ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Понятие, сущность и принципы модульного обучения 7
1.2 Особенности преподавания физики на современном этапе 14
1.3 Обзор исследовательских работ по проблеме преподавания
электростатики в старшей школе 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УГЛУБЛЕННОМУ ИЗУЧЕНИЮ ЭЛЕКТРОСТАТИКИ В СТАРШЕЙ
ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ 32
2.1 Разработка программы углубленного изучения электростатики для
учащихся старшей школы на основе модульной технологии 32
2.2 Педагогический эксперимент по проверке результативности модульной
технологии обучения электростатике учащихся старшей школы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Актуальность выбранной темы для исследования продиктована тем, что сегодня акцент в современной системе образования смещается не только в сторону формирования у школьников базовых знаний в контексте того или иного предмета, но и в сторону развития у них навыка самостоятельного получения и совершенствования своих знаний. Образовательный процесс в обязательном порядке должен способствовать развитию универсальных способностей и личностных качеств каждого ребёнка. Именно по этой причине заказ современного общества строится на необходимости организовать образовательный процесс в рамках компетентностного подхода , так как как он предполагает развитие у школьников тех знаний, которые пригодятся им во взрослой жизни.
Современный процесс образования должен в адекватном ключе отвечать запросам общества и развивать у школьников такие компетентности, как компетенции в области политики и социума, а также компетенции в области культуры и коммуникации и др.
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы показал, что в современной системе образования существуют проблемы касательно социализации, индивидуализации процесса обучения , многопрофильности обучения педагогов и учеников, развития навыков самостоятельной работы. В свете обозначенных проблем педагогические и образовательные технологии должны быть направлены на их устранение. С этой задачей может справиться технология модульного обучения , которая особенно важна при освоении предметов с математическим уклоном.
Модульная технология обучения выступает в роли личностноориентированной технологии, которая появилась в качестве альтернативы традиционному методу обучения, вобрав в себя весь накопленный годами педагогический опыт, проверенный на практике. На фоне этого, модульное образование формирует фундамент для благоприятного решения всех обозначенных проблем образовательного процесса в комплексе.
Суть модульной технологии сводится к тому, что изучается теоретический материал укрупненными модулями, с помощью которых достигается формирование не только знаний и умений по тому или иному предмету, но и развивается личность ученика.
Все сказанное выше обусловило актуальность и выбор темы для диссертационного исследования.
Теоретико-методологическая база исследования основана на идеях личностно-ориентированного обучения, единства и целостности образовательного процесса, которые отражены в трудах В.В. Краевского, В.С. Леднева, В.М. Полонского, В.В. Серикова и др.). В процессе написания выпускной квалификационной работы мы опирались на результаты исследований в области теории и методологии обучения физике в старшей школе, чему посвящены работы Ю.Б. Альтшулера, С.Е. Каменецкого, О.В. Куликовой и др.
Основная часть работ, которые были взяты за основу при написании диссертационного исследования, посвящены разработке и внедрению модульной технологии обучения, в том числе и в контексте такого предмета, как физика, что исследовали такие авторы как В.Ф. Башарин, О.Н. Королева, В.М. Гареев, Е.Н. Качура и др.
В качестве объекта диссертационного исследования выступает процесс обучения физике по курсу «Электростатика» для учеников старших классов средней школы.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы разработать и апробировать на практике программу углубленного изучения электростатики для учащихся старшей школы на основе модульной технологии обучения...
Теоретический анализ показал, что отправной точкой для изучения физических полей является «электростатика». Все понятия, которые в теоретическом аспекте обоснованы в процессе изучения этой темы («электрическое поле», «напряженность», «потенциал» и др.) являются важной составляющей в терминологии современной физики и её многочисленных приложений. При помощи электрических сил в лабораториях учёных проводится множество физических опытов, результаты которых становятся основой научно-технического прогресса.
Преподавание курса «Электростатика» в старших классах средней школы сопряжено с рядом проблем:
- на сегодня составлено множество учебных программ, но единая точка зрения на то, какими должны быть культуры содержания данного раздела физики отсутствует;
- ученики проявляют низкий интерес к изучению физики вообще и электростатики в частности;
- большинство школ не имеют достаточной материальной базы для проведения физических опытов, по этой причине ведут политику «мелового» преподавания, что и является причиной снижения интереса старшеклассников к предмету;
- учащиеся не обладают достаточным количеством умений, знаний и навыков;
- учебного времени для закрепления изученного материала недостаточно и др.
