психического развития.
Обобщив результаты качественного и количественного анализа мы можем сделать вывод по следующим выявленным особенностям временных представлений у детей с ЗПР:
1) Знание наименований дней недели, времен года, месяцев и понимание их цикличности.
2) Снижение способностипонимать и словесно выражать явления связанные с временными категориями и временными отношениями: «раньше – позже», «вчера, сегодня, завтра», «сначала – потом»;
3) Способность наименования временного отрезка без опоры на действия людей, узнавание времени суток по картинке....


1. Агаева И.Б. Терминологический словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии / Издание второе, дополнительное – Красноярск, 2010. – 240с.
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.:Издатель¬ство «СОЮЗ», 2003. – 320 с.
3. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно – методическое пособие СПб.: Изд – во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд – во «СОЮЗ», 2002. – 479 с.
4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Учебно – методическое пособие. – М .: Гном – Пресс , 2000.
5. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно – развивающим занятиям. М., 1994.
6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с. – (Учебники для вузов.Специальная литература).
8. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред. – сост. Б. Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М .: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
9. Елецкая О.В. Горбачева Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно - временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. – М : Школьная Пресса, 2003.
10. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Путешествие по времени и пространству. СПб., 2002.
11. Земцова О.Н. Веселые часы. Называем дни недели и месяцы. – М.: Группа «Азбука Аттикус», 2014, - 25с.
12. Земцова О.Н. Веселые часы. Определяем время. – М.: Группа «Азбука Аттикус», 2014, - 25с.
13. Игнатьева, Ю., Зайнутдинова, М. Календарь «Круглый год» [Текст] / Ю. Игнатьева, М. Зайнутдинова // Дошкольное образование. – 2006. №17.
14. Иншакова О.Б. Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. – М.. В. Секачев, 2006.
15. Катаева А.А.  Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с....54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