Только Word
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты изучения и развития временных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития 7
1.1. Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста в норме 7
1.2. Особенности формирования временных представлений у детей с задержкой психического развития 15
1.3. Методики изучения временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития. 20
Глава II. Исследование усвоения временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 27
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3. Методические рекомендации 48
Заключение 64
Список литературы 67
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана со временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени– это отражения деятельности и последовательности явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или иной промежуток времени.
Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов возбуждения и торможения. Дифференцировка временных интервалов является результатом условных рефлексов на время.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его».
В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.
Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Абульханова–Cлавская, А.А. Кроник, Е.А. Головаха, Рихтерман Т.Д., Элькин Д.Г. Л.С. Метлина и др., однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.
Одной из задач дошкольного воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) является усвоение временных представлений. Однако, для таких детей этот процесс особенно сложен идля освоения временных представлений требуются специально организованные условия и методы.
Таким образом, проблема нашего исследования заключается в поиске оптимальных путей и средств преодоления у дошкольников с ЗПР трудностей связанных с особенностями усвоения временных представлений.
Исходя из обозначенной проблематики, мы выбрали тему исследования: Особенности усвоения временных представлений старшими дошкольниками с ЗПР.
В настоящей работе мы обобщаем накопленный теоретический и методический опыт в данной области и проводим сравнение развития временных представлений у детей с нормальным и задержанным развитием.
Цель исследования: составить методические рекомендации, направленные на устранение особенностей усвоения временных представлений у дошкольников старшего возраста с ЗПР....
Анализируя литературные источники по временным представлениям у старших дошкольников мы пришли к выводу, что одной из самых сложных областей знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, являются математические представления, так как они достаточно отвлечённые и оперирование ими требует выполнения сложных умственных действий. У детей с задержкой психического развития имеются нарушения познавательной деятельности, которые затрудняют овладение ими математическими знаниями и умениями, в частности, восприятие и ориентировка во времени и усвоение временных представлений. Основываясь на анализе литературы по изучаемой проблеме, мы можем сказать, что нарушения в понимании категории времени у детей с ЗПР так же вероятно вызвано нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время.
Методика изучения временных представлений со старшими дошкольниками с ЗПР создает основу для общематематического развития детей.
Анализ методических материалов к усвоению временных представлений у старших дошкольников показал, что общеобразовательные программы дошкольного воспитания адаптируются для детей с ЗПР, но перед поступлением в школу требования к представлениям к усвоению временных представлений такие же, как к нормально развивающимся сверстникам.
В рамках решения третьей задачи исследования мы провели констатирующий эксперимент, цель которого: выявить уровень усвоения временных представлений у старших дошкольников с ЗПР, было обследовано две группы детей. Одна группа детей в норме 10 человек из контрольной группы (КГ) состоящая из детей в возрасте 6 – 7 лет. И группа детей 10 человек с ЗПР из экспериментальной группы (ЭГ) состоящая из детей в возрасте 6 – 7 лет.
Ввиду отсутствия готового диагностического материала для исследования усвоения временных представлений у старших дошкольников для создания диагностического комплекса мы взяли материалы Т.Д. Рихтерман и Т.И. Тарабариной [32, 41]. Задания для детей мы сгруппировали в 6 блоков по 12 вопросов в каждом блоке. С помощью данного комплекса материалов у детей исследовались представления о частях суток, способность понимать и использовать в собственной речи понятия «вчера», «сегодня», «завтра», представления о временах года, месяцах, днях недели и способность понимать обратимые активные и пассивные лексико-грамматические конструкции.
Предлагаемая нами итоговая система оценивания позволяет определить уровень сформированности временных представлений как по каждому блоку в отдельности, так и рассчитать итоговую оценку усвоения временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной группы показал, что у детей с ЗПР не сформированы временные представления, начиная с самого низшего уровня, что обусловлено задержкой психического развития.
Обобщив результаты качественного и количественного анализа мы можем сделать вывод по следующим выявленным особенностям временных представлений у детей с ЗПР:
1) Знание наименований дней недели, времен года, месяцев и понимание их цикличности.
2) Снижение способностипонимать и словесно выражать явления связанные с временными категориями и временными отношениями: «раньше – позже», «вчера, сегодня, завтра», «сначала – потом»;
3) Способность наименования временного отрезка без опоры на действия людей, узнавание времени суток по картинке....
1. Агаева И.Б. Терминологический словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии / Издание второе, дополнительное – Красноярск, 2010. – 240с.
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.:Издатель¬ство «СОЮЗ», 2003. – 320 с.
3. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно – методическое пособие СПб.: Изд – во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд – во «СОЮЗ», 2002. – 479 с.
4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Учебно – методическое пособие. – М .: Гном – Пресс , 2000.
5. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно – развивающим занятиям. М., 1994.
6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с. – (Учебники для вузов.Специальная литература).
8. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред. – сост. Б. Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М .: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
9. Елецкая О.В. Горбачева Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно - временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. – М : Школьная Пресса, 2003.
10. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Путешествие по времени и пространству. СПб., 2002.
11. Земцова О.Н. Веселые часы. Называем дни недели и месяцы. – М.: Группа «Азбука Аттикус», 2014, - 25с.
12. Земцова О.Н. Веселые часы. Определяем время. – М.: Группа «Азбука Аттикус», 2014, - 25с.
13. Игнатьева, Ю., Зайнутдинова, М. Календарь «Круглый год» [Текст] / Ю. Игнатьева, М. Зайнутдинова // Дошкольное образование. – 2006. №17.
14. Иншакова О.Б. Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. – М.. В. Секачев, 2006.
15. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с....54