Изучая электростатическое поле, преподаватель ставит задачу не объяснить его природу и структуру ученикам, его задача значительно проще, от него требуется лишь обосновать реальность поля и познакомить школьников с его важнейшими свойствами, то есть объяснить значение изучаемого понятия для мировой науки и техники.
Приоритетные направления системы среднего образования на сегодня заключаются в том, чтобы искать образовательные технологии и обучающие средства, которые обеспечивают личностное развитие ученика, прививают у него способность к саморазвитию, вследствие чего ученик становится не просто носителем и транслятором знаний, он выступает в роли активного и самоорганизующегося субъекта образовательного процесса. На сегодня представляется возможным разработка такого рода программы с применением модульной технологии обучения, которая обладает рядом преимуществ в сравнении с традиционными методами, причём как для учеников, так и для педагогов. Ученики точно понимают, какие именно знания должны быть ими усвоены и в каком объёме. Учащиеся понимают, что они должны уметь после завершения каждого модуля. Кроме того, после модульного обучения ученики могут в более эффективном русле использовать свои возможности. Модульное обучение позволяет ученикам более самостоятельно или полностью самостоятельно вести работу в рамках программы обучения.
В рамках второй главы выпускной квалификационной работы нами была разработана модель модульного обучения физике по курсу «Электростатика» для преподавания в старших классах средней школы.
Опытно-экспериментальная работа по углубленному изучению электростатики в старшей школе на основе модульной технологии проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №30» г. Пензы (МБОУ «СОШ №30»).
Основные этапы разработанной программы модульного обучения включают в себя организационную стадию, в рамках которой ученикам раздавали информационные карты, которые остаются у старшеклассников на руках и могут быть использованы ими в дальнейшем при подготовке к ЕГЭ.
На втором этапе были сформулированы цели и задачи уроков, предоставлялась информация о видах учебной деятельности...
1. Анофрикова, СВ. Не учить самостоятельности, а создавать условия для ее проявления / СВ. Анофрикова // Физика в школе. - 1995. №3.
- С. 38-46.
2. Афанасова, М.М. Методика преподавания физики с помощью интерактивных технологий обучения / М.М Афанасова, Е.А. Эйвазова // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. - 2015. - №2 (47). - С. 16-24.
3. Башарин, В.Ф. Модульная технология обучения физике / В.Ф. Башарин // Специалист. - 1994. - №9. - С.26-29.
4. Блохин, Н.В. Технология модульного открытого обучения в системе модернизации образования / Н.В. Блохин // Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров: Материалы международного симпозиума. Часть 1. - 2002. - С. 24-25.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Изд-во «Питер», 2017. - 400 с.
6. Борисова, Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. - М.: Домодедово: ВИПК МВД России, 2019.
- 174 с.
7. Бородина, Н.В., Эрганова Н.Е. Основы разработки модульной технологии обучения. Екатеринбург, 1994. - 88 с.
8. Голиш, Л.В. Современные технологии обучения: содержание, проектирование и реализация. Эксперимен-тальное методическое пособие из серии «Что нужно знать обучающемуся о современных технологиях обучения?». Ташкент, Институт развития ССПО, 2018. - С. 14
9. Довга, Г.В. Проблемы инновационных технологий обучения на уроках физики в средней школе: Дис. ... канд. пед. наук / Г.В. Довга. - СПб, 1999. - 215 с.
10. Евсеева, Л.А. Блочная система преподавания физики / Л.А. Евсеева, Т.В. Самородина // Преподавание физики в средней школе. - 2004. - №28. - С.40-42.
11. Ермоленко, В.А., Данькин С.Е. Блочно-модульная система подготовки специалистов в профессиональном лицее. - М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2016. - 162 с.
12. Захаров, Г.И. Индивидуальный подход к учащимся при обучении физике / Г.Д. Захаров // Интеллектуальное развитие учащихся в процессе обучения физике. - Екатеринбург, 2017. - С. 34-41.
13. Карпов, В.В. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. - М.: Санкт-Петербург: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2017. - 141 с.
14. Кобрушко, П.Ф. Технология модульного обучения: Учебнопрактическое пособие / П.Ф. Кобрушко, Д.Е. Назаров. - М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 2018. - 59 с.
15. Королева, О.Н. Модульное обучение физике в системе развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся старших классов средней школы: Дис. ... канд. пед. наук / О.Н. Королева. - Челябинск, 2003. - 192 с...50